Измазаться в грязи: почему недобросовестная конкуренция вредит малому бизнесу

Прочтёте за 4 мин.

«Неумение сдерживать себя, говоря про конкурентов, может отпугивать клиентов»

IT-инструменты, которые использует Игорь Фролов

  • 1С:УНФ
  • Cloud Payments
  • Roistat
  • Facebook

Некоторые предприниматели считают бизнес войной, а коллег-конкурентов чуть ли не личными врагами. А на войне все средства хороши. И в качестве оружия часто используется очернение «врага» - негативные отзывы и распространение недостоверной  информации. Но при этом подобная война может навредить самому себе. О том, почему не стоит тратить силы на негатив со стороны конкурентов, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель бренда одежды Rivernord и веб-студии Macropod Игорь Фролов. 

Досье

Игорь Фролов, 42 года, предприниматель из Великого Новгорода, основатель бренда курток  Rivernord и веб-студии  Macropod. Образование среднее специальное (оператор ПЭВМ, программист). В 2008 году основал бренд Northwestfur: компания торговала мехом и шила шубы, c 2012 года стала производить куртки. Проект просуществовал до 2018 года, сейчас Игорь развивает новый бренд одежды и собственную веб-студию. 

Игорь Фролов   

Хвалите себя, а не ругайте других
  

Никогда не понимал, зачем люди пишут или говорят гадости про конкурентов. Мол, это у них плохо, а вот это они неправильно делают. Зачем вы им подсказываете?! Если ваш конкурент делает что-то, что неминуемо приведёт его к краху, сидеть надо тихо, злорадно улыбаться и потирать ручки. А ещё лучше пойти и заниматься своими делами. 

Сам я не слежу за тем, что про меня говорят конкуренты. Чаще всего это делается не в открытых источниках, а в общении с клиентом. И я с таким странным поведением сталкивался именно как клиент. Например, покупаю я что-то, мне предлагают взять в довесок другой товар. Я отвечаю, что покупаю его у условного Васи. И мне тут же говорят: «Не иди к Васе, у него плохо». 

И я не понимаю, с чего здесь решили, что у Васи плохо. Не понимаю, зачем мне так долго рассказывают про конкурента. Лучше расскажите, что и как у вас, ведь сейчас я ваш клиент. 

Словам, что у условного Васи что-то не так, я скорее поверю, когда услышу это от незнакомого человека на улице. Потому что с какой стати ему врать мне? А вот когда негативно высказывается заинтересованный человек, его слова никто не воспринимает всерьёз, даже если его критика обоснована на 100%. 

Я встречаю некоторых предпринимателей, которые воспринимают конкуренцию как какие-то боевые действия. У них личная искренняя ненависть к конкурентам. Это поведение уже непродуктивно. Когда у людей ничего не получается, они зачастую склонны винить в этом окружающих. Это выглядит примерно так. «Я хороший, умный, у меня качественный продукт. Но конкуренты злодеи, впихивают людям ерунду. И сами люди настолько глупы, что не могут отличить хорошую продукцию от плохой». 

Так для себя ситуацию можно объяснить и успокоиться. Но это неправильно, начинать в этой ситуации следует с себя. Подумать, почему у меня не покупают. Может, я не смог донести до клиентов свою мысль, или я что-то неправильно сделал. 

Поливать грязью - непродуктивно   

Часто отношение к конкурентам имеет исключительно эмоциональную подоплёку. В этом случае предприниматель рассуждает не рационально и может навредить всем. Когда эмоции берут вверх, получается полная ерунда. 

Предприниматель плохо отзывается о конкуренте и мешает ему вести бизнес. Он в итоге вредит и себе – «наезжая» на конкурента, может нечаянно «рассказать» о себе больше, чем хотелось бы. Мне как клиенту он подаёт сигнал, что у него очень мало работы, раз хватает времени вникать в чужие дела. Он демонстрирует своим недобросовестным поведением, что никак не может обойти другую компанию, кроме как поливая её грязью. 

Более того, я как клиент никогда больше не обращусь сюда – не из солидарности к оппоненту этого предпринимателя, а, скорее, из боязни. Если вдруг что-то пойдёт не так в нашем сотрудничестве, ничто не помешает этой компании и про меня так же высказываться. По моему опыту, неумение сдерживать себя, говоря про конкурентов, может отпугивать клиентов.

Недобросовестная конкуренция может вредить всей индустрии. Когда все участники рынка негативно высказываются друг о друге, то клиент считает, что тут все такие плохие. И уходит в другую сторону или нишу. 

В предпринимательской деятельности возникают разные ситуации: где-то косячим мы, где-то наши партнёры. Но даже если я чувствую свою полную правоту, я никогда не пишу про ошибки своих партнёров. Случаются, конечно, вопиющие случаи, граничащие с мошенничеством. О них стоит предупредить других, но это, скорее, исключение.

Действовать сообща   

Есть проекты, которые могут объединять конкурентов. Надо только договориться действовать сообща. Например, все могут наскрести деньги на рекламу своего бренда или своей продукции. Но на то, чтобы вести просветительскую деятельность, обычно средств не хватает. Хотя именно эта деятельность способна привести большую часть клиентов. 

Например, что вредит мне и моим конкурентам? Дешёвые китайские куртки. Проблема не в том, что они китайские, а в том, что они некачественные. И привозят их российские предприниматели, которые едут в Китай с миллионом в потном кулачке. Они могут купить тысячу хороших курток или 10 тысяч какого-то мусора. У многих некачественных пуховиков внутри необработанное куриное перо, которое не даёт никакого тепла. Производитель Canada Goose на своём сайте в разделе «Контрафакт» рассказывает, опираясь на исследования, что самое опасное в подделках – бактерии и микроорганизмы, обитающие в необработанных перьях. Такие пуховики причиняют вред здоровью. 

Если бы конкуренты в отрасли сложились по копейке, в итоге получилась бы большая сумма. Они могли бы заказать пиар-кампанию по теме некачественных пуховиков, от которой выиграли бы все. В первую очередь, сами производители, потому что люди не стали бы покупать дешевые и плохие пуховики. Просветительская деятельность вызывает доверие у покупателя, потому что он получает обезличенную информацию, не привязанную к какому-то бренду или производителю. 

В принципе, эта технология более-менее сработала с игрушками. Когда стало известно, что в дешёвых китайских игрушках используют в краске свинец, опасный для здоровья, их продажи сошли на нет. Родители не хотят рисковать здоровьем своих детей.

Заниматься своим делом

Факт конкуренции нужно принять. Можно злиться, но даже если у тебя крупная компания, ты никогда не будешь на рынке один. Всегда будут те, кто уже давно здесь работает, и те, кто только выходит на рынок. Если взять производство курток, то я, например, не вижу своим конкурентом Columbia. Это большая компания, не такая гибкая, как я. Плюс она предсказуема – я могу представить, что они сделают в следующей коллекции. Мне понятно, как я могу вести себя, чтобы забрать часть клиентов этого бренда. Я вижу для себя большую опасность в мальчиках и девочках, которые сидят в условном гараже и что-то придумывают. Сейчас они незаметны, а потом возьмут и взорвут рынок. И вот что у них в голове, какие там идеи, я даже не могу представить. 

Если вы с кем-то производите одну и ту же продукцию, то нужно думать, как ею заинтересовать клиента. Может быть, технологией, ценой, дизайном, сервисом. Например, в производстве одежды в России сервиса почти нет. И я этим пользовался, когда выпускал куртки Northwestfur. Например, мы меняли опушки на капюшонах или подгоняли куртки по фигуре. Однажды нам позвонил человек и сказал, что купил куртку летом, а собака перед зимой сжевала капюшон с опушкой. И мы продали ему новый капюшон с опушкой, чтобы не пришлось покупать новую куртку. 

Именно сервис позволял нам конкурировать. Понятно, что крупный производитель, который шьёт «на потоке», такой ерундой заниматься не будет. Но и он имеет право на существование – за счёт потока он может сделать качественную вещь дешевле. Я же благодаря своему сервису мог конкурировать с более крупным производителем цивилизованно.

P.S.   

Я считаю, что вникать в дела конкурентов – это просто терять время. Нужно следить не за ними, а за лидерами рынка или отрасли. Лидеры рынка в большинстве случаев никакие тебе не конкуренты - их объёмы не сопоставимы с твоими. Я, например, отслеживаю несколько брендов - Canada Goose, Alpha Industries и т.д. – смотрю, что у них происходит. Это эталоны для производителей курток, и у них есть чему научиться: какие материалы они используют, на что делают упор и т.д. Что делает такой же парень, как я, в моём городе, мне неинтересно. 

Когда начинается использование новых технологий, я смотрю, как ведут себя именно лидеры рынка. Как правило, они создают обычные вещи с использованием качественных материалов. Когда идёшь по их пути, то клиенты воспринимают тебя адекватно. А когда начинаешь всякой ерундой заниматься следом за некоторыми конкурентами, это похоже на то, как два малыша друг перед другом выделываются. 

Наши конкуренты – не идеальные люди, они могут делать что-то хуже нас и откровенно заблуждаться. 

Игорь Фролов

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал. 
14 февраля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов