Внедрение чего-то нового в бизнесе – это перемены, которые далеко не всегда приветствуются командой. Любые нововведения связаны с необходимостью перестраивать привычные процессы, учиться новому и очень часто отбрасывать привычные алгоритмы действий. Для многих сотрудников компании всё это – стресс и выход из зоны комфорта. О том, как подготовить команду к переменам и добиться принятия нового, порталу Biz360.ru директор международной франчайзинговой сети FIT SERVICE Татьяна Овчинникова.
Татьяна Овчинникова – директор международной франчайзинговой сети FIT SERVICE. Опыт управления – свыше 20 лет. Эксперт по масштабированию и стратегическому развитию бизнеса. В FIT SERVICE пришла в 2015 году на позицию исполнительного директора, с 2023 года является директором компании. Выручка предприятия за последний год выросла на 27% до 9 млрд. рублей, а сама сеть увеличилась до 315 станций в 155 городах России и Казахстана. Компания является крупнейшей сетью автосервисов в РФ.
В начале 2024 года мы в компании FIT SERVICE презентовали команде новую стратегию бизнеса на три года (2024-2026). Эта стратегия касалась абсолютно всех департаментов и всех ключевых продуктов компании. На этот момент прошло уже полгода, как мы идём по новому пути, и при этом не потеряли ни одного ключевого сотрудника, не снизили плановых показателей и стабильно растём в прибыли.
Расскажу, как мы подошли к внедрению новой глобальной стратегии, и что необходимо учитывать бизнесу (в том числе малому бизнесу) в таких процессах.
Подготовьте команду к изменениям
Первый самый важный шаг при внедрении нового в бизнесе – донести смысл изменений до команды, буквально до каждого сотрудника. В нашей сети более 4000 сотрудников (в управляющей компании – более 200), поэтому рассказать всем сразу и обо всём невозможно. Мы решили презентовать стратегию поэтапно.
Во-первых, организовали конференцию для ключевых руководителей нашей компании, собрали на ней весь менеджерский состав. На мероприятии мы представили план изменений и развития бизнеса. Причём в представлении начали с причин – зачем нам нужна новая стратегия, зачем вообще меняться.
Мы показали актуальные исследования и данные, объяснили тренды и их влияние на наш бизнес. Только после объёмной вводной части перешли к конкретным решениям и проектам. В финале мы объясняли важность правильного информирования всех сотрудников о новой стратегии.
На втором этапе руководители презентовали стратегию своим командам. Они смогли представить нововведения каждому сотруднику так, чтобы он понял, какую роль играет в изменениях, как причастен к глобальному большому плану.
Качественно сформируйте пакет информации
Второй важный аспект внедрения любых инноваций – подготовить настолько ёмкую и понятную презентацию, чтобы она позволила передать всю значимость и причины изменений.
Мы стремились показать полную картину будущего компании и спроецировать её на каждого сотрудника. Для каждого человека важно понимать, что его ждёт в будущем. Это даёт уверенность в завтрашнем дне. Если у компании есть цель, есть чётко сформулированный план развития, то сотрудникам комфортнее работать. Они знают, что будет с компанией и конкретно с их подразделением через год, два и далее.
Разработайте план для каждого сотрудника
После того, как стратегия или любое другое важное изменение в бизнесе представлены, конечно, маловероятно, что все сотрудники точно понимают, что и как делать дальше. Поэтому следующий важный шаг – вовлечение сотрудников в процесс изменений.
Необходимо сформировать новые проекты, а также пересмотреть индивидуальные планы развития сотрудников, возможно, подтянуть их необходимые компетенции. Согласно опросу Gallup, у компаний с высокой вовлечённостью сотрудников на 10% выше лояльность клиентов и на 23% выше прибыльность.
То есть важно дойти до каждого сотрудника и обозначить, как он встраивается в процессы изменений. Наши руководители проводили системные встречи по изменениям с каждым подчинённым. После были созданы планы по развертыванию проектов и обозначены сроки сверки результатов. При внедрении нового важно следить за динамикой по каждой задаче.
Будьте гибкими
Ещё одно важное правило по внедрению новых процессов в бизнесе – обозначить границы гибкости. То есть даже выбранная система координат (в нашем случае – стратегия) подразумевает, что есть вариативность.
Например, при внедрении какого-то запланированного проекта, команда понимает, что рынок изменился, и он стал неактуален. Чтобы вовремя остановить или скорректировать внедрение нужно обозначить точки принятия решений.
Также всегда важно проводить тестовые запуски перед «раскатыванием» на весь бизнес. Тесты позволяют понять, масштабируется ли конкретное решение или нет, работает ли гипотеза или нужно отказаться от неё, потому что она не помогает достигать глобальной цели.
Внедрение новой глобальной стратегии бизнеса и внедрение нового инструмента – это разные по масштабу задачи, однако последовательность действий во многом схожа. Расскажу, как мы внедряли в компании новый инструмент – электронные диагностики автомобилей.
Цель компании FIT SERVICE – стать цифровыми автосервисами номер один в городах присутствия. Мы стремимся к максимальной автоматизации и цифровизации всех процессов. Поэтому в марте 2024 года мы перевели все свои станции на электронные диагностики автомобилей. Это большой и долгосрочный проект, который потребовал перестроить множество процессов в компании.
Суть цифровых диагностик в том, что механик проводит проверку автомобиля с использованием специального девайса и приложения, которое мы разработали. Он сразу отмечает все неполадки и отклонения в приложении. Клиент же мгновенно получает подробный отчёт в своём мобильном приложении.
То есть исключается необходимость хождения механика в клиентскую зону и устная передача информации мастеру-приёмщику, исключается потеря важной информации, а также действия без чёткого регламента проверки авто. Весь труд полностью цифровизуется и автоматизируется, сокращаются временные затраты на обслуживание.
В течение полугода мы тестировали проект, новым инструментом можно было пользоваться по желанию. И уже в этот период 30% станций перешли на электронные диагностики добровольно. Данный результат даже превысил нашу ориентировочную цель на тестовый период. Сегодня уже 100% наших станций пользуются электронными диагностиками. Они стали обязательными для всех франчайзи-партнёров. Итак, как мы внедряли цифровые диагностики в сети.
Создание прототипа
Первый этап внедрения – создание прототипа продукта. Считаю, что не всегда нужно дожидаться идеального продукта, а целесообразно запускать в работу полуготовый инструмент и отлаживать его в «полевых» условиях. Так быстрее и эффективнее.
Тест-драйв и «продажа» идеи
Второй этап – подключение тестовых станций к проекту на два месяца. В это время мы смотрели как функционирует инструмент, вносили корректировки, работали с возражениями сотрудников. В этот же период мы провели серию мероприятий для сотрудников, где рассказали о предстоящих изменениях.
Задача таких встреч – «продать» идею проекта команде. Поэтому очень чётко должны быть подсвечены преимущества для каждой стороны. Мы рассказали о перспективе сокращения рабочего времени и затрат, о снижении риска потери данных и, самое главное – об увеличение выручки и среднего чека. То есть в конечном итоге, рассказали, что сотрудники будут больше зарабатывать, а собственник станции получит больше прибыли.
Масштабирование, обучение и мотивация
Когда багов было уже минимальное число, мы развернули проект на всю сеть (300+ станций). Но это всё ещё было добровольное использование инструмента. Срок тестирования – шесть месяцев. Все сотрудники прошли обязательное обучение по использованию нового инструмента.
В обучении мы предусмотрели отработку всех возможных возражений. Хорошо сработала и дополнительная система мотивации, которую мы заранее разработали для персонала. То есть чем больше доля электронных диагностик, тем больше бонусы (которые практически равны рублям) у сотрудников.
Когда проект уже заработал по всей сети, мы ввели отдельные рейтинги – результаты каждой станции и каждого сотрудника. По итогам аналитики проводились встречи и обсуждения с руководителями станций, где результаты внедрения были неудовлетворительными. Если были реальные сложности, а не сопротивление, то оперативно совместно их решали.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Резюме
Таким образом, можно выделить основные шаги для успешного внедрения нового инструмента:
-
Поэтапный запуск инструмента/продукта/проекта.
-
Подробное объяснение ценности проекта.
-
Система дополнительной мотивации.
-
Контроль результатов.
-
Работа с проблемами и отзывами.
Успехов всем во внедрениях!
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».