Когда Алексей Назаров, в недавнем прошлом CEO видеохостинга RuTube, задумался об открытии своего бизнеса, ему очень не хватало возможности получить консультацию у успешных предпринимателей. Довольно быстро он понял, что создание платформы для подобных онлайн-консультаций – неплохая бизнес-идея. Её реализация заняла почти три года, так как в процессе очень многое пришлось создавать «с нуля». О том, как превратиться в стартапера после 20 лет работы топ-менеджером и как связать бизнес с благотворительностью, Алексей рассказал порталу Biz360.ru.
Алексей Назаров – основатель проекта Face2Face. Закончил Российский химико-технологический университет им. Менделеева и Академию АНД. Более 25 лет отработал в сфере телекоммуникаций и цифровых продуктов. Отвечал за коммерцию, маркетинг, продукты, клиентский опыт в разных компаниях: «МТУ-Интел», WIFIRE, МТС, МГТС, «ТрансТелеКом» и других. Был генеральным директором RuTube, где отвечал за перезапуск видеохостинга. В 2021 году основал собственный Face2Face – платформу для экспертных онлайн-консультаций.
Я отработал в сфере телекома более 25 лет – в разных компаниях и на разных позициях. После пандемии стало очевидно, что родной для меня телекоммуникационный рынок окончательно сформирован, перевалил за точку насыщения, и если какие-либо изменения там и предвидятся, то только в случае M&A (слияние и поглощение – прим. редакции) между крупными компаниями. Глобально у всех игроков плюс-минус одинаковый потенциал, набор услуг, продуктовый портфель и стабильная абонентская база. Мне уже нужны были новые вызовы. Понял, что в телекоме прежнего драйва для меня, скорее всего, не будет. Я начал задумываться о собственном бизнесе, но в какой сфере и что это может быть – тогда ещё не понимал.
Осенью 2021 года я поехал в отпуск, где случайно встретил основателя одного делового сообщества. У нас завязался спор. Он предлагал мне вступить в его бизнес-клуб, чтобы поскорее определиться с тем, в какой сфере открыть своё дело. Бизнес-сообщество даёт возможность не только расширить сеть деловых контактов, но и пообщаться с крупными предпринимателями. Правда, не лицом к лицу, а в формате конференции.
Я ответил, что людям, у которых есть собственная бизнес-идея, данный формат не подходит. Бизнес-идею необходимо обсуждать лично с человеком, которому она близка, который может указать на ошибки. Только когда идея будет иметь какое-либо реальное воплощение, её можно презентовать на широкую аудиторию. Я понимаю, что время любого эксперта стоит денег. Я готов его купить, чтобы меня лично выслушали, проконсультировали, указали на возможные ошибки и обозначили риски. Но сервиса, который бы предлагал персональную встречу с нужным мне экспертом, на рынке в тот момент не было. Ни офлайн, ни онлайн.
Мне показалась перспективной идея коммуникационного пространства для платных индивидуальных онлайн-встреч известных предпринимателей с теми, кто только начинает свой путь. А если деньги для успешных и крупных бизнесменов – не стимул, можно стоимость такого общения конвертировать в благотворительность. У моего знакомого с собственным бизнес-сообществом было альтернативное мнение: «Известный бизнесмен не будет встречаться с незнакомым человеком, у него на это нет времени. А тема благотворительности и социальной ответственности в России очень слабо работает».
Я вернулся в номер отеля и уснул. А проснувшись утром, уже в целом понимал всю схему работы своего будущего проекта. Это должна быть платформа, где известные предприниматели, менторы, эксперты, коучи, психологи или фитнес-тренеры (направление экспертизы не должно быть ограниченным) могут проводить персональные онлайн-консультации для тех, кому такое общение необходимо. Название проекта появилось тогда же: Face2Face (лицом к лицу). Я тут же купил домен в зоне «.ru» (в зоне «.com» он стоил на несколько порядков дороже), и так, собственно, всё и началось.
Теперь нужны были дальнейшие шаги. Регистрация юрлица, торговой марки, поиск и привлечение партнёров, инвестиций и так далее. Мне был необходим сторонний опыт, и я его покупал как раз в виде онлайн-консультаций. Я сам искал нужную мне экспертизу в соцсетях, через сарафанное радио, в тех или иных сообществах.
Этот консалтинг я оплачивал переводом с карты на карту. Это быстро, удобно и воспринималось всеми участниками процесса нормально. Но тогда уже стало очевидно, насколько масштабен рынок инфоуслуг, который почти полностью «серый». Посчитать реальный его объём сейчас в принципе невозможно. Но абсолютно очевидно, что он – многомиллиардный. Практически все инфоуслуги оплачиваются переводами на карту. В этом очень большая уязвимость инфобизнесменов. С точки зрения налогообложения – это, по сути, незаконная предпринимательская деятельность.
Я проанализировал сервисы, с помощью которых люди могут монетизировать свои навыки, такие как, например, YouDo, «Профи.ру» или «Авито». Конечно, сами площадки работают легально. Но в дальнейшем заказчики всё равно переводят найденным на том или ином ресурсе исполнителям деньги за оказанные услуги на личную карту.
При таком раскладе рынок должен дать экспертам инструмент для монетизации их опыта. При этом важно перевести все эти платежи в легальное поле. С другой стороны, в этот сервис следует заложить и возможность для благотворительности. Всё это я решил объединить в Face2Face.
По моему мнению, спикерами не обязательно должны быть только самые известные и успешные предприниматели. Сервис должен быть доступен для любого эксперта, кто зарабатывает или подрабатывает индивидуальными консультациями.
В поисках правильных подходов и технических решений для реализации идеи я начал изучать российский и мировой рынок. Планировал найти лучший опыт, чтобы использовать его в своём проекте. Но ничего похожего на тот момент не нашёл. Пришлось ориентироваться в основном на свою интуицию и помощь «зала».
Тогда я как раз заканчивал обучение в Академии АНД, где на одном из модулей была задача «Формирование и защита стратегии несуществующего бизнеса». Я предложил своей команде будущий проект – стартап по проведению онлайн-консультаций. Вместе с коллегами (а я учился вместе с людьми из «Тинькофф», «Яндекса», РЖД, «Сколково» и других крупных компаний) мы и разработали стратегию для моего стартапа.
После этого я пригласил знакомых разработчиков, объяснил им концепцию и написал техническое задание. Когда примерный объём работ стал более-менее понятен, то мы были, мягко сказать, слегка обескуражены. Оказалось, что это уже не просто сервис, а полноценная коммуникационная платформа с элементами социальной сети, причём с открытым API. Помимо дизайна и различных интерфейсов, нам требовались
-
отдельные по функционалу личные кабинеты слушателя и спикера;
-
биллинговая система с поддержкой тарифных планов;
-
календарь-планировщик, в котором отражаются свободные слоты спикера для консультаций;
-
встроенная в платформу видеоконференцсвязь.
В начале 2021 года я хотел поступить самым очевидным образом: интегрировать с Face2Face самое популярное на тот момент решение – Zoom. Мы приступили к разработке прототипа. Но на следующий год из-за общественно-политических событий Zoom ограничил свою деятельность в России, и мне было отказано в продолжении наших, уже оформленных, договорных отношений. Zoom прислал официальное письмо, что компании Face2Face запрещено покупать и интегрировать в платформу их продукт. Но всё, что ни делается – к лучшему. Я нашёл российское решение – сервис VideoMost, который способен решить все мои задачи.
Дальше мне был необходим платёжный инструмент – встроенная платёжная система, учитывающая специфику нашей деятельности. Мы хотели, чтобы оплата поступала на счёт спикера или в тот благотворительный фонд, в пользу которого он проводит консультацию. Или же оплата делится частями между личным счётом и счётом фонда. Но практика показала, что ни одна платёжная система в России не могла обеспечить необходимый механизм сплитования.
Если немного углубится в личное, то в 2022 году я перенёс две очень непростые операции – у занятий спортом есть обратная сторона. В прямом смысле учился заново ходить, потом вспоминал, как безбоязненно работать левой рукой. Всё это было на фоне начала СВО, плюс смерть очень близкого родственника. Персональный идеальный шторм. Я потерял почти все точки опоры. Переехал в свой деревенский дом в Подмосковье, где было комфортно восстанавливаться. Именно там всё и создавалось, включая «нового меня».
С Face2Face барьеров и проблем тоже было предостаточно. Мне пришлось расстаться с некоторыми партнёрами, с которыми мы начинали проект, я сменил команду разработчиков. Вместо старой IT-команды (которой огромное спасибо) у меня появился новый партнёр в сфере разработки – компания Escape Tech. Её сотрудники поверили в идею, смогли разобраться в ранее написанном коде, подхватить разработку. И именно благодаря им получилось довести Face2Face до стадии MVP.
Параллельно с этой частью работы я начал общаться с людьми из мира благотворительности. Сам их искал, приходил в те или иные фонды. Некоторые НКО отказались от сотрудничества. Точнее, обещали вернуться к вопросу сотрудничества через год-два, когда мы заработаем репутацию и станет понятен объём пожертвований через Face2Face. Но нашлись и фонды, которые поверили в проект. Мы с ними сейчас работаем.
Самой большой проблемой стало подключение платёжной системы и разработка механизма финансового функционирования. Слишком много участников сделки:
-
Слушатель, который делает перевод.
-
Спикер, который получает оплату за свою консультацию.
-
Если спикер забирает часть оплаты себе, а другую часть (или всю сумму) просит направить в благотворительный фонд, то появляется ещё один участник.
-
Кроме того есть моя компания, которая берёт за свои услуги роялти в размере 20%.
-
И ещё есть платёжная система, предоставляющая эквайринг.
Причём в нашем случае требовалось, чтобы после оплаты деньги холдировались (временно замораживались – прим. редакции) на карте, а списание происходило только через 15 минут после начала видеовстречи.
Чтобы спикер легально мог зарабатывать в интернете с помощью нашей платформы, он должен быть зарегистрирован как ИП. Также нужна онлайн-касса и облачный терминал. Второй момент – у благотворительного фонда должен быть такой же облачный терминал для приёма пожертвований.
После долгих дебатов с моими партнёрами – российской платежной системой PaySelection (которым я признателен за терпение, партнёрство и веру в проект), мы в итоге создали правильные юридические механизмы. И приняли совместное решение, что стартуем по благотворительному формату, так как его наличие было и есть для меня принципиальным моментом.
На этапе MVP спикер выступает как физическое лицо, являющееся, по сути, волонтёром выбранного им фонда. Слушатель жертвует в благотворительный фонд определённую сумму через платёжную систему PaySelection и платформу Face2Face. Взамен получает персональную онлайн-встречу с выбранным экспертом.
Платформа Face2Face официально запустилась в июле 2024 года. Я инвестировал в неё около 25-30 млн рублей – лично привлечённых средств. Займов в банке не брал. Понятно, что в рамках бюджета больших корпораций такая сумма незначительна, но для меня это были более чем существенные деньги. И для старта MVP этого было достаточно.
Пока сервис нигде не рекламируется, у нас не та стадия продукта.
Принцип работы платформы простой. Чтобы иметь возможность консультировать с помощью платформы, спикеры должны зарегистрироваться и заполнить анкету. Нужно написать о себе, дать ссылки на свои соцсети и проекты, разместить фото. Фактически это как профиль в социальной сети.
Пользователь выбирает свободный слот у того или иного спикера, бронирует время в своём расписании, оплачивает услугу. А после этого получает в нужное время ссылку на онлайн-консультацию.
На сервисе сейчас все сессии – благотворительные, но в ближайшее время мы планируем запустить удобный и легальный механизм монетизации. Спикеры смогут продавать своё время в виде онлайн-сессий. Их стоимость определяет сам спикер, он же выбирает благотворительный фонд, куда пойдёт часть оплаты (при желании, конечно же).
Да, в какой-то момент площадка будет представлять собой профили множества спикеров. И тут нам потребуется и рекомендательная система, и рекомендательный движок, сервисы рекламных интеграций, премиальные профили и многое-многое другое. Мы включим возможность записи сессии, систему вебинаров, магазин по продаже спикерами онлайн-курсов. В сервис будет встроена система рейтингов по типу «Яндекс Такси»: оценка спикера слушателями по пятибальной системе и, наоборот, оценка слушателя.
Проект уже начал приносить первый доход. Но для развёртывания платформы такого уровня требуются инвестиции совершенно другого порядка. Проблема в том, что венчурных инвестиций в России сейчас практически не осталось, а найти стратегического инвестора достаточно тяжело на текущем этапе. Но мы обязательно справимся.
У меня есть чёткое понимание, как проект будет развиваться в следующие три-четыре года. Как я уже говорил, монетизация для спикеров – одна из главных задач. Помимо этого мы, конечно, изменим дизайн платформы, сделаем его более современным. На этапе MVP это была не первоочередная задача, хотя получилось неплохо.
Глобально у моего продукта две цели. Я хочу сделать понятие «личная социальная ответственность» определённым продуктом. Мне важно показать, что в благотворительности нет ничего сложного. Это могут быть не только прямые пожертвования или какие-либо мероприятия, а ещё и конвертация своего личного времени в помощь тем, кому такой опыт необходим, и тому или иному фонду.
Второй важный момент – дать людям инструмент на рынке инфоуслуг и онлайн-консалтинга для легального заработка в интернете.
У меня есть убеждение, что специалистов, которые ведут тот или иной информационный бизнес, станет больше, чем устроенных в найме сотрудников. Чтобы легально и ответственно монетизировать свой опыт и способности, создавать и развивать свой личный бренд, людям нужны инструменты. Такие, как платформа Face2Face.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».