Курс на Восток: как пандемия изменила бизнес-модели работы с Китаем

Прочтёте за 3 мин.

«Многие китайские фабрики потеряли часть клиентов, и это расширило возможности для предпринимателей из России»

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Ковпак

  • WeChat
  • Zoom
  • Alibaba.com
  • Cantonfair.org
  • PayPal

Многие российские предприниматели ведут бизнес с Китаем: размещают производство своей продукции на местных фабриках, закупают товар для перепродажи, делают закупки сырья для собственного производства в России. Пандемия негативно сказалась на российско-китайском сотрудничестве и разрушила привычные бизнес-модели. Но объём торговли между странами постепенно восстанавливается. О том, какие изменения произошли на китайском рынке и насколько он перспективен для российского бизнеса, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал эксперт по ведению бизнеса в Китае Дмитрий Ковпак.

Досье

Дмитрий Ковпак, предприниматель из Москвы, автор книг и обучающих программ по ведению бизнеса с Китаем, основатель торговой платформы оптовиков DaTrade. Начал собственный бизнес в 19 лет, открыв магазин посуды в арендованном помещении. Затем запустил онлайн-магазин и начал сотрудничать с китайскими фабриками. С 2013 года помимо предпринимательства занимается коучингом, в частности, создал авторский курс по бизнесу с Китаем.

Дмитрий Ковпак

Пандемия взвинтила цены на логистику

После объявления в начале 2020 года в КНР тотального карантина в связи с пандемией многие российские предприниматели вынужденно поставили отношения с китайскими партнёрами на паузу. Многие не смогли получить свои товары из изолированной Поднебесной.

Во втором квартале 2020 года сложности возникли уже с российской стороны – менялись таможенные правила, перекрывались транспортные переходы. Из-за нестабильности ситуации часть небольших предпринимателей свернула отношения с Китаем полностью. Однако крупный бизнес продолжил сотрудничество с партнёрами из КНР.

Пандемия внесла свои коррективы в логистику – в первой половине 2020 года львиная доля транспорта была задействована в поставке масок и сырья для их производства, а также медицинских средств. Это усложняло отправку других товаров – в частности, от китайских производителей российским предпринимателям. Тарифы на доставку выросли почти в два раза, наблюдались регулярные задержки грузов.

Biz360

Наиболее остро проблема стояла на территории Казахстана – вдвое увеличился срок доставки наземным транспортом, а также на Дальнем Востоке – периодическое закрытие транспортных переходов с китайской стороной приводило к скоплению транспорта. Всё это закономерно увеличило стоимость транспортировки продукции.

К примеру, доставка контейнера морем в Санкт-Петербург до пандемии стоила $2500, в период карантина цена увеличилась до $10 000. Сейчас её стоимость составляет $8 000, здесь наблюдается тенденция на снижение цен. Однако стоимость отправки груза самолётом пока остаётся высокой – с началом пандемии её цена увеличилась в четыре раза! Из положительных моментов: рост цен на доставку практически не отразился на себестоимости товаров, она возросла незначительно.

Китай вне конкуренции

На данный момент ситуация стабилизировалась. Китай является основной сырьевой и производственной базой для большинства продавцов на внутреннем рынке, и сотрудничество в этой сфере активно развивается. Кроме того, многие китайские фабрики потеряли часть клиентов, и это расширило возможности работы с КНР для предпринимателей из России. Словом, интерес российского бизнеса к Китаю только растёт. Связано это в том числе с увеличением количества продавцов на таких крупных маркетплейсах, как OZON и WildBerries.

Падение курса рубля сделало некоторые ниши менее интересными для российских предпринимателей – выгода от сотрудничества с партнёрами из Китая стала незначительной. Это коснулось, прежде всего, одежды для спорта и фитнеса: с началом пандемии сегмент сильно «просел».

Biz360.ru

С другой стороны, рынок очистился от слабых игроков – компании, которые профессионально использовали маркетинговые инструменты, работали над усилением бренда, развивали различные каналы сбыта, увеличивали своё присутствие в сети, только укрепили свои позиции, и их выгода не связана с колебаниями курса.

Сейчас немного «потеснить» Китай в качестве поставщика могут только Турция – здесь можно отшивать партии одежды и закупать ткани, а также Кыргызстан – турецкие предприниматели нередко приобретают одежду и ткани в Бишкеке. Но по объёмам производства с КНР соперничать не может ни одна страна.

Деловые отношения на расстоянии

На бизнес-коммуникацию с Китаем коронавирус повлиял мало. В КНР проживает огромное количество русскоговорящих предпринимателей, специализирующихся на оказании услуг представительства и консалтинга для взаимодействия с местными фабриками. Все они перешли на дистанционный формат работы, что позволило открыть новые грани сотрудничества.

Весь мир уже сейчас работает с КНР удалённо: в Поднебесной действует огромное количество консалтинговых компаний, которые проводят инспекцию и контроль производства, берут на себя риски. Кроме того, есть онлайн-сервисы, к примеру, Alibaba.com – крупнейшая платформа для B2B-взаимодействия.

Biz360.ru

Коронавирус выступил катализатором окончательного перехода многих процессов на дистанционку. К примеру, китайские фабрики сейчас стремятся расширить круг сбыта и используют все возможные способы, чтобы показать товар, производство, статистику своих продаж.

Крупнейшая выставка мира – Кантонская ярмарка – в 2021 году прошла в VR-формате: можно было посещать виртуальные стенды, совершать экскурсии на производство, смотреть товары. Это позитивно повлияло на количество участников, на рынок пришли новые игроки. Приезжать в Китай сейчас нужно только в случае, если речь идёт о производстве узкопрофильного или высокотехнологичного продукта.

Для тех, кто всё же предпочитает личное взаимодействие, сложностей с визитом в Китай на данный момент нет. Один из вариантов – можно открыть компанию в КНР и оформить на неё бизнес-визу. Это делается в дистанционном формате, при помощи консалтинговых агентств. Либо привиться китайской вакциной от COVID-19 и предоставить сертификат, тогда для въезда нужен лишь стандартный пакет документов. Однако в условиях новой реальности гораздо проще наладить удалённое взаимодействие. Китайский рынок сейчас открыт для каждого.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

16 июня 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов