Сибиряк Борис Мамлин – опытный телевизионный журналист: работал в службе новостей, снимал сюжеты для Reuters и BBC. В какой-то момент он разочаровался в современном телевидении и ушёл в «параллельный мир» - снимать кино для крупных компаний и корпораций. Сейчас его киностудия - один из лидеров рынка корпоративного видео, а бюджеты фильмов исчисляются миллионами рублей. О том, как заработать на корпоративных фильмах и рекламе, порталу Biz360.ru рассказал основатель кинокомпании «Картина мира» Борис Мамлин.
Борис Мамлин, 48 лет, продюсер и предприниматель из Москвы, основатель кинокомпании
«Картина мира». По образованию журналист, работал в службе новостей на новосибирском ТВ, снимал видеосюжеты для крупнейших мировых информагентств и телекомпаний - Reuters, Associated Press, BBC. В 1997 году вместе с двумя коллегами основал компанию по производству корпоративного видео. А в 2010 году вместе с женой Алёной Олейник основал собственный проект «Картина мира».
Мы одними из первых в стране начали делать корпоративное кино. В 90-е я занимался телевизионной журналистикой в Новосибирске. Но в какой-то момент телевидение начало превращаться в то, чем оно стало сейчас. И в середине 90-х мне стало понятно, что делать там уже нечего.
Я начал думать, в каком направлении идти дальше. К счастью, долго размышлять не пришлось. В ноябре 1997 года мне предложили провести съёмку в Арктике на побережье моря Лаптевых. Тогда готовился проект по доставке грузов в труднодоступные районы Якутии методом парашютного десантирования. Примерно в то же время пришло приглашение от правительства Испании отправиться в тур по отелям на Канарских островах. Конечно, я выбрал Арктику.
Через два дня мы вместе с рекламным режиссёром Павлом Меняйло уже сидели в самолёте. В районе Оймякона (одно из самых холодных мест в мире) наш Ил-76 открыл грузовой люк, и из него выехали грузовые платформы, каждая весом в полтонны. Так был испытан способ доставки скоропортящихся продуктов в далёкие арктические районы: с неба летит еда! Мы сняли весь процесс с воздуха. А спустя месяц нам предложили снять этот процесс уже с земли, и мы провели съёмку в декабре при температуре -54º.
На тот момент у меня был хороший журналистский опыт и связи. Поэтому мы смогли не просто отснять эти сюжеты, но и разместить их в различных информационных программах центральных телевизионных каналов. Это был интересный и значимый информационный повод. В процессе съёмок мы познакомились с ребятами, которые занимались экстремальным парашютным десантированием. И началось.
В апреле 1998 года наша команда снова летела на Север – на этот раз в составе большой экспедиции. Тогда зарождался новый вид бизнеса – туры на Северный полюс, и его нужно было продвигать. У организаторов экспедиции не было денег на то, чтобы нас нанять. Но нам страшно хотелось побывать на полюсе, поэтому мы согласились отправиться туда бесплатно. И этот шаг в итоге себя окупил: в ходе этой экспедиции мы познакомились со многими успешными предпринимателями.
Можно сказать, своего первого клиента мы нашли на Северном полюсе. Сергей Хадарин был коммерческим директором новосибирской компании «Винап», которая выпускала водку, пиво и безалкогольные напитки. Компания стала нашим постоянным клиентом, с которым мы работали примерно 2-3 года. Это позволило нам без вложений и привлечения заёмных денег органически расти: покупать оборудование, привлекать людей.
Мы снимали для «Винапа» как рекламные ролики, так и мини-фильмы в новом на тот момент жанре, который сейчас называется «внутренние коммуникации». Мы создавали это «с нуля», не зная и не понимая, что и как. Но мы знали, как делать кино для телевидения, как снимать документальное кино. Фактически мы привнесли в корпоративное кино журналистские подходы. Мы спрашивали у людей, почему им нравится работать в компании, и они нам искренне отвечали. Они видели перемены, выражали надежду, радовались своей работе. Мы собрали все эти переданные простым языком мысли и эмоции и сделали из них фильм.
В конце 90-х всё оборудование стоило кошмарных денег. Тогда была монополия дорогущих телекамер формата Betacam. Плюс начали появляться первые цифровые камеры, которые тоже стоили очень дорого. И первые наши заработанные на полярных экспедициях деньги мы потратили на камеру Sony VX1000. Это была маленькая компактная цифровая камера с цветным видоискателем. Она нам казалась чем-то космическим. У нас даже не было на неё денег, и мы выпросили её у продавца в долг «под Северный полюс».
Проект по корпоративным съёмкам успешно развивался благодаря удачному сочетанию навыков его основателей. Паша Меняйло – рекламный режиссёр, который понимает, как сделать красивую картинку. Я - «работал со смыслами». Женя Рассказов – предприниматель, он понимал, как вести дела, и в практическом смысле уберёг нас от многих глупостей, а главное – научил зарабатывать.
На наших глазах очень интересно менялся бизнес-ландшафт. Мы это могли отследить по собственным фильмам. В конце 90-х мы снимали фильмы о том, как компании «вставали с колен». Талантливые предприниматели брали предприятия, лежавшие в разрухе, и превращали их в крупные интересные проекты.
Затем в 2000-е годы начали появляться новые истории. Компаниям нужно было выходить на внешние рынки и представлять там свои продукты. И мы снимали фильмы о том, что они умеют делать.
Следующий шаг – обучающие фильмы: у наших клиентов появилась потребность учить персонал. Бизнесу нужно было привлекать инвестиции – и мы стали делать фильмы для инвесторов. Компании начали участвовать в выставках – мы занялись «выставочными» фильмами. Фактически мы решали и решаем задачи коммуникаций в бизнесе посредством кино.
Сначала мы работали в основном с предпринимателями из Новосибирска. Но в 2010-е поняли, что количество московских клиентов превысило число местных заказчиков. Дело в том, что многие новосибирские компании выросли до федерального или даже международного масштаба. Чтобы развиваться, им нужно было перемещаться в Москву. Так что наши московские клиенты – это в том числе сибирские компании, которые вышли на новую ступень развития. Также нас начали находить московские компании, которым нравилось то, что мы делаем.
Кризисов 2008 и 2014 года мы не заметили. Корпоративное кино – дорогая игрушка, которую могут позволить себе далеко не все. Обычно такие фильмы заказывают компании, которым необходимы развитие и рост. Мы работали с клиентами, которые использовали кризисную ситуацию для своего роста. Всегда есть люди, которые понимают, что любой кризис – это возможность вырасти и выйти на новые рынки. Так что мы всё время занимались нашим делом и никогда не испытывали особых трудностей.
В 2010 году я разошёлся с другими сооснователями проекта. Евгений Рассказов с головой ушёл в туристический бизнес, его поглотил Горный Алтай. Павел Меняйло хотел снимать телесериалы. Мне нравилось заниматься тем, на чём мы зарабатывали, и развиваться в этом направлении. Поэтому я решил выйти из проекта и создать собственный бизнес.
Мы с женой Алёной учредили нашу «Картину мира». Название подбирали и проверяли на сайте доменных имен. И имя Kartinamira.com почему-то оказалось незанятым!
Сейчас у нашей компании два офиса – в Новосибирске и в Москве. В каждом из них работают по пять человек. В кино содержать людей «на зарплате» бессмысленно, и мы собираем специалистов под каждый конкретный проект. Это актёры, операторы, осветители, режиссёры, сценаристы и т.д.
В регионах людей с нужной нам квалификацией найти очень сложно. Поэтому мы и открыли московский офис. В Москве таких специалистов довольно много. Просто надо уметь их искать и чётко понимать, что ты от них хочешь. Также в столице можно за приемлемые деньги взять в аренду оборудование мирового уровня. Это избавляет от необходимости иметь дорогую технику в собственности и тратить серьёзные средства на её покупку.
За все годы работы мы так и не смогли построить «нормальную» технологию продаж. У нас в этом просто нет необходимости – нас всё время передают «из рук в руки». Может, мы и были бы рады развить продажи и взять в команду человека на это направление. Но поступающих заказов нам хватает – у нас постоянно есть задачи.
Мы решили не гнаться за количеством заказов, а сосредоточиться на качестве. У нас был период, когда мы старались нарастить огромный вал проектов, но это начало вредить результату. Когда занимаешься работой в авральном режиме – как правило, не можешь выдерживать качество, которое хотел бы видеть. Поэтому решили для себя, что мы скорее «небольшое винодельческое хозяйство», чем крупный завод.
Всего существует порядка 40 видов корпоративных фильмов – под разные задачи и поводы, под разных зрителей. Ими могут быть сотрудники самой компании, её потенциальные клиенты, посетители выставок и многие другие.
Наш флагманский продукт – внутрикорпоративные фильмы. Как правило, люди особо не задумываются над тем, для чего работает их компания, каковы её цели. Наши фильмы показывают сотрудникам, как работа каждого из них связана с бизнесом компании, с глобальными и интересными процессами. Это вдохновляющая история, которая ведёт за собой. Зрители в зале иногда плачут, когда смотрят фильм о своей компании – они ощущают гордость и радость.
Разновидность такой продукции – HR-фильмы. Их показывают человеку, которого принимают на работу. Иногда такие фильмы снимают для потенциальных сотрудников, чтобы привлекать в компанию людей с рынка труда. Корпоративные фильмы – очень востребованное направление, мы продолжаем заниматься им и сейчас.
Киношники или телевизионщики обычно не любят снимать корпоративные фильмы и считают их «низким жанром». Мы же считаем, что низких жанров не бывает. Мы подходим с уважением и любовью к тому, что делаем. Мы видим, что в стране много людей, занятых чем-то созидательным и интересным. Они стремятся что-то развить, построить, придумать. Нужно понять, почему люди ночами не спят и развивают своё дело. Для нас самих это очень крутая мотивация.
Ещё одна категория наших фильмов – отчётные. После завершения масштабного проекта нужно показать, как он начался и чем закончился. Зрителями отчётных фильмов могут быть акционеры, потенциальные заказчики или даже органы власти (например, если в проект вкладывалось государство). Также к нам постоянно обращаются с просьбой сделать фильм для инвесторов - там мы рассказываем о проектах, требующих финансовых вложений.
У нас нередко заказывают фильмы-презентации для переговоров с возможными партнёрами. Однажды пришли молодые рестораторы, которые продавали франшизы ресторанов быстрого питания. Они сказали: «Нам приходится общаться с серьёзными дядьками – директорами больших торговых центров. А по их представлениям, мы слишком молодые. Нам кажется, что они нас не совсем серьёзно воспринимают». Мы сделали им 5-минутный фильм. Через месяц они вернулись к нам с просьбой сократить этот фильм до одной минуты. Оказалось, что уже через 30 секунд просмотра собеседники говорили: «Всё понятно, давайте заключать договор».
Одна из сфер применения наших фильмов – выставки. На них, как правило, нельзя притащить экскаватор или, скажем, плотину. Но компания хочет показать, как это работает. В подобных фильмах мы показываем принципы действия какого-то устройства, его узлы и механизмы. Есть фильмы, в которых нужно представить аудитории какой-либо вид продукции. Например, если это медицинский препарат или витаминный комплекс – мы рассказываем о нём в научно-популярном стиле.
Иногда снимаем рекламные ролики. Они интересны с точки зрения экономики, но мы делаем их не так часто, как хотелось бы. На сегодня мы больше занимаемся форматами, поясняющими и раскрывающими смыслы.
Продолжительность фильма обычно в пределах 5-7 минут. Если фильм длиннее, то он дробится на части по 2-3 минуты, каждая из которых отвечает на какой-то вопрос. Примерная стоимость корпоративного фильма – 3-5 млн. рублей. На нашем рынке мы относимся к «высокому» ценовому сегменту. Если проект очень нравится нам самим, он красивый и интересный, и нам очень хочется его сделать – то мы можем пойти навстречу и снизить цену.
Рентабельность нашего бизнеса – примерно на уровне 40%. Расходы – как в «настоящем» кино. Над фильмом работают сценарист, продюсер, режиссёр, оператор, художник по свету, осветители, гримёр, костюмер, рабочие на площадке, актёры, режиссёр монтажа, редактор, звукорежиссёр, корректировщик цвета, дизайнер компьютерной графики – всем нужно заплатить. И это не считая стоимости оборудования.
Наша первая задача – понять, для кого и где будет использоваться наш фильм. Поэтому в начале работы с клиентом мы обычно задаём три вопроса. Первый – кто зритель: с разной аудиторией нужно по-разному разговаривать. Второй – какую задачу нужно решить. Третий – по каким каналам это будет распространяться. Например, если людей приведут в зал и включат фильм – это одно. А если ролик будет продвигаться в интернете – должна быть другая история, более короткая и динамичная.
Затем мы пишем сценарную концепцию. Это документ на одном-двух листах, в котором написано, что именно люди увидят на экране. Его мы, как правило, делаем бесплатно. Концепция – это не просто наши фантазии, а чётко выверенная история. Мы берём известные факты из жизни компании, из которых «складываем» некий новый смысл.
Дальше мы утверждаем график съёмок. Он зависит от возможностей клиента и от тех событий, которые он хочет осветить этим фильмом. Например, запуск новой линии, выпуск новой продукции и т.п. Выстраивается съёмочный график примерно на месяц.
Для одного фильма обычно хватает 10 съёмочных дней. В течение примерно двух недель мы делаем предварительный монтаж, после чего клиент смотрит первую версию нашей работы. Весь процесс занимает месяц-два. Всё производство – в рамках оговоренных сроков, бюджетов, ресурсов.
Сценарная концепция «превращается» в дальнейшую работу почти во всех случаях. Однажды нас попросили написать две концепции на выбор, потому что акционер «любит выбирать». Мы их написали, и акционер не смог выбрать из них одну – мы снимали обе, вместо одного фильма сделали два.
Пару лет назад на нас вышел новый клиент с предложением поработать. Мы написали ему несколько концепций на выбор. Потом клиент сказал: «Нет, мы возьмём другого исполнителя». Мы искренне пожелали ему успеха, и занялись своими делами. Через два месяца представители этого клиента снова вышли на нас. Оказалось, они пробовали поработать с другими и поняли, что у них ничего не выходит. Мы сделали им хороший проект и даже получили за него «Серебряного Дельфина» - главную награду фестиваля корпоративных медиа и телевидения в Каннах (см. фото выше). Потому что нам реально нравится то, чем мы занимаемся, и мы знаем, как это можно сделать красиво.
У нас почти никогда не бывает такого, что заказчику не нравится результат. Бывает, что в ходе работы клиент понимает: ему нужно было по-другому расставить акценты. Либо мы в ходе съёмок видим новые интересные вещи и предлагаем их сделать. Но это происходит нечасто.
Перед началом работы мы настаиваем на встрече с первым лицом компании. В этом – наша страховка от последующего недопонимания. В России главным носителем идеи бизнеса является либо его владелец, либо топ-менеджер. А остальные сотрудники не всегда способны передать эту идею. Это называется «эффект жёлтого маркера»: жёлтый маркер невидим при ксерокопировании.
В тех редких случаях, когда не получается встретиться с первым лицом, мы всегда понимаем: при демонстрации результата могут быть сюрпризы. Владелец или топ-менеджер может сказать, что «это всё не то и не о том». Правда, сейчас такие случаи очень редки. Сами акционеры, как правило, очень включены в процесс. Плюс появляются очень профессиональные менеджеры, которые способны понять и донести до нас идею и задачи, или защитить свою точку зрения перед руководством.
В течение довольно долгого времени в Москве мало кто хотел и мог заниматься корпоративным кино. Большинство конкурентов были мелкими организациями, состоящими из двух-трёх человек. Они были неспособны к выполнению крупных интересных проектов. На этом фоне мы успешно вышли на рынок, и продолжаем на нём работать.
В 2000-е годы на рынок пришёл ряд компаний из очень разных сфер. Например, «Меркатор» начинал с создания компьютерной графики (карты и т.д.) для «Метео-ТВ». Их кино – это много графики, объясняющих вещей и т.д. Компания Тимура Бекмамбетова Bazelevs пришла из кинопроизводства. Они делают фильмы в «киношном» стиле, похожие на игровое кино. Так как мы попали на этот рынок с телевидения, то в наших фильмах больше журналистики. Они в основном про смыслы, идеи, и эмоции.
Но рынок ещё не насыщен хорошими предложениями – нам всем хватает работы. Сейчас мне не очень интересно конкурировать с российскими компаниями – к нам по уровню работы мало кто приблизился. Нам интересно конкурировать со всем миром, поэтому мы участвуем в международных фестивалях. Основной из них проходит в Нью-Йорке - New York Festivals, это как большой телевизионный «Оскар». С этого форума у нас есть три бронзовых медали за корпоративное видео.
Мы всегда идём впереди рынка. Если на рынке что-то считается инновацией – как правило, мы уже пробовали её и экспериментировали с ней ещё 5-10 лет назад. Сейчас идут эксперименты с виртуальной и дополненной реальностью, с интерактивными фильмами. Там сюжет может развиваться по-разному в зависимости от действий зрителя. Мы очень давно пробовали такие вещи и понимаем, как их делать. Но пока они не стали большими явлениями.
Сейчас в разработке у нас есть несколько игровых проектов – и сериальных, и полнометражных. Думаю, будем продолжать работать в этом направлении, опыт игрового кино у нас есть. Планируем совмещать съёмки корпоративного и игрового кино.
В любом случае, корпоративное кино останется нашим основным направлением. Нам это интересно, мы любим помогать людям в решении их задач, и научились неплохо на этом зарабатывать.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал.