Александра Романова из Санкт-Петербурга три год назад смогла осуществить давнюю мечту - профессионально заниматься творчеством в собственной студии. Здесь Александра изготавливает посуду, предметы декора и садовую скульптуру, пишет картины, проводит мастер-классы. Как говорит она сама: «Художник от рождения - предприниматель, он свободная творческая единица. Может на время встроиться в какую-то систему, но чаще всего работает сам на себя». О том, как устроена и на чём зарабатывает небольшая многопрофильная студия, Александра Романова рассказала порталу Biz360.ru.
Александра Романова, 37 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель студии живописи и керамики
ROMA NOVA. Закончила СПбГХПА имени Штиглица и Театральную академию. Член Союза художников России. Помимо работы в своей студии занимается постановкой спектаклей для кукольных театров, организует арт-выставки, пишет книги (один из её романов «Холст, масло» в 2010 году был номинирован на премию «Русский Букер». Мама двоих детей.
У меня два высших образования: это всем известная «Муха» - СПбГХПА им. Штиглица - и Театральная академия. В первой я получила специальность «искусствовед-культуролог», во второй – «художник-постановщик театра кукол». Училась параллельно на двух дневных, поэтому на всю жизнь научилась ценить время. Потом защитила диссертацию. Преподаю до сих пор - в «Мухе» мой стаж не прерывался с момента поступления, я там работаю уже 20 лет.
А вообще в моей трудовой биографии было разное: ювелирный завод, работа эксперта по антиквариату, выставочные проекты, постановка спектаклей. Несколько лет назад в ней случился и большой проект НОК - «Новая офисная культура». В его рамках я делала выставки для офисов, клиентами были большие банки, строительные компании, корпорации ВПК, но после последнего кризиса любые не профильные расходы сократили, умер и НОК.
Керамическая студия - не первый мой индивидуальный художественный проект. До этого были «Романова onlain» в арт-центре на Пушкинской, 10 и в пространстве «Циферблат». Это большие вызовы, акционное искусство, тесно связанное с классической живописью.
Параллельно у меня несколько лет существовала собственная школа, в которой я учила живописи, но керамику туда подключить не могла, потому что для этого нужны особые производственные мощности. Постепенно стало понятно, что мне неудобно разделять несколько направлений моей деятельности, я стала искать одно большое помещение, оно нашлось внезапно и было именно таким, как я хотела. Это случилось 3 года назад.
Мне попалось помещение на территории бывшей фабрики имени Слуцкой, фасад которой выходит на морской порт, там высота потолков 4,5 метра, есть вода и промышленное электричество 25 киловат. В общем, то, что нужно. Конечно, пришлось делать ремонт, закупать оборудование. Я не очень понимала, что именно мне будет нужно, потому что раньше пользовалась производственными мощностями других студий и даже не задумывалась, как там всё устроено.
Вначале я купила плохую печь, но смогла найти специалиста и переделала её, а потом вместе с ним построила вторую вчетверо дешевле зарубежных аналогов. Так что, это был полезный опыт.
Вообще, основные трудности были связаны с поиском не очень дорогого, но качественного оборудования. Только спустя 3 года я могу сказать, что довольна той комбинацией, что существует у меня в студии. Это же не только мастерская, но и учебная площадка, где можно заниматься живописью, графикой и керамикой одновременно.
Не все вложения были единовременными, в начале я потратила 400 тысяч на минимальный ремонт и покупку базового оборудования, но сейчас, думаю, что сумма вложений - около 800 тысяч: у меня есть не только уникальные станки, но и собственный санузел, что на заводе, где я арендую мастерскую, огромная редкость. Интерьер тоже постепенно приобрёл завершённость, на что ушла существенная доля вложений.
Мне очень помог муж и его фирма, которые взяли на себя обязательства по аренде. Арендная плата проводится по безналу и автоматически, поэтому я могу не паниковать, что, если не заработаю в этом месяце, меня выселят. Также он помог купить первую печь, круги и пластораскатчик. Остальное я вкладывала из прибыли.
В среднем аренда помещения обходится в 35 тысяч в месяц с электричеством и прочим - в пике производства плачу 50 тысяч, летом - 25.
Материалы у меня лучшие - из Америки и Германии. Думаю, что ни одна студия не даёт учиться на таких материалах, потому что это дорого. В среднем на материалы я трачу 15 тысяч в месяц.
Мой проект был на самоокупаемости сразу. Я считаю, что подобные вещи можно делать только тогда, когда уже продажи стабильны.
Строго говоря, в проекте я одна. Иногда у меня появляются подмастерья, которые выполняют различные задачи, но они не постоянны. Жизненные обстоятельства научили меня не привязываться к людям и не рассчитывать на них в долгосрочной перспективе. Разные счастливые события приносят новых сотрудников и они же их и уносят.
Генерального направления работы у мастерской нет. В ней важно всё: керамика, живопись и преподавание - эти три кита и держат мою землю. Если говорить о живописи, то это интерьерная живопись. В керамике есть два рукава: посуда и интерьер, и я стараюсь поддерживать на плаву оба этих направления. Вазы и скульптуры существуют как в интерьере, так и в экстерьере, посуда позволяет экспериментировать с формой и цветом, находить те самые живые и одновременно трендовые решения, которые делают дома более уютными.
Все три направления важны и с точки зрения доходов. У меня в продажах всегда «качели»: если проседает одна линия, поддерживает другая, поэтому я с удивлением отмечаю стабильность в финансах. Бывает, что интерьерные вещи долго пылятся, а продаётся посуда. Много и разной. Потом посуда долго стоит, копится, но зато начинается бум садовой скульптуры. Если все направления просели, то выручает преподавание. Например, именно так выглядит январь: ноль продаж, но много обучения.
Доходы от всех трёх направлений поступают примерно в равных пропорциях. Обычно обучение покрывает расход на материалы и аренду, а продажи керамики и живописи - идут в чистый плюс. В среднем прибыльность бизнеса от 50 до 80 тысяч рублей в месяц.
На изготовление одной тарелки с полным циклом - от нуля до полки в шоуруме - уходит 10 дней. И на партию из десяти тарелок тоже уходит 10 дней. И на сервиз на 12 персон тоже уходит 10 дней. Это происходит потому, что за день я могу сделать 10-20 вещей, если с помощником, то и больше, но дальше они все неделю сохнут, сутки обжигаются, один день расписываются и ещё сутки обжигаются. Такой вот парадокс.
Продаю очень по-разному. Это зависит от сезона. Летом главная тема - это садовая скульптура и вазы, осень – подготовка к новому году, декабрь – пик продаж, потом до мая можно не суетиться.
Я спокойно отношусь к тому, что мои изделия могут продаваться не сразу. Иногда вещи забирают через три года после их создания - просто находится тот, кому они подходят. Я не делаю больших тиражей, стараюсь не раздавать по магазинам, только иногда отдаю свои вещи, если магазин очень просит и заинтересован в продаже, но лучше всего себя продаю я сама.
Основной канал продаж – соцсети. Для меня самым рабочим оказался Instagram. Ещё принимаю участие в выставках и фестивалях.
Я не использую дорогого продвижения. Опасаюсь, что при моей модели существования меня накроет лавиной клиентов. Сейчас я справляюсь и с заказами, и с обучением, и не умираю на работе. Не хочу превращаться в большое производство, потому что оно точно не принесёт больших денег, но вот проблем и затраченного времени будет больше, а я не хочу взбивать из молока масло.
Каждая моя вещь – это чистое творчество, много мысли, кропотливый труд, и я не могу доверить почти ничего другим людям. У меня была помощница, которая делала мне заготовки тарелок, это, наверное, единственное, что мне комфортно поручать.
Как правило, люди находят меня сами. Есть те, с кем я работала ещё над проектом НОК, они заказывают корпоративные подарки или лекции, потом приходят на обучение, приводят своих детей, потом покупают личные подарки, обставляют свои дома.
Тех, кто прошёл со мной через последнее десятилетие, около 20 человек. Это самые преданные клиенты, уже друзья. Они читали все мои книги, приходят на все выставки, следят за творчеством. Это та поддержка, которую сложно переоценить.
Появляются и новые, за последние три года около 100 человек на большой орбите. Они знают обо мне, рекомендуют, приходят за сложными подарками, потом пропадают, потом снова появляются. И много новых, разовых. Хотя... может, только пока разовых?
Чаще всего мои клиенты - женщины, средний возраст 35 лет. Это образованные, самостоятельные, умные женщины, которые создают вокруг себя невероятные миры. Мужчины редко покупают мои вещи, но они тоже есть. По пальцам можно пересчитать. Обычно средний возраст таких покупателей - лет 45.
Кстати, те, кто приходят на мастер-класс и длительное обучение, уже не покупают мои вещи. Они начинают делать их сами. Хорошо ли, плохо, но они становятся производителями, в некотором смысле - конкурентами. Особенно это касается тех, кого я выучиваю на большом курсе. А покупают посуду и скульптуру те, кому не интересно делать самим или они понимают, что такого уровня им всё равно не достичь.
Я считаю, что в творчестве не может быть конкурентов и соперников. Я учу не копировать меня, а даю инструменты для самовыражения. Люди становятся отдельными творческими единицами в силу своих способностей, со мной сравнивать невозможно.
Я делаю искусство, мои ученики, возможно, когда-нибудь тоже до этого дойдут, но пока они могут только ремесло. Для искусства нужно специально развивать мышление, а за те недели, что идёт даже полный курс, это невозможно. Нужны десятилетия насмотренности, чувство линии, цвета. Те, кто приходят со всем этим, берут керамическую технологию и потом творят, но таких не очень много.
Да и даже среди художников соперничество бесполезно и глупо. У каждого свой зритель и заказчик. Мы же не волнуемся, что в кафе не одно пирожное, а сто. Мы можем сегодня захотеть это, а завтра другое, или быть преданными одному вкусу, но это не отменяет вкусов других людей.
Среди художников иногда возникает зависть, но она скорее в плоскости «ух, как круто придумано, жалко, что не я так сделал», но это только развивает.
Я очень педантично выстраивала систему работы. Иногда могу позволить себе очень спокойный темп, но при этом у меня в мастерской работают ученики, что-то запускается в производство.
Если описать самый насыщенный день, то он выглядит так. Приезжаю и с утра разгружаю печи, расставляю вещи в шоуруме, фотографирую. Затем или в процессе начинают приходить ученики, мы обсуждаем готовые работы, назначаем план действий, я показываю новые техники или помогаю разработать композицию картины. Дальше все занимаются своей работой.
Я могу тоже сесть за гончарный круг или делать скульптуры. В это время может приехать доставка материалов, я разгружаю машину, привозу материалы, проверяю, что заканчивается, стараюсь поддерживать хороший запас. Потом приезжают новые ученики или покупатели, работаю с ними. Вечером на повестке дня соцсети, заказ материалов, воды и прочего, если нужно.
Думаю, понятно, что дни насыщенные, мощные, работы много и она не прекращается. В пик может быть 10 учеников, несколько покупателей, но я стараюсь до такого не доводить, хотя бывают стечения обстоятельств и звёзд на небе, когда по непонятным причинам все решили прийти именно в этот конкретный день.
Кроме мастерской я преподаю в художественно-промышленной академии, делаю интерьерные проекты, занимаюсь собственным домом и садом. Пишу книги. На сегодняшний день вышло три – «Кукольник», «Холст, масло» и «Контактная импровизация», а ещё есть книга для детей «Виндюка из леса за рекой», которую я сделала в формате аудиокниги, её озвучил очень хороший актер Андрей Князьков.
Ну и живопись в разных формах остаётся со мной. Каких-то хобби вроде спорта или чего-то ещё у меня нет. Не потому, что не хватает времени, просто не интересно.
Ещё важный момент – я сознательно не работаю в выходные, то есть стараюсь не делать этого, хотя можно было бы зарабатывать гораздо больше: у моей подруги студия такого же формата приносит 200 тысяч рублей, потому что она работает по выходным и вечерами.
Пока я не вижу комфортной для себя формулы укрупнения. В перспективе строительство большой печи для крупных скульптурных форм. Думаю, что расширять я могу только свои возможности, а не количество предметов, выпускаемых под моей маркой. Сегодня я могу сказать, где тот или иной предмет, помню всех покупателей. Хотелось бы, чтобы это так и продолжалось.
Читайте также:
Своими руками: восемь лайфхаков от практиков ремесленного бизнеса.
Дело Гончаров: как заработать на производстве посуды для ресторанов.
Бизнес ручной работы: как устроен магазин хэнд-мейд-подарков.