Холодные звонки: пять типичных проблем и способы их решения

Прочтёте за 4 мин.

Несколько полезных рекомендаций о том, как «разогреть» холодные звонки

IT-инструменты, которые использует Сергей Доронин

  • 1С:Битрикс
  • 1С:Бухгалтерия
  • Dadata
  • Яндекс.Деньги
  • PayPal

Качество холодных звонков напрямую зависит от качества базы клиентов. Если база «грязная», в ней много ошибок и дублей, то помимо психологической нагрузки (страха заговорить с незнакомым человеком, получить отказ, нарваться на раздражение и агрессию), операторы получают ошибочные контактные данные. Это приводит к большому количеству недозвонов и раздражению клиентов, которым звонят не вовремя или по несколько раз с одним и тем же предложением. О том, как решить наиболее типичные проблемы, связанные с холодными звонками, рассказал эксперт по продажам Сергей Доронин.

Досье

Сергей Доронин, руководитель отдела продаж группы компаний  «Ремарка» (продвижение сайтов и интернет-маркетинг), собственник компании  «АйТи46» (обслуживание компьютеров, монтаж систем видеонаблюдения, IT-телефония). Общий стаж работы в продажах - 10 лет. Во время учёбы в вузе работал по найму системным администратором, затем менеджером по продажам; после окончания университета основал свою компанию. В территориально распределённой ГК «Ремарка» занимается построением отдела продаж в Курске.

Сергей Доронин

I. «Неправильное» время для звонка  

Как выбрать удобное для клиента время? Компания InsideSales.com исследовала данные собственной аналитики по холодным звонкам, чтобы определить наилучшее время для контакта. В исследовании были использованы данные за три года по шести компаниям; охваченная база контактов - более 15 000, количество холодных звонков – более 100 000. 

Выводы по результатам исследования: 

  • Вторник – самый неудачный день для звонков;

  • Среда и четверг - лучшие дни для звонков; эффективность контакта в эти дни на 49,7% выше, чем во вторник;

  • лучшее время для звонка - с 8 до 9 утра и с 16 до 18 часов; эффективность контактов в это время выше на 164% в сравнении с самым неподходящим временем для звонка - с 13 до 14 часов. 

А если вы и ваши потенциальные клиенты находитесь в разных часовых поясах? В России одиннадцать часовых зон. Когда в московском офисе «самое удобное время для звонка», ваш региональный клиент может ещё не проснуться или уже спать глубоким сном. 

Что можно сделать:

  • проставить часовые пояса для всех клиентов;   

  • сопоставить время абонента со временем оператора и зафиксировать оптимальный период для звонка;

  • для групп клиентов, которым невозможно прозвонить из-за несовпадения часовых поясов (у клиента рабочее время - у вас ночь), следует выбрать другие способы коммуникации - электронная почта, sms-информирование и т.д. 

Когда в базе напротив каждого контакта указан часовой пояс, становится ощутимо легче выбрать время для прозвона. Снижается вероятность обращения к клиентам в нерабочее/ночное время.

Часовые пояса несложно определить по коду телефона. Конечно, это делается не вручную - вряд ли человек сможет быстро соотнести код и часовой пояс. Для автоматического определения доступны REST-сервисы стандартизации, которые не требуют многочасовой интеграции и заоблачной оплаты. 

II. Неправильный номер телефона  

Если клиент допустил ошибку в номере телефона и не указал другие контакты, связь с ним будет утеряна. Набрав номер один раз и услышав сообщение о том, что номер не обслуживается или не существует, оператор ставит соответствующую отметку в базе. А компания теряет клиента.

А что если ошибка допущена не в номере телефона, а в коде? В Москве, например, коды городских телефонов менялись дважды за короткий срок: сначала с 095 на 495 в 2006 году, затем с 495 на 499 - в 2010-м. В последнем случае новшества затронули не всю столицу, а только северо-восток. И это не единичный случай: в 2006 году телефонные коды менялись не только в Москве, но и ещё в 18 регионах. 

Дозвониться по номеру с «кривым» кодом невозможно, определить и исправить ошибку вручную - тем более. Проблема усугубляется, если база контактов собиралась из открытых источников (онлайн-справочники). Не все они обновляют информацию регулярно, а вы в результате получаете номера с неверными кодами и не можете толком их использовать.

Что можно сделать:

  • перед обзвоном привести базу контактов в соответствие с актуальными кодами операторов.

Сделать это можно в ручном режиме. Но такой способ повышает вероятность ошибок и опечаток, занимает время и человеко-ресурсы. Пользуясь сервисами автоматической обработки данных, вы снижаете издержки - актуальную базу для звонков можно сформировать в течение получаса. И когда вы посмотрите на количество «отловленных» ошибок, вам станет понятно, сколько клиентов вы упускали из-за простых опечаток. 

III. Повторные звонки одному и тому же клиенту  

Один и тот же человек легко может попасть в базу несколько раз: например, дважды подать на сайте заявку или заполнить анкеты в разных точках продаж. При этом на сайте он может зарегистрироваться как Иванов Сергей, а в точке продаж - как Сергей Иванов. 

Если номер телефона у двух разных абонентов один и тот же, то похожие записи можно соединить в одну. Гораздо сложнее, если при повторной регистрации клиент указывает другой номер - тогда ни о какой склейке не может быть и речи. В результате с одним и тем же вопросом к нему будут обращаться дважды, что адресата вряд ли обрадует. 

Что можно сделать: 

IV. Звонок человеку, не отвечающему за принятие решений  

Холодные звонки для В2В – один из основных каналов продаж. Однако контактные данные, которые компании предоставляют в открытый доступ, часто ведут на секретарей, менеджеров отдела продаж, саппорт - то есть на людей, которые не принимают решения.

Эффективность холодных звонков повышается, если вы выходите на лицо, отвечающее за ключевые вопросы. Чтобы узнать имя руководителя, можно завести дружбу с секретарём или провести онлайн-исследование (проверить официальный сайт компании, новостные источники, справочники организаций). Это требует сил, времени и хитрости. 

Учтите, что секретари ваших потенциальных клиентов используют такие же скрипты ответов для отсекания холодных звонков, как и менеджеры «холодного цеха» вашей компании.

Что можно сделать:

  • Взять актуальные данные о компании из доступных справочников. Как правило, там указывается не только ИНН и организационно-правовая форма, но и ФИО генерального директора. Достаточно начать вводить название организации, а потом выбрать интересующую из выпадающего списка. 

I

Зная имя ответственного лица, вы конкретизируете цель и доносите своё предложение максимально эффективно. И даже если вы будете звонить на общую линию, обращение «Могу я переговорить с Леонидом Петровичем по вопросу ...» с высокой долей вероятности пробьёт первую линию обороны секретаря. 

V. Ошибки при сохранении данных  

Во время холодного звонка менеджер должен максимально внимательно и быстро зафиксировать данные клиента, ведь потом компании придется ещё не раз контактировать с ним – например, отправить дисконтную карту почтой, выслать коммерческое предложение или типовой договор по e-mail, назначить встречу и и т.д. 

В спешке телефонного разговора не до орфографии, поэтому в базе данных могут появляться такого рода записи: 

  • елна ивановна;

  • Белоусов вячеславович иван;

  • ABC-comany@gamil.cpm

По такому адресу электронное письмо никогда не будет доставлено, а автоматические письма приветствия, благодарности, подтверждения заказа могут «избавить» вас от клиента, если не будут исправлены опечатки и порядок слов в имени. Представьте свою реакцию на письмо, начинающееся со слов «Здравствуйте, елна ивановна!»

Ошибки при сохранении данных могут привести к финансовым убыткам. Это сорванные сделки, вернувшийся на склад товар, отклоненные банком платёжи ввиду неправильно указанных данных контрагента. 

Что можно сделать:

  • Включить автоматическую проверку правописания. Казалось бы, ну очевидность же! Но здесь важно не столько найти удобную программу (сейчас проверка орфографии есть и в браузерах), сколько приучить менеджеров не игнорировать подсказки системы. Альтернативой может быть установка «встроенных» подсказок, которые автоматически исправляют опечатки или предлагают выбор из нескольких вариантов правильного ввода данных.
     

  • Периодически «чистить» базу - вручную или с помощью интеллектуальных сервисов. Второй способ проще: у «электронных помощников» не замыливается глаз, они не устают, не отлынивают и обрабатывают данные намного быстрее, чем живые люди. Кроме того, интеллектуальные сервисы определяют пол по имени и отчеству, находят некорректные электронные адреса и даже «переводят» ФИО, написанные транслитом.

Выводы

К любому холодному звонку можно подготовиться, проверив актуальность телефонных номеров и кодов, часовой пояс, удалив дублированные записи, уточнив контакты лиц, принимающих решения. Если в базе 200-300 клиентов - данные можно регулярно просматривать и корректировать вручную. Но что делать, если в базе тысячи контактов? Конечно, можно сверяться вручную с онлайн-справочниками, но тогда времени на обзвон уже не останется. На одно лишь выяснение ФИО руководителей может уйти несколько рабочих дней.

Для больших клиентских баз оптимальным решением становится автоматическая обработка записей. Сервисы стандартизации и проверки данных обрабатывают от 10 000 до 100 000 контактов за 30 минут, не требуют многочасовой установки, у них нет ограничений по совместимости с другим программным обеспечением. Для пользования приложениями такого типа не нужно долгое обучение – «почистить» базу с помощью подобной программы может любой уверенный интернет-пользователь. 

Человек, конечно же, способен делать сложнейшие вычисления вручную, но калькулятор справляется с этим легче и быстрее. При чистке клиентских баз работает аналогичный принцип: сервисы стандартизации и проверки используются как самый подходящий инструмент для идеального выполнения рутинных операций.

Call Center

Читайте также:

Брошенная корзина: как вернуть ушедшего покупателя.
Пять полезных сервисов для малого бизнеса.
Как протестировать свой сайт на вменяемость и «продающесть».

05 августа 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов