К клиенту – через смартфон: как бизнесу не потерять мобильных пользователей

Прочтёте за 4 мин.

Мобильная версия сайта, адаптивный сайт или мобильное приложение: преимущества и недостатки

IT-инструменты, которые использует Мария Варич

  • Wrike
  • Figma
  • Keys.so
  • Notion

С каждым годом количество пользователей, заходящих на веб-ресурсы с планшетов или смартфонов, увеличивается. Поэтому предпринимателям, которые продают продукты и услуги онлайн, необходимо подстраиваться под клиентов. В качестве решения предлагается одна из трёх альтернатив: разработка мобильной версии сайта, доработка адаптивного сайта или запуск мобильного приложения. О преимуществах и недостатках каждого из этих вариантов, порталу Biz360.ru рассказала Мария Варич, основатель агентства SITE ELITE.

Досье

Мария Варич – основатель и идеолог агентства SITE ELITE, сооснователь и лектор тренинг-центра STUDYTO.ME. В 2011 году окончила Военную академию ВКО им. Жукова по специальности «Инженер-программист». В тот же год открыла свой первый бизнес в сфере разработки сайтов. Сегодня SITE ELITE – международная компания с представительствами в Санкт-Петербурге, Твери, Москве, Витебске и Минске. Области экспертизы: web-разработка, SEO, аудит и аналитика, web-дизайн, айдентика, комплексные маркетинговые решения.

Мария Варич

Мобильная версия сайта  

Под мобильной версией понимают независимый веб-ресурс, размещённый на отдельном поддомене. Поддомен имеет вид m.***.ru, где в качестве *** выступает название основного домена. 

Разработка таких сайтов началась в те годы, когда пользователи стали посещать интернет-ресурсы с мобильных телефонов. Какое-то время подобные веб-ресурсы на поддоменах были востребованы. Но популярность стала падать после появления технологии адаптивной вёрстки, которая дала возможность разрабатывать полноценные сайты, настроенные под размер экрана планшета или смартфона. 

Сейчас оригинальные мобильные версии веб-ресурсов встречаются редко, как правило, становясь личным решением владельца сайта. К этому варианту прибегают в следующих случаях: 

  • Когда необходимо сократить на основном сайте функционал на уровне кода, чтобы с минимальными потерями достичь уменьшения веса веб-ресурса и ускорения загрузки на смартфоне/планшете.

  • Когда процессы просмотра и взаимодействия с сайтом упрощаются, стоит только подключить несколько недоступных в десктопной версии функциональных элементов.

  • Когда необходимо ускорить этапы взаимодействия пользователя с сайтом. Мобильная версия загружается на смартфон почти сразу, а весь контент на сайте сжат до одной-двух упрощённых колонок.

  • Если на сайте планируются регулярные обновления. Корректировка мобильной версии производится автономно, а внесение изменений в десктопную версию не отражается на мобильной версии. В то же время посетитель, увидя сложности с отображением мобильной версии сайта на смартфоне, без проблем может переключить его в десктопный режим отображения. 

Недостаток использования мобильной версии веб-ресурса кроется в паре деталей: необходимость создания индивидуальной структуры страниц и исключение сложного функционала. Без соблюдения этих условий сайт в мобильной версии некорректно отображается на смартфонах и планшетах. 

Разработка, доработка и добавление обновлений в новый шаблон веб-ресурса – это дополнительный труд разработчиков. Однако если говорить об адаптивной вёрстке, то хватит простого внесения исправлений на базовый сайт. 

Помимо этого, с мобильными версиями веб-ресурсов сложно работать SEO-специалистам. Проблема заключается в том, что нельзя по отдельности демонстрировать в поиске мобильную и десктопную версии. А так как SEO-продвижение в текущее время – это неизменно один из главных способов продвижения веб-ресурсов в поисковых системах, то стоит считать мобильную версию неизбежно устаревшим вариантом. 

Адаптивный сайт

Создание мобильной адаптации не требует разработки новых сайтов. В данном случае специалисты разрабатывают один веб-ресурс с вёрсткой, самостоятельно адаптирующейся под форматы экранов разных гаджетов. Эта технология позволяет комфортно пользоваться сайтом на разных мобильных устройствах. 

При этом полный перечень имеющихся десктопных функций сайта остаётся. Изменяются лишь принципы работы с веб-ресурсом. Так, для улучшения визуальной составляющей меняют размер и местоположение изображений, увеличивают размеры шрифтов. 

Изменяют также габариты и положение кнопок: необходимо, чтобы все кнопки были заметны, выделены и легко нажимались. Также стандартное меню, как правило, заменяют на компактное меню-бургер и вносят другие адаптивные изменения. 

Преимущества мобильной адаптации сайтов: 

  • Сайты доступны для просмотра и взаимодействия пользователю, имеющему смартфон или планшет с интернет-соединением.

  • Разработка адаптивного веб-ресурса и его обновление обходятся в меньшие деньги, чем разработка мобильной версии или создание с нуля мобильного приложения.

  • Не требуют при обновлении дополнительных действий от пользователя, как в случае с приложениями (чтобы обновить мобильное приложение, нужно периодически его заново скачивать, перезапускать, перезагружать).

  • Каждой странице сайта присвоен один адрес (URL). Когда пользователь меняет разрешение экрана, в адаптивной версии сайта не возникают проблемы с дизайном и не выполняется переход на десктопную версию.

Недостатков у адаптивных сайтов почти нет. Небольшие минусы, обусловленные весом кода, корректируются благодаря использованию одобренных поисковыми системами способами. При этом процесс происходит без влияния на ранжирование в поисковой выдаче. Главным помощником становится оптимизация сайта, которая ускоряет загрузку и убирает второстепенные детали интерфейса. 

Мобильное приложение

Мобильное приложение используется на мобильных устройствах с iOS или Android. Его скачивают из онлайн-магазина приложений. Для запуска достаточно нажать на уникальную иконку. 

Приложение не относится напрямую к исходному сайту, поскольку из общего у них только единая база данных. В то же время мобильное приложение при использовании его на устройствах обладает большими возможностями по сравнению с сайтом: 

  • Быстрый отклик. Повторный вход не требует запуска браузера, нового ввода домена, поиска веб-закладки. Также нет необходимости в новой авторизации в личном кабинете при его наличии.

  • Больше информации о пользователях. Возможен сбор личных предпочтений пользователей путем ненавязчивого отслеживания действий в установленных приложениях.

  • Автономность некоторых функций. Например, с частью контента пользователь может взаимодействовать без интернет-подключения, что невозможно при использовании обычного сайта.

  • Сохранение внешнего вида исходного веб-ресурса. Нередко дизайн сайта, который стал прототипом, переносят в мобильное приложение. Такой шаг помогает сократить время и усилия на разработку логики приложения, одновременно повысив уровень удобства для пользователей. Целевая аудитория оценит понятность и привычность интерфейса. 

К условным недостаткам мобильного приложения отнесём следующие:

  • Во-первых, стоимость создания, поддержки и развития. Например, магазины приложений взимают от 15% до 30% от суммы продажи мобильного приложения. Помимо этого, владелец бренда вынужден тратить средства на поддержку работоспособности и оптимизацию не только приложения, но и основного сайта.

  • Во-вторых, сайты в виде мобильных приложений не поддаются SEO-продвижению в поиске. Как вариант, можно вести SEO-оптимизацию и SEO-продвижение основного сайта с переадресацией трафика в приложение. Но нужно учитывать, что сам веб-ресурс необходимо сделать адаптивным. В противном случае топ-позиции в поисковых системах будут недостижимы. 

Подсказки по выбору

Если ключевая задача бизнес-стратегии, которую вы выбрали, – это продвижение сайта в поиске и рекламных сетях, тогда стоит обратить внимание на разработку адаптивного веб-ресурса. Это станет выгодным решением при полном отсутствии сайта. В данном случае один и тот же домен будет одновременно ранжироваться и на смартфонах, и на персональных компьютерах, что обеспечит выход сайта на высокие позиции в поисковых системах. 

При желании создать собственное мобильное приложение стоит помнить: на его продвижение также будет влиять работа с основным сайтом. Веб-ресурсу необходима оптимизация с повышением узнаваемости и наращиванием лояльности пользователей, поскольку посетители неохотно качают приложения с малознакомых сайтов. Также сайту потребуется надстройка, за счёт которой при нажатии ссылки в рекламном посте или переходу через органический поиск система предложит посетителю открыть приложение с текущей страницей. 

Вместо резюме

Сайты с мобильными версиями считаются анахронизмом, поскольку давно существует удобная адаптивная вёрстка. 

Мобильные приложения в 2024 году стоит выбирать обеспеченным владельцам веб-ресурсов. Это обусловлено тем, что в разработку, поддержку и обновление мобильных приложений потребуются немалые финансовые вливания, а помимо этого необходимо оплачивать работу по ведению основного сайта. Большие расходы по силам крупным проектам, которые имеют готовую базу лидов с отрегулированными конверсиями и стремятся не только к масштабированию продаж, но и к росту лояльности целевой аудитории. Также базовые сайты крупных компаний «тяжёлые» за счёт объёмного функционала, а это усложняет разработку адаптивного дизайна. Рациональным решением будет вынести функционал, который необходим пользователям, в отдельное приложение. 

В случае, когда компания только собирает базу лояльной целевой аудитории и отлаживает воронку продаж, стоит стартовать с создания адаптивной версии веб-ресурса. Риск ошибки сводится к минимуму: поисковые системы настроены так, чтобы учитывать мобильный контент при индексации страниц сайта. При этом SEO-продвижение можно органично сопроводить контекстной и/или таргетированной рекламой.

Responcive Design

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

26 марта 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов