Быть женщиной-руководителем непросто – слишком большое значение в нашем обществе до сих пор имеют гендерные стереотипы. Но это вдвойне непросто, если коллектив, которым ты управляешь, состоит исключительно из мужчин. Ирина Кулиева пришла в автосервис на позицию управляющего в 23 года – и для того, чтобы начать нормально работать, ей пришлось уволить всех и набрать новую команду. О том, каких принципов стоит придерживаться женщине-руководителю в управлении мужским коллективом, Ирина Кулиева рассказала в корпоративном блоге компании Fit Service.
Ирина Кулиева, руководитель станции техобслуживания автомобилей
Fit Service (Барнаул). Образование: Алтайский государственный технический университет (специальность «инженер-эколог»). Ранее работала в крупной транспортной компании, занималась железнодорожными перевозками, руководила водителями автофур. Сеть Fit Service развивает 140 автостанций в 32 регионах и входит в тройку крупнейших сетей в стране.
Я управляю автосервисом уже три года. В моём коллективе только мужчины, команду пришлось собирать самой. Сначала было много проблем: во-первых, когда я пришла в компанию, мне было всего 23 года, во-вторых – я женщина, а в третьих, на эту должность меня назначили. Поэтому было пренебрежение, недопонимание. Пришлось всех уволить и собрать новую команду. Тут уже стало проще: я стала объяснять всё, разговаривать с каждым отдельно - и сотрудники поняли, что они занимаются технической частью, а я руковожу бизнесом.
В моём коллективе не возникает проблем с подчинением из-за того, что я женщина. Наоборот, у нас присутствует строгая субординация. Где-то коллеги меня побаиваются, в каких-то ситуациях молча восхищаются.
Женщина в бизнесе должна быть наравне с мужчинами или даже выше, поскольку она выполняет несколько социальных ролей – сильный лидер и «хозяйка дома»: всё должно быть в её руках, под контролем.
Сейчас в моём подчинении порядка 40 человек – все мужчины. За эти годы я выработала принципы эффективной работы с сильным полом и сумела добиться уважения.
Поймите особенности мужского характера. Мужчины исполнительные, пунктуальные, по большей части молчаливы - в отличие от женщин. Они более лаконичны, сдержаны, менее эмоциональны, поэтому с ними проще работать. В мужском коллективе не принято сплетничать, обсуждать личную жизнь. Они ориентированы на заработок. Их интересуют рабочие моменты, результат собственного труда, карьерный рост.
Иногда на планёрках я замечаю, что сотрудники не могут самостоятельно принять какие-то решения, поэтому я подталкиваю их к этому. Например, были проблемы с допродажами – сотрудники не хотели предлагать дополнительные услуги или товары, которые, по сути, клиентам реально нужны. Я «на пальцах» всё объяснила коллегам, показала, сколько они теряют денег - и они поняли, что дополнительные продажи могут принести хороший доход.
Книги по управлению персоналом рекомендуют: если с сотрудниками складываются дружеские отношения, не переносите их на рабочий процесс, не вовлекайте сотрудников в проблемы бизнеса. Например, коллективу не стоит говорить, что не хватает денег на зарплату (ведь автобизнес – сезонный, в январе-феврале традиционно низкий поток клиентов), нужно самому пытаться выкрутиться из ситуации.
Но мужчины должны чувствовать свою значимость, важность для компании, поэтому нужно вселить в них это чувство. Я делаю так: собираю планёрку, на которой нужно решить ряд вопросов, даю возможность высказаться всем, но применяю известную женскую хитрость – решение принимаю сама, дав сотрудникам понять, что без их совета, я бы не подошла к этому решению. Например, когда собираюсь покупать что-то новое – оборудование или инструменты. Сначала я сама мониторю, сравниваю цены, читаю отзывы, а затем советуюсь с сотрудниками, стоит ли покупать товар. По сути, я уже сама знаю, что товар хорош и я его куплю, сотрудники лишь подтверждают это.
Мужчинам необходимо точно формулировать проблему и задачу. Чёткая цель, чёткая задача, чёткие сроки – и всё будет хорошо. Женщины любят понимать всё на уровне домыслов, выстраивать непонятные логические связи и не всегда выполняют задачу так, как ты хочешь. Мужчины устроены по-другому.
Нечёткая задача звучит так: «Оформляйте правильно документы», а чёткая так: «Оформляя документы, не забывайте писать причину обращения, данные клиента, заказанные услуги, информацию о гарантии».
Руководителю не позволительно эмоционально срываться. Особенно женщине-руководителю. В таких ситуациях я беру короткую паузу, выдыхаю, думаю, осознаю свои ошибки.
Поначалу доводилось срываться. Была ситуация, когда «возвратные» клиенты приезжали и приезжали, а мастер-приёмщик не мог урегулировать конфликты. Это всё происходило в один день, я сорвалась. Сначала хотела спокойно поговорить с коллегами, но увидела стену непонимания - и начала кричать, спорить. В запале я уволила одного сотрудника, и уехала домой. По дороге поняла, что эти проблемы не стоят тех эмоциональных затрат, которые мы пережили. Вечером я позвонила ему и извинилась, предложила завтра спокойно поговорить. Мы обсудили все претензии и замечания. Коллега остался, а позже даже получил повышение.
Мне было стыдно, и с тех пор я стараюсь не срываться. Не всегда удаётся, но я работаю над собой. Иногда, когда я чувствую, что могу сорваться, я не лично говорю с человеком, а просто пишу в WhatsApp.
С подчинёнными я выдерживаю баланс между дружескими и профессиональными отношениями. Ещё в студенчестве в книге по психологии прочитала, что хороший руководитель, если у него в штате до 50 человек, должен знать всех сотрудников по имени-отчеству. Я не понимала, как можно всех запомнить. Но сейчас я знаю не только имя, отчество, дни рождения, но даже у кого сколько детей. На Новый год выделяю подарки для сотрудников с детьми. Это человеческие отношения.
Хороший руководитель – это не только сильный лидер, это ещё и товарищ. Если у меня возникают какие-то проблемы, коллеги всегда стараются помочь, выручить. Я отношусь по-человечески к сотрудникам и прошу того же от них. Если случаются какие-то замечания по работе и после второго замечания ничего не меняется, то прибегаю к системе штрафных санкций. С первого раза коллеги редко понимают, иногда даже делают одни и те же ошибки. Тут всё очень индивидуально: кого-то часто приходится штрафовать, а кого-то редко.
Есть два типа санкций: реальный штраф – например, за то, что человек не вышел на работу, не предупредив. Второй тип – ошибки в работе, они караются штрафными баллами, которые в конце месяца превращаются в рубли.
Я ввела систему мотивации – ежемесячные смарт-задачи и индивидуальные поощрения, денежные и вещественные. Решила не ограничиваться только премиями. Я вижу, сколько времени люди проводят на работе – здесь вся наша жизнь, и нет времени радоваться каким-то вещам извне, придумывать, как развлечься на выходных. Поэтому решила делать это за них.
Смарт-задачи – это план продаж наших услуг. Так как бизнес сезонный – каждую задачу я привязываю к конкретному месяцу года. Главное – это поддерживает дух конкуренции, ведь мужчины любят соперничать. Задачи индивидуальные. Например, для административно-управленческого персонала ставлю общую задачу – продать 50 салонных фильтров, но сделать это должен каждый. Для механиков задача – выработать минимально 120 нормо-часов в месяц.
Для контроля исполнения веду учёт в системе автоматизации Fit Service, где можно всё отследить. Привязываешь услугу или товар к конкретному сотруднику, смотришь, анализируешь.
Лидеров я награждаю. Это может быть премия, семейная фотосессия, поход в бассейн или бильярд. Важно знать сотрудников, чтобы не подарить холостяку семейную фотосессию.
Систему я ввела год назад и она уже приносит пользу. В конце месяца разбираем результаты по смарт-задачам. При этом многие коллеги просят меня подвести промежуточные итоги, чтобы понимать на каком они месте, к чему стремиться.
Чтобы система работала, донесите до людей, что это не только их личный бонус, но и имидж автосервиса в целом. Я давлю на дух конкуренции, мотивирую стать лучшими, поддерживаю соревновательный дух, но уже не на личностном уровне, а на уровне сети.
Обязательно нужно осуществлять «точки контроля». У меня в кабинете весит стенд задач с карточками разных цветов: красный – задача не выполнена, зеленый – выполнена. Так я контролирую выполнение задач.
Много сил уходит на «воспитание» сотрудников. А делать это нужно каждый день. Ищу разные способы работы с персоналом: совещания, летучки, даже просто общение в чате в WhatsApp.
Новые сотрудники приходят редко, текучки у нас нет, но если кто-то новый приходит, то всегда со своей линией, ведь до этого он работал в другом месте, где всё было не так. Я всегда выслушиваю человека, обращаю внимание на его предыдущий опыт, ведь если он ценен, можем что-то перенять.
Три года назад ко мне пришел мастер-приёмщик, который раньше работал на себя, но бизнес не задался. Я целый год его переучивала. Например, негативных клиентов он заносил в «чёрный список» и не работал с ними. Я объясняла ему, что мы не разделяем клиентов на положительных и отрицательных, что ко всем относимся одинаково и заинтересованы в том, чтобы все они возвращались.
Людей старше 45 лет я не беру – их уже невозможно переделать. Мне комфортнее с людьми от 28 до 40 – до них можно донести что-то, получить обратную связь.
Однажды девушка пригнала на ремонт новый Hyundai Solaris. Мастер-приёмщик передал ключи диагносту, который должен был протестировать автомобиль. Прошло два часа, и диагност потерял ключи. Ситуация нелепая. Я звоню клиентке, объясняю проблему. Спокойно поговорили, как-то чисто по-женски удалось договориться, разрешить эту ситуацию. Через несколько часов в автосервис приехал её муж. Стал кричать, ругаться матом, просился к директору. Меня уже не было, он пообещал прийти завтра. На следующее утро я уже ждала его в своём кабинете. Услышала, как он разъярённо поднимается по лестнице. Клиент, видимо, не понял, что директор – женщина, потому что когда он ворвался в кабинет, то прямо оторопел и сразу успокоился. Говорит: «Наверное, вас сюда специально посадили. Чтобы таких буйных успокаивать». Отшучиваюсь: «Вы думаете, я смогу с вами справиться?». Он посмеялся, сел, и мы спокойно поговорили.
Клиенты воспринимают меня как профессионала. Не было ситуаций, чтобы говорили, что я чего-то не понимаю, потому что я женщина. Они понимают, что я не чиню автомобили, а руковожу бизнес-процессом, гораздо важнее разбираться именно в этом, а не уметь чинить автомобили.
С сотрудниками, наоборот, такие ситуации случаются. Особенно, когда у них возникают проблемы в техническом плане – например, вышло из строя дорогостоящее оборудование. Я не знаю, как починить его, моя задача в этой ситуации – придумать, к кому можно обратиться для решения проблемы. В первые месяцы моей работы я вообще любую деталь называла «двигатель».
Источник: Franchblog.Fitaudio.Читайте также:
Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке.
Пять сценариев, которых должен избегать начинающий управленец.
Ну очень полезные бизнес-книги: 75 отборных изданий для предпринимателей.