Активное развитие технологий приводит к тому, что они всё больше проникают в повседневную жизнь. В частности, VR и AR (виртуальная и дополненная реальности). Прогнозируется, что в этом году доходы на мировом рынке VR составят $12,2 млрд., а ведь ещё в 2022 году этот показатель достигал всего $6,7 млрд. Многие предприниматели заходят на растущий рынок, открывая VR-клубы. О том, как запустить такое заведение и не совершить ошибок, порталу Biz360.ru рассказал Денис Рогов, основатель сети Portal VR.
Денис Рогов – предприниматель из Благовещенска, основатель сети клубов и арен виртуальной реальности Portal VR. Начал заниматься бизнесом в сфере электронной коммерции с 16 лет. Имеет неоконченное высшее экономическое образование. В начале 2010-х годов развивал проект по 3D-печати в Благовещенске. Бизнес в сфере виртуальной реальности открыл в 2018 году.
Перед запуском бизнеса в сфере VR-развлечений необходимо оценить прямых конкурентов в городе открытия. Не просто узнать об их существовании, а посетить их заведения как обычный клиент и как следует изучить предлагаемые ими услуги, сервис и формат бизнеса.
В нашей индустрии три формата бизнеса:
-
VR-клуб. Клубы оборудованы очками виртуальной реальности, которые подключены к компьютеру, а также интерактивными аттракционами (они могут имитировать, например, езду на мотоцикле или полёт на самолёте в качестве пилота).
-
VR-арена. На аренах есть отдельные пространства для игры, по которым перемещаются игроки, шлемы виртуальной реальности при этом используются портативные.
-
VR-парк. Парк включает в себя все перечисленные форматы.
Посмотрите, какой вариант погружения в VR предоставляют посетителям конкуренты. Так вы сможете более эффективно от них отстроиться.
Помимо этого, перед стартом важно оценить трафик выбранной локации. Поможет в этом ручной кликер. Посчитайте количество посетителей в разное время: днём и вечером в будние дни, а также в выходные. Хватит подсчёта в течение часа для каждого промежутка времени. Открываться там, где трафик низкий, смысла нет, придётся потратить больше времени и ресурсов на привлечение целевой аудитории.
По нашим наблюдениям, VR-клубы чаще всего посещают семьи с детьми. Конечно, они не единственные посетители: в такие заведения приходят также подростки и молодые люди старше 20 лет. Тем не менее, я бы рекомендовал в основном ориентироваться именно на родителей в качестве целевой аудитории при выборе локации. Если она не будет нравиться им, то и у их детей не будет возможности прийти к вам.
При выборе помещения это не единственный нюанс. Именно с ошибки из этой области и начну.
Важный фактор при выборе помещения – его проходимость. И многие предприниматели при поиске локации сосредотачиваются только на этом показателе, совершенно игнорируя важные характеристики помещения. А от них зависит дальнейший успех бизнеса.
Так, обязательно учитывайте планировку: помещение должно быть разделено на несколько зон. Как минимум это входная группа ресепшн, зона стационарного VR, отдельное помещение под арену, лаундж-зона, раздевалка, туалеты и так далее. Иначе не получится комфортно разместить всех гостей и обеспечить им комфортный отдых.
VR – это активный вид развлечения. Если в помещении не будет кондиционера, а вентиляция окажется оборудована некачественно, пребывание в клубе будет некомфортным. И не только для посетителей, но и для ваших сотрудников.
Поэтому до начала ремонта оцените, какие работы надо будет провести в помещении, и согласуйте их с собственником.
Чтобы полноценно запустить VR-клуб, вам понадобятся:
- два администратора, которые будут принимать входящие обращения, встречать и инструктировать гостей;
- два-четыре оператора, которые проводят игровые сеансы, следят за соблюдением правил;
- отвечающий за уборку персонал.
На первые две позиции я рекомендую нанимать людей с опытом работы в смежных проектах – например, в компьютерных клубах. Однако найти таких специалистов не всегда просто, особенно если вы открываетесь в городе, где не развит досуг подобного рода. Поэтому владелец клуба обязательно должен знать функционал каждой позиции и какое-то время работать «руками» – то есть самостоятельно.
Таким образом, он сможет проконтролировать все процессы на старте и обучить сотрудников. В целом первое время поработать самостоятельно я советую каждому владельцу VR-клуба: это даёт наилучшее понимание того, как устроен ваш бизнес.
Одна из самых больших статей расходов при открытии клуба – траты на ремонт помещения. И именно она, по нашему опыту, влияет на сроки окупаемости и рентабельность всего бизнеса.
В среднем для выхода в точку безубыточности потребуется от месяца до трёх. А для окупаемости – примерно два года.
Хорошо спланированный маркетинг – залог успеха будущего клуба. На мой взгляд, в продвижении VR-клубов необходимо использовать комплексный подход и прибегать к самым разнообразным инструментам: SEO, контекстная и таргетированная реклама, взаимодействие с инфлюенсерами, билборды, листовки, соцсети, Youtube-канал.
Если клуб находится в торговом центре, необходимо сделать баннеры с указателями на всех этажах. Иначе возникает риск, что ваше заведение посетители ТЦ просто не найдут.
Кроме того, хорошо работают коллаборации с проектами, чья аудитория схожа с вашей: батутные центры, пейнтбол, лазертаг, кафе и рестораны.
Ремонт сделан, оборудование установлено, сотрудники наняты, заведены соцсети… Не стоит спешить и сразу анонсировать открытие. Начните с технического открытия. Это что-то вроде стресс-теста. Можно пригласить друзей и знакомых и дать им протестировать игровые зоны, а потом получить от них обратную связь.
Все вопросы и замечания надо зафиксировать, а ещё обязательно проверить, всё ли оборудование функционирует корректно. Если выявлены проблемы, то сначала устраните их, проведите ещё один тест и только после этого открывайтесь официально.
Избегайте перечисленных ошибок – и старт вашего VR-клуба будет эффективным.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».