За три года существования марки Bretton Clark о томских галстуках-бабочках узнали далеко за пределами региона. Однако в конце сентября 2015 года на своей странице в «ВКонтакте» создатели бренда Александр и Анастасия Приходько объявили о закрытии проекта. «На протяжении трёх лет мы радовали людей своими галстуками-бабочками, но мы больше не принимаем индивидуальные или корпоративные заказы и не продаем бабочки через интернет-магазин. Компания закрыта. Спасибо, что были с нами!», - написали они в прощальном посте. Александр Приходько рассказал «Томскому обзору», что же случилось с этой интересной компанией.
Александр и Анастасия Приходько, предприниматели из Томска, совладельцы компании Bretton Clark по производству галстуков бабочек ручной работы из качественных тканей и дерева. Проект запущен в 2012 году, на первом этапе супруги Приходько вложили в него 300 тысяч рублей. Проект окупился уже через полгода, но в сентябре 2015 года Александр и Анастасия приняли решение о закрытии компании.
До появления Bretton Clark Александр работал в рекламной отрасли. Однажды на новогодний корпоратив ему срочно понадобился галстук-бабочка – этого требовал дресс-код. В 2011 году отыскать нужный аксессуар в томских магазинах оказалось непросто. Это и натолкнуло Александра на идею создания собственной марки галстуков-бабочек.
«Наш бизнес начинался как семейный, первые модели бабочек отшивала моя супруга Настя. Позже, когда компания стала расширяться, она начала обучать первых нанятых швей, а я занимался административными вопросами. У нас появились не только швеи, но и менеджер по продажам. В штате было шесть сотрудников. Сам я бабочек не шил, - рассказывает Александр, - скорее, руководил процессом».
В то время, когда Bretton Clark только начинали придумывать и шить свои аксессуары, по всей стране насчитывалось от силы 40–50 производителей бабочек ручной работы. А за несколько лет их число возросло до нескольких тысяч.
«Мы всегда искали продукт, нацеливаясь на качество. Хлопок решили использовать американский - он более плотный, с интересными принтами, и не садится на краях. «За товар не должно быть стыдно!» - сказали мы сами себе. Если у нас что-то получалось неидеально, то до публики этот товар не доходил, мы его просто не выпускали. Могли несколько месяцев подбирать материал, форму. Зато потом на выходе получали очень достойный продукт».
Ни время, ни расстояния не останавливали поиски идеальных материалов и способов изготовления. Например, когда в прошлом году в Bretton Clark совместно со студией изделий из кожи и дерева Belov решили запускать производство деревянных бабочек, то за пиломатериалами приходилось ездить в Новосибирск - подходящего варианта в Томске попросту не нашли. А всё для того, чтобы создать уникальный в своём роде качественный хэнд-мейд.
«Хотя что вкладывается в понятие хэнд-мейд? Обычно под этим словом понимают один-единственный индивидуальный образец - когда люди, допустим, приходят к нам и заказывают одну бабочку. Мы таким не занимались, у нас было мелкотиражное производство. Да, это была ручная работа, бесспорно, - но бабочки и аксессуары мы производили небольшими партиями, по 5–15 штук в каждой».
Всё шло отлично: у бренда Bretton Clark появлялось всё больше коллекций, разрабатывались новые виды аксессуаров - платки, вязаные шапки, сумки… Стойки с бабочками Bretton Clark стояли на ярмарках в других городах. Любопытно, что ещё в 2013 году, когда молодая томская компания только начинала выходить на рынок, около 70% выручки приносили заказы из Москвы.
«Наше качество ценилось даже в столице. Это сейчас, когда конкуренция стала более высока, все производители мелких аксессуаров локализировались в основном на региональных рынках. А тогда мы отправляли в Москву посылки чуть ли не каждый день»
Ну и продолжались бы эти невероятные истории, отправлялись бы и дальше посылки с бабочками в другие города - почему нет?
«Просто компания достигла своего пика, - говорит Александр. - Ведь для чего обычно создается компания? Для того чтобы получать прибыль. Мы буквально через полгода после запуска вышли на самоокупаемость. Весь 2013 год мы росли. 2014 год был уже неоднозначным: то курс валют прыгает, то зарплаты падают. Но тем не менее в декабре прошлого года, перед Новым годом, наши бабочки раскупались огромными партиями.
Проект до сих пор был окупаемым. Но что такое окупаемость? Это когда доходная часть превышает расходную. Но бизнес должен приносить прибыль, и прибыль эта должна расти из квартала в квартал. Если идёт стагнация, тот тут два пути: либо перестраивать бизнес, либо уходить в другие отрасли. Мы выбрали второе».
После некоторого перерыва Александр готов с новыми силами приниматься за следующие проекты. Какие именно - покажет время. Скорее всего, признается Александр, это будет что-то из сферы аксессуаров - то, что формирует стиль, меняет людей и их настроение. Да и что ни говори, с аксессуарами просто приятно работать - и компания Bretton Clark тому пример.
«Понимаете, в каждую бабочку мы действительно вкладывали душу. Подбирали ткани, форму, делали коллекции, в какой-то мере создавали тренды. Пускай эта мода была только на бабочки-галстуки, платки и аксессуары, но тем не менее мы что-то меняли в людях. Я, по крайней мере, верю в это».
Конечно, было страшно в самом начале - как боится любой человек, который с нуля создает свой бизнес. Особенно когда есть семья, ребёнок. А если дело не пойдет? Но эти страхи свойственны каждому, кто начинает свой проект.
Это были отличные три года: у нас была компания, был отличный продукт, классные люди в команде и партнеры, с которыми мы делали классные деревянные бабочки! Да, всё шло неплохо. Но тут уже стоит вопрос приоритетов: мы сделали свой продукт, мы его продали. Мы чего-то достигли, что-то поменяли в жизни людей. Пора двигаться дальше, и мы будем двигаться, создавать что-то новое, вероятно, более масштабное. Тем более у нас уже есть отличный опыт».
Как заработать на кошельках с принтами.
Как заработать на картонных домиках для детей.
Как заработать на выпуске стильных аксессуаров из дерева.