Покупка франшизы – хороший вариант для тех, кто хочет открыть своё дело, но не имеет серьёзного предпринимательского опыта. В кризис франшиза может стать неплохой инвестицией, если, конечно, франчайзер – эффективно работающая даже в непростые времена компания. О том, как выбрать надёжную франшизу, порталу Biz360.ru рассказал Рамиль Бейдуллаев, эксперт юридической группы «Совет».
Рамиль Бейдуллаев – руководитель отдела направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров юридической группы «Совет». Выпускник Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета. Юрист с 5-летним опытом в области права интеллектуальной собственности.
С уходом многих иностранных компаний российским предпринимателям открылась возможность занять опустевшие ниши на рынке. Быстрый и относительно простой способ начать вести бизнес – купить франшизу другой компании. Поэтому в 2022 году, по данным Franshiza.ru, интерес к российским франчайзинговым проектам вырос на 67%, а число действующих франшиз за год увеличилосьо на 5% – до 3,3 тысяч.
Однако не все франшизы, которые появляются на рынке, надёжны и юридически безопасны. Давайте разберёмся, что необходимо проверить потенциальному франчайзи в первую очередь.
Первый шаг в анализе компании, которая вам приглянулась для покупки франшизы, – это её устойчивость на рынке и релевантность предложения.
По статистике, половина всех проданных в прошлом году франшиз приходится на сферу услуг, 26% – на сферу общепита, 20% – на непродовольственную розницу и продуктовый ритейл. Выбирая высококонкурентный сегмент, стоит оценить преимущества конкретной франшизы перед другими. Насколько известен бренд? Как о нём отзываются пользователи? Какую выручку обещает франчайзер?
Следующий вопрос: как компания зарабатывает на франшизах? Например, может быть большой паушальный взнос, а роялти нет. В таком случае, компания, вероятнее всего, зарабатывает на количестве открываемых точек. Почему это может быть плохо? Есть вероятность, что франчайзер не заинтересован в развитии партнёров и поддержки от него можно не дождаться.
Но если основной доход франчайзера приходится на роялти, и он не просто обещает помогать в открытии точек, но и прописывает соответствующие обязательства в договоре – это хороший знак.
Обычно информацию о дате основания компании, истории её развития и количестве франчайзи можно найти на официальном сайте – франчайзер, как правило, не скрывает такие данные. Но иногда может приукрашивать, округлять и вводить в заблуждение. Всё стоит проверить в независимых источниках.
Главными помощниками в поиске истины станут сайты государственных органов и открытая информация в сети. Самостоятельно можно проверить данные об организации в ЕГРЮЛ на сайте Федеральной налоговой службы. Пристальное внимание обращайте на даты регистрации фирмы и обозначенные виды деятельности. В сервисе «Прозрачный бизнес» найдётся информация об уставном капитале, владельцах компании (в том числе прошлых) и судебных разбирательствах.
Узнать фактическое количество действующих и закрытых точек могут помочь такие сервисы, как «2ГИС», «Яндекс.Карты и Google Maps.
Франчайзер, по сути, продаёт право использования нематериальных активов, одним из которых является бренд. Проверьте, когда был (и был ли) зарегистрирован товарный знак на сайте Роспатента. Там же можно найти информацию о количестве зарегистрированных франчайзи. Отсутствие в моменте зарегистрированного товарного знака не «ставит крест» на франшизе, но в таком случае увеличиваются потенциальные риски привлечения франчайзи к ответственности за использование им чужой интеллектуальной собственности.
Вторым основным активом франшизы являются уникальные бизнес-наработки (говоря юридическим языком – ноу-хау), которые позволят партнёру воспроизвести бизнес-модель франчайзера с наименьшими потерями. К ноу-хау относятся, например, рецепты приготовления блюд, программы обучения сотрудников, рекламные материалы. Залогом того, что вместо ноу-хау вам не подсунут «кота в мешке», является собственный коммерческий успех франчайзера. Поэтому крайне важно, чтобы заверения франчайзера в прибыльности франшизы подтверждались показателями работы собственных точек.
Так, собрав все данные о компании из открытых реестров, сравните их с информацией, которую предоставляет франчайзер. Расхождения в чём-либо – красный флаг, который сигнализирует о ненадёжности компании для приобретения франшизы.
Вы проанализировали рынок, посмотрели на компанию со стороны – следующим шагом будет изучение внутренних документов. Запросите у франчайзера бизнес-план и уточните список документов, которые вам передадут после заключения договора. Как будет строиться взаимодействие с франчайзером? Насколько он будет погружён в процесс? И, главное, как и где закреплены его обязательства? Часто франчайзеры обещают поддержку, но одни только слова принимать на веру не стоит.
Образец будущего договора позволит вам разобраться и с вашими обязанностями и правами. В каких случаях франчайзер может разорвать договор, а в каких – вы? Какие последствия наступают при несоблюдении договоренностей? Есть ли система штрафов? Опасаться стоит как очень строгих условий, так и отсутствия контроля их соблюдения.
Например, некоторые требуют согласовывать с управляющей компанией любую маркетинговую активность и даже тексты в социальных сетях – в таких жёстких условиях развивать бизнес партнёру, который желает самостоятельности, будет затруднительно. И, напротив, если за несоблюдением стандартов не следует никаких санкций, то они наверняка уже нарушаются – пусть не вами, но другими франчайзи, а тень падает на всю сеть.
Ни один отчёт не подскажет, стоит ли покупать франшизу, лучше, чем отзывы других франчайзи. Запросите их контакты у франчайзера. Если получите отказ, то тем более стоит потратить время и силы на поиск своих будущих коллег по франшизе. Скорее всего, они могут рассказать о таких подводных камнях, которые помогут принять окончательное решение о покупке франшизы.
Лучше всего опросить разных партнёров – из разных городов, с разным количеством открытых точек и разным рейтингом в картографических сервисах.
Узнайте, какую финансовую модель предлагал им франчайзи, показала ли она свою эффективность. Насколько точным оказался прогноз по выручке? Как быстро франчайзи вышел на окупаемость? Кроме объективных данных, составить полную картину могут и субъективные отзывы о работе с управляющей компанией. Вы узнаете, как она общается со своими партнёрами, как поддерживает работу всей сети в кризис – и даже как работает с возражениями своих франчайзи.
Франшиза – отличный инструмент для неопытного предпринимателя запустить собственный бизнес. Для того, чтобы покупка франшизы не обернулась «бизнес-трагедией», подвергните её предварительной проверке, и помните, что любые обещания франчайзера должны быть перенесены на бумагу и облечены в юридические обязательства.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».