За плечами Татьяны Писарчук – один неудачный и два успешных бизнес-проекта. За время своего предпринимательства она накопила определённый опыт - и в какой-то момент решила поделиться им с другими женщинами и монетизировать свои знания. Так на свет появилась онлайн-школа «Она может всё», помогающая женщинам раскрыть свой потенциал предпринимателя, который, к сожалению, очень часто бывает задавлен особенностями гендерной социализации в нашей культуре. О том, как устроена онлайн-школа женского лидерства, порталу Biz360.ru рассказала Татьяна Писарчук.
Татьяна Писарчук, основательница онлайн-школы женского лидерства
«Она может всё». По образованию – маркетолог. Жила в Минске, работала менеджером по новым продуктам компании «Карлсберг Беларусь», затем занималась проектами в сфере business development, разрабатывала стратегии для крупных компаний. В 2013 году переехала во Вьетнам, где запускала антикафе, купонный сервис, ивент-агентство. В 2018 году в партнёрстве с Надеждой Дешковец запустила онлайн-школу женского лидерства.
«Шесть лет назад мы с семьёй приехали во Вьетнам, – рассказывает Татьяна. – И там началось моё предпринимательство. Оно в итоге затянуло меня настолько, что сложно представить, что я иду назад в корпорацию и занимаюсь офисной работой с утра до вечера. Оказалось, что бизнес – на 100% моё. Наш новый проект «Она может всё» – в каком-то смысле стал олицетворением моей миссии в предпринимательстве: помочь женщинам поверить в себя».
Первым проектом, в который Татьяна вложила деньги и силы, стало антикафе. Ей казалось, что этот популярный в то время в России, Беларуси и некоторых других странах формат, точно найдёт поклонников и в Азии. Но – просчиталась.
На подготовку к открытию ушёл год. Таня арендовала большое помещение, серьёзно вложилась в ремонт. «Делать этого, увы, не стоило, – считает она сегодня. – Этот основательный подход я, видимо, «привезла» с собой из Беларуси, где ремонты делают на века… Плюс мой перфекционизм, завышенные требования к эстетической части. Хотелось, чтобы было красиво, а оказалось – никому это не нужно. Кроме того, климат: через два месяца краска начала отваливаться».
Это была не единственная ошибка начинающей предпринимательницы. Неудачно была выбрана и локация, и главное – сам формат, на который была сделана ставка. «Концепция была новая для рынка, в кафе собирался очень узкий круг прогрессивных людей, а чтобы окупить вложения и начать зарабатывать, мне нужно было, чтобы они шли массово. Через полгода пришлось отменить принцип антикафе (плата за проведённое время, а все остальное – чай, кофе, печенье – в свободном доступе), потому что здесь, в Азии, никто не понял этой фишки. Многие были в шоке, а японцы вообще обижались на меня и моих сотрудников. В итоге мы перешли на формат обычного кафе. У нас были клиенты и даже поклонники, но популярным место не стало. Аренда большого дома была слишком дорогой, постоянные расходы – огромными».
Проработав год, Татьяна решила закрыть кафе. Сегодня, оглядываясь назад, говорит, что допустила слишком много ошибок, но получила бесценный опыт и кучу интересных знакомств. Финансовые потери оказались существенными, эксперимент с антикафе съел все сбережения – около 50 тысяч долларов.
Следующие два проекта Татьяна делала практически без вложений. Первым стал купонный бизнес Hanoi Best Deals. «Идея была такая: распространять по кафе и отелям бесплатные брошюры, форматом с ладонь, с купонами на скидки различных заведений – ресторанов, спа и т.п. Проект выстрелил, за этими книжками охотились, и всё больше заведений хотели участвовать».
Бизнес-модель была рекламная, работали вдвоём – Татьяна и дизайнер на «удалёнке». Деньги получали от заведений, которые публиковали свои купоны. Проект хорошо развивался, но через какое-то время упёрся в потолок. Потребовался продажник, который ходил бы по потенциальным новым клиентам и договаривался.
«Оказалось, что во Вьетнаме огромная проблема с такого рода специалистами. Такая вот культурная особенность – всё решать с помощью связей, – вспоминает Татьяна. – Поэтому выводить проект на новый уровень мне оказалось сложно. Но в какой-то момент появилась покупательница, которую заинтересовал бизнес, и она предложила купить его. Думаю, что я могла бы придумать что-то новое и дальше развивать проект, он был классный, но тогда приняла предложение. Женщина в итоге трансформировала его на свой лад, и с ним сейчас всё хорошо».
Татьяна же переключилась на новую нишу: открыла ивент-агентство и следующие без малого пять лет организовывала в Ханое разнообразные фестивали для местных жителей: семейные, пивные, разнообразные благотворительные базары. Посетителями мероприятий, в зависимости от формата и тематики, становились от 500 до 10 тысяч человек.
Занимаясь развитием агентства, Таня не хотела повторять некоторых ошибок, поэтому учла болезненный, но важный опыт с антикафе. «На дно нас тогда тянули постоянные расходы – аренда и зарплата штатных сотрудников. В ивент-проекте у меня был только бухгалтер на фрилансе и никакого офиса. К тому же, мероприятия – бизнес в Ханое очень сезонный, подходящая погода бывает весной и осенью, так что придуманная схема подходила как нельзя лучше.
Ивентами я занималась три года, начиная с 2015-го. Под каждый проект собирала команду, процесс был отработан до мелочей. Я всегда знала, чего хочу и кто мне для этого нужен. Под конкретные задачи я каждый раз оформляла джоб-офер для приглашённых специалистов, в нем прописывала всё, что человек должен делать на этом проекте, а также зарплату и бонусы за выполненный KPI. Команда обычно была небольшая. Фестиваль на 500-2000 человек делали три-четыре человека, включая меня.
Я всегда отвечала за спонсоров и продажу билетов, и было ещё три ключевые позиции: 1. Ответственный за маркетинг, рекламу, дизайн. 2. Ответственный за фудкорт. 3. Ответственный за развлекательную программу и музыку. Мои пивные партнёры любили со мой сотрудничать, потому что для них всегда был хороший выхлоп – на мероприятиях на 1000 человек выпивалось по 2000 литров пива».
Так получилось, что аудитория у многих мероприятий, в первую очередь пивных фестивалей, была преимущественно мужская, а работала Татьяна чаще с женщинами. «Сейчас я делаю это целенаправленно, и мне нравится, – говорит она. – Договариваться получается легче».
Кстати, оказалось, что для того, чтобы вести бизнес во Вьетнаме, знать язык не обязательно. Переехав, Татьяна начала было его учить, но для работы оказалось достаточно и английского. «Я не знаю другой страны в Юго-Восточной Азии, где бы на нём говорили так много людей, – рассказывает Писарчук. – Установить глубокую связь иностранцу с местным сообществом крайне сложно, и одним знанием вьетнамского языка это не решить. За шесть лет у меня здесь появилась только одна местная подруга, с которой сложился хороший контакт, мы друг друга понимаем и поддерживаем».
В 2018 году Татьяна вместе с партнёршей Надеждой Дешковец придумали проект She Leads Everything. Сначала это был только YouTube-канал. Как объясняет Таня, искали что-то «для души», а вокруг всегда было много разных успешных женщин, которые что-то делают сами, многого достигают, идут наперекор обществу: «Мы решили, что хотим говорить об этом и снимать видео».
Татьяна и Надежда взялись за дело, ничего не зная о видеосъёмке. «Были – реально – нулевые! Сели изучать тему с азов: как снимать, на что снимать, какой должен быть свет, звук. Сначала у нас было много ужасных косяков: мы забывали включить микрофон, у нас разряжалась камера в самый неподходящий момент и т.п. Но мы делали, делали, делали, и через какое-то время стало получаться. Научились монтировать видео», – рассказывает Татьяна.
Они снимали интервью с подругами и знакомыми женщинами. Но это были в основном иностранки, потому что круг общения сложился именно такой. Разговаривали на английском, но делали субтитры на русском. Занятие приносило огромное удовольствие, но – не деньги. Это было скорее хобби. Татьяна продолжала заниматься ивентами, а вдвоём с Надеждой – ещё и частным бизнес-консалтингом.
«В какой-то момент мы задумались, что бы нам могло приносить и удовольствие от работы с темой женского лидерства, и заработок. И показалось, что будет классно, если мы расскажем другим женщинам о тех вещах, которые знаем и умеем сами. У Нади огромный опыт в маркетинге и бизнес-управлении в целом, у меня – опыт предпринимательства, я с нуля начинала в чужой стране, а также я очень хороша в продажах. Это, посчитали мы, хорошая почва, чтобы вырастить что-то стоящее».
Поскольку аудитория у YouTube-канала была русскоязычная, решили перевести название. Так, совсем недавно, в конце 2018-го, появился проект «Она может всё». Канал по-прежнему пополняется новыми видео, но уже не так активно, как раньше. В дополнение к каналу появились и развиваются страницы в Facebook, Instagram, а также сайт.
Курс построен по принципу бизнес-игры, которая позволяет смоделировать разные ситуации, а полученные навыки потом использовать в реальном деле.«Я вложила в курс все знания, которые у меня есть, в сжатом концентрированном виде. Делюсь в нём опытом, лайфхаками, – рассказывает Татьяна. – Я, например, считаю, что в бизнесе главное – это налаженные бизнес-процессы, планирование и т.п., поэтому у меня на курсе много шаблонов для этого. Уроки, которые помогают понять, как построить систему, причём такую, которая послужит долго, не только вам, но и детям и внукам».
Вложения в новый проект, если сравнивать с антикафе, совсем скромные. Перед запуском канала был куплен штатив, хороший микрофон, а чуть позже, когда стало понятно, что строить будут бизнес в интернете, – доступы к разным конструкторам сайтов. Также Татьяна приобрела курс о том, как открыть онлайн-школу, и прошла его.
Когда стало понятно, что занятие переходит через границы хобби, времени перестало хватать (интервью снимались, но долго лежали, не смонтированные), компаньонки договорились заканчивать с другими делами и сосредоточиться только на проекте «Она может всё».
«В итоге Надежда закрыла часть своих проектов по бизнес-консалтингу, а я – закончила с фестивалями. Не знаю, правильно ли – мои дела шли хорошо и тоже приносили удовольствие. Но совмещать не получалось. Плюс нужны деньги на жизнь – мы живём в хорошем доме, дети ходят в международную школу, расходы большие. Если бы не это, то, возможно, мы бы не так быстро решили переключиться на развитие совместного бизнеса. Так что сейчас занимаемся только этим, и нас обеих прёт», – рассказывает Таня.
Цена курса сейчас – $260. Первую группу из 10 человек на свой курс Татьяна собрала через соцсети (у Надежды будет отдельный курс в рамках этой же школы), не вкладываясь в рекламу. Участницы – в основном её подруги и знакомые, которых она знает лично. Собрались, по её словам, интересные люди, поставившие перед собой цель открыть бизнес и начать зарабатывать тем, что нравится.
Как построено обучение: участники курса получают доступ на его платформу, и там пошагово проходят все темы, выполняют домашние задания, общаются с коучем. Каждую неделю открывается новый модуль. По формату учебные материалы разнообразны - это и видео, и текстовые задания, и шаблоны для разных задач. На платформе есть закрытые группы для общения участников между собой и с ведущей курса.
По словам Татьяны, качественные показатели в проекте уже выполнены, и теперь нужно развивать количественные, чтобы росло число людей, которые читают страницы проекта в соцсетях, смотрят канал, приходят на курсы. «У нас получился сильный продукт, и я в него верю».
«Наше главное отличие от других подобных проектов я вижу в том, чтобы учить этичному бизнесу с нормальным человеческим отношением к людям, а не использовать их. Мои ценности – это знания без нажима, в дружелюбной атмофере, – говорит Татьяна о своей миссии. – У женщин меньше возможностей по жизни, и я знаю, о чём говорю. Очень многие из них хотели бы начать бизнес, но боятся. И я хочу сказать им всем: как я вас понимаю! И выступить ролевой моделью, чтобы показать, как можно себя вести. Моя задача – сделать так, чтобы как можно больше женщин стали богатыми и успешными, поверили в себя. Буду идти к этому, даже если останусь одна на острове».
Большой плюс онлайн-бизнеса – отсутствие постоянных расходов. Вернее, они есть, но даже близко не такие, как были в кафе. Также предпринимательницы пользуются схемой, которую Таня обкатала в ивент-агентстве: если нужна помощь, приглашают специалистов под конкретные задачи. Кроме того, онлайн-бизнес не привязан географически к месту проживания. Так что можно легко переехать, ничего не потеряв. А мысли о переезде из Вьетнама Таньяна и Надежда сейчас действительно вынашивают.
«Пока не знаю куда, но мы, возможно, переедем. В Ханое очень плохая экология. Я, например, выхожу на улицу только в маске – уровень загрязнения воздуха один из самых высоких в мире, опасный для здоровья. Хотелось бы жить в более безопасном месте, – объясняет Татьяна. – Однако, несмотря на сложности, Вьетнам дал нам очень много хорошего, и я его люблю. Прежде всего – это свобода для нас, иностранцев. Легкость в предпринимательстве – сначала у меня была бизнес-виза, но так как я открыла свою компанию, то, как инвестор, имею карту резидента. Жить здесь довольно комфортно, люди дружелюбные и отзывчивые, что даёт ощущение безопасности».
В ближайших планах школы «Она может всё»: продолжать делать интервью с интересными женщинами, которые добились чего-то сами (для вдохновения); запустить новое – образовательное – направление в рамках YouTube-канала (серия видео про бизнес); создать сообщество женщин-предпринимательниц, которые будут друг друга поддерживать; продавать курсы, в том числе придумывать новые, чтобы помочь открыть своё дело многим женщинам, которые уже готовы, но им по каким-то причинам не хватает уверенности и знаний. На эту тему – как помочь женщинам поверить в себя – Татьяна сейчас готовит доклад для конференции Women Deliver 2019, который пройдёт летом в Ванкувере.
Читайте также:
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.
Lady in business: восемь вдохновляющих историй о женщинах-предпринимателях.
Плюсик в карму: как и зачем малый бизнес занимается благотворительностью.