Тема передачи семейного бизнеса следующим поколениям довольно редко поднимается в СМИ и в сообществах предпринимателей – просто потому, что частный бизнес в нашей стране ещё относительно молод. Но собственники, которые начинали бизнес в 90-е, не могут не задумываться об этом. О том, как владельцу бизнеса подготовить компанию, себя и наследников к передаче семейного дела, рассказал Алексей Капуста, руководитель офисов Института Адизеса в Украине и Испании.
Алексей Капуста, руководитель офисов
Института Адизеса в Украине и Испании. Соучредитель Ассоциации владельцев семейных компаний Украины, консультант Ассоциации семейных компаний Казахстана. Разработал авторский семинар-тренинг «Отцы и дети 2.0» о том, как передать бизнес своим детям, не разрушив ни бизнес, ни семью. Автор и редактор нескольких бизнес-книг по менеджменту и личной эффективности.
не хотят задумываться о передаче бизнеса
Проблемы семейного бизнеса условно можно поделить на две категории.
Первая - это проблемы молодого бизнеса в целом (а я считаю бизнесы, основанные в 90-е, всё же молодыми): невнятное, несистемное управление, что влечёт за собой низкую эффективность и низкую конкурентноспособность предприятий.
Вторая категория проблем - взаимоотношения семьи и бизнеса. Это вопросы, связанные с участием членов семьи в бизнесе как в качестве сотрудников или управленцев, так и в качестве совладельцев.
Среди проблем по линии семья/компания самой важной и острой, безусловно, является проблема наследия. Существует несколько причин, почему собственники не хотят или, скажем чуть мягче, не спешат начинать процесс передачи бизнеса.
1. Причина психологическая. Начать процесс передачи - это, по сути, начать подготовку к пенсии. А пенсия в воображении многих людей - это старость, в ней мало приятного.
2. Сейчас собственник настолько активен, что ему кажется - его вклад в дело бизнеса бесценен, и компания без него не сможет развиваться так же, как с ним.
3. Банальное недоверие к своим детям. Отцовская (реже материнская) любовь в данном случае соседствует с низкой оценкой профессиональных качеств наследника, причём эта оценка довольно редко зиждется на объективных показателях, а часто на некоем субъективном сравнении с тем «каким был я» или «как бы я действовал в подобной ситуации».
Перечисленные причины - самые важные, самые болезненные. Но они не единственные. Поэтому, чтобы процесс передачи бизнеса прошел гладко и эффективно, нужно системно работать с каждой из этих причин.
При любой индивидуальной конфигурации плана наследия придется иметь дело с тремя важнейшими аспектами.
I. Подготовка компании к передаче
Главная идея - сделать так, чтобы компанией мог управлять «хороший менеджер», а не только сам учредитель.
Для этого нужно провести процесс децентрализации управления и назначить совет независимых директоров. Пошагово это делается так:
-
Проводится диагностика предприятия.
-
Запускается процесс улучшений в проектных командах.
-
Вырабатывается миссия, видение и ценности.
-
Создаётся структура предприятия, направленная на выполнение целей компани.
-
Вводится система финансовой ответственности.
-
Пересматривается система вознаграждений.
-
Вводится институт независимых директоров.
II. Подготовка наследников
Во-первых, подготовку наследников нужно начинать как можно раньше. Я в шутку сказал бы - как только ребенок научился говорить «мама», учите его говорить «бизнес». Ребёнок с ранних лет должен знать и чувствовать эмоциональную связь с делом семьи.
Для этого существует три основных подхода:
-
С самого раннего возраста брать с собой на работу - в офис, магазин или на производство, показывать, объяснять как что работает, интересоваться мнением.
-
Обсуждать вопросы бизнеса (обязательно с положительными интонациями) при детях, информировать их о развитии бизнеса, интересоваться мнением.
-
Стажировки - как на собственном предприятии, так и на «дружественных», обязательно с сильными семейными традициями, лучше за рубежом.
Второе - когда процесс подготовки получает официальный старт (я бы рекомендовал пользоваться такой довольно условной формулой - не позже, чем через 15 лет нахождения «у руля бизнеса» представителя старшего поколения, с прицелом на 10 лет подготовки) - на семейном совете выработать и объявить, формализировать, правила конкурса на роль наследника. В каждой семье эти правила будут индивидуальными, но обычно они включают в себя:
-
Измерение уровня вовлечённости потенциального наследника в дело семьи.
-
Профессиональные, личностные и лидерские способности и навыки.
Очень важно - все измерения лучше делать силами внешних институтов, для соблюдения максимальной объективности оценок.
III. Подготовка собственника
Почему собственник обычно «держится» за бизнес до «гробовой доски». Есть две главных причины:
-
Чувство самореализации. Бизнес для него - смысл жизни и самореализация. Он просто не представляет своей жизни вне его. Ему надо что-то строить, развивать, принимать решения и т.п.
-
Чувство контроля. Во-первых, контроля собственной жизни, ведь этот бизнес обычно есть основа его благосостояния. Во-вторых, контроль самого бизнеса - он подсознательно боится, что наследники-преемники всё завалят.
Соответственно, подготовка собственника к передаче бизнеса - работа с его же чувствами.
Часто инициатива молодого поколения начинается с вопросов типа: «Папа, как ты видишь своё и наше будущее в этом бизнесе?»
В этом плане прежде всего предусматривают пункт об условиях передачи собственности по наследству. Это может быть:
-
Безвозмездная передача. Тогда учредитель должен позаботиться об источниках существования своей семьи после передачи.
-
Выкуп наследниками бизнеса с разными вариантами платежей. Например в виде процента от прибыли компании.
Остальные конфигурации так или иначе являются частью одного из этих вариантов.
Самый частый вопрос: должен ли мой наследник являться управленцем, в особенности если его менеджерские способности, скажем так, объективно не подтверждены? Простой и честный ответ - нет, не должен.
Наследование бизнеса необязательно подразумевает наследование позиции управляющего. Управляющий может быть внешним - наёмным. Это нормально, и в ряде случаев даже целесообразно
Лучше, если оценка претендентов (как семейных, так и специалистов с рынка), велась сторонними организациями. Это гарантирует независимость такой оценки.
Вопрос мотивации управляющего также решается семейным советом. Иногда это может быть доля в бизнесе, однако в большинстве случаев семья старается не выпускать контроль собственности из рук.
Под передачей бизнеса подразумевается передача владения с чётким построением системы ответственного владения представителем (одним или несколькими) семьи.
Система выглядит так:
-
Совет семьи, определяющий принципиальные моменты взаимоотношения семьи и бизнеса - прибыль, собственность, основные стратегические направления развития компании, и, главное, ценности, на которых строится корпоративная культура.
-
Совет директоров компании, контролирующий работу СЕО.
-
Собственно, сам СЕО.
Чем раньше начался процесс вовлечения, тем выше вероятность, что преемник справится с руководством компанией. Если же случается, что он оказывается неэффективным, задача семейного совета и совета директоров - найти более эффективного СЕО.
Один из важнейших факторов при передаче семейного бизнеса - когда основатель дела (и его семья) осознаёт, что он не хочет продавать компанию, а хочет, чтобы она стала источником благосостояния и источником гордости (без пафоса и преувеличения) для следующих поколений. Чем раньше приходит это осознание - тем больше времени на подготовку, тем качественнее пройдёт этот процесс.
Увы, провальных историй семейных бизнесов в разы больше, чем успешных.
1. Главная причина неудач - начали слишком поздно. Когда у основателя пришло «озарение», что он не бессмертный, оказалось слишком поздно - детям это оказалось просто не нужно, они уже выбрали свой путь.
2. Основатель начал процесс, но слишком его затягивает, сомневается в преемниках.
3. Конфликты внутри семьи - члены семьи не могут договориться по принципиальным вопросам владения.
Если хотите ещё «перчика» — почитайте книгу «Family Wars: The Real Stories behind the Most Famous Family Business Feuds» (авторы - Grant Gordon, Nigel Nicholson) - найдёте там много душещипательных историй развала крупнейших мировых компаний из-за конфликтов внутри семей владельцев. Весьма отрезвляющее чтиво.
Дам три простых совета тем, кто уже задумывается о передаче бизнеса своему наследнику:
-
Определитесь с будущим вашей компании. Что будет после вас?
-
Осознайте, что вы не вечны. Рано или поздно вам придётся отойти от дел.
-
Если вы решили начать процесс передачи - не затягивайте и обязательно пользуйтесь теми знаниями, которые уже накоплены в этой области. Книги, статьи, семинары, сайты, «тусовки» со схожими интересами для обмена опытом - это вам очень поможет.
Источник: Probusiness.by.
Владимир Завертайлов: «Как навести порядок в процессах без бизнес-консультантов»
Дмитрий Огородник: «Все истории про быстрое богатство - враньё»
Евгений Островский: «Как перестать быть рабом собственного бизнеса»