«Проекты у тебя так себе, но презентации – просто огонь!» Такую обратную связь регулярно слышал от бизнес-экспертов и инвесторов предприниматель Николай Пере. Тогда он сделал своим бизнесом создание эффектных презентаций, а затем – обучение этому мастерству. О том, как найти свою нишу после нескольких лет поисков, и почему написание книги помогает развивать бизнес, сооснователь академии презентаций Bonnie & Slide Николай Пере рассказал порталу Biz360.ru.
Николай Пере – сооснователь академии презентаций Bonnie & Slide. Учился в Международном университете по специальности «Предпринимательство в культуре». Работал арт-директором в рекламном агентстве BBDO, занимался несколькими бизнес-проектами. Входил в список 20 самых востребованных арт-директоров России по версии Ассоциации коммуникационных агентств России. В 2015 году основал дизайн-студию по созданию презентаций Bonnie & Slide. В 2016 году вместе с партнёром Светланой Фирсовой открыл одноимённую академию презентаций.
До 2015 года у меня было несколько стартапов. К сожалению, ни один из них так и не взлетел. Но все говорили, что у меня прекрасно получается представлять свои проекты. На конкурсах стартапов я не раз выигрывал у более успешных фаундеров за счёт грамотных и ярких презентаций. С их помощью удавалось привлекать довольно крупные инвестиции, в том числе международные.
Восемь лет назад я закрыл свой самый крупный бизнес-проект, с которым связывал много надежд. Но зарабатывать на нём мне так и не удалось. Я думал, что делать дальше. Все мои девять стартапов были неудачными, но идти на работу в найм не хотелось.
И тут у меня возникла мысль: зарабатывать надо на том, что у меня лучше всего получается. Я открыл дизайн-студию Bonnie & Slide по созданию презентаций: тендерных, бизнес-презентаций, для клиентов и для инвесторов.
На вёрстку сайта потратил 15 000 рублей, которые стали моей единственной инвестицией в запуск. С сайта сразу же пришли клиенты – свои вложения я дважды окупил в первый же день работы.
Первые пару месяцев я работал один. Вёл всю коммуникацию, принимал оплату от клиентов, делал презентации, структуру, дизайн. Мой партнёр-дизайнер Светлана Фирсова работала в найме и помогала мне по ночам. Вскоре мы поняли, что заказов реально много, и можно себя обеспечивать без наёмной работы. Светлана уволилась и начала заниматься только нашим проектом.
Главной сложностью Bonnie & Slide в первые месяцы стал очень быстрый рост. Оказалось, мы «попали в струю»: нас просто завалили заявками на презентации! Конечно, были сложности с обработкой заказов, но мы учились на ходу.
В растущем проекте нужно очень быстро осваивать новые навыки в совершенно разных направлениях: менеджмент, общение с клиентами, организация рабочего процесса. Мне надо было сразу стать десятируким, чтобы всем этим управлять. Но после всех прошлых неудач я был очень осторожен, поэтому не хотел брать помощников и увеличивать расходы. Первого сотрудника нанял только спустя полгода, когда окончательно убедился, что бизнес «взлетел».
Примерно через год после старта я начал проводить мастер-классы по созданию презентаций. Когда стало понятно, что эта тема тоже «качает», и в образовательной сфере есть деньги – мы начали проводить занятия вместе со Светланой. Это сложилось в понятную бизнес-модель.
Затем мы «перевели» наш продукт в интернет, трансформировав его в онлайн-школу – академию презентаций Bonnie & Slide. Так можно было охватить гораздо больше людей и заработать больше денег.
Наши курсы – это классическое асинхронное обучение. Ученику предоставляется доступ к видеоурокам. Он смотрит занятие в любое удобное для себя время, делает презентацию, выкладывает её в нашу систему. Мы проверяем домашнее задание и даём обратную связь – комментируем его работу. Один курс длится около месяца. Мы учим созданию разных презентаций: в разных программах, для разных целей и адресатов.
Основное возражение, с которым мы столкнулись в начале – аудитория хочет учиться в прямом эфире, а не смотреть записанные уроки. Но мы это преодолели. Люди поняли, что посмотреть короткий урок и выполнить задание можно в любое время, когда у них есть свободных 15-20 минут. Например, перед работой, в обеденный перерыв или вечером. Это очень удобно – не надо выделять в графике полтора-два часа для «живого» занятия в назначенное время.
Иногда мы разбавляем наши записанные занятия мастер-классами в онлайне. Как правило, проводим вдохновляющие вебинары, не связанные напрямую с обучением. Так мы можем общаться с аудиторией и поддерживать с ней контакт.
Считаю, нам удалось «хакнуть» одно из самых узких мест в образовательном бизнесе – найм преподавателей. Мы со Светланой в своё время разрывались и уставали. Нас всего двое, спрос огромный, а найти новых специалистов, по сути, негде.
Мы научились обучать людей, чтобы они проверяли задания как минимум на таком же уровне, как и мы. Поняли, какие это должны быть люди, с каким бэкграундом. Создали для них чёткие понятные инструкции. Так мы смогли кратно масштабироваться без потери качества.
В основных курсах и ключевых активностях мы участвуем сами. Но очевидно, что в растущей компании фаундер не может оказывать услугу, иначе компания не сможет вырасти. Нужно делегировать, и нам хорошо удалось отстроить этот процесс.
Наша аудитория – специалисты и менеджеры среднего звена. Эти люди понимают, насколько важно качественно презентовать свои идеи. Средний возраст – 28-35 лет, женщин несколько больше, чем мужчин. Часть учеников мы получаем от В2В-сегмента. Крупные компании присылают на курсы своих сотрудников, которым нужно составлять презентации в рабочих целях.
Наши ученики получают в первую очередь навыки, которые можно использовать в работе. Мне нравится определение, что у нас «школа дизайна для взрослых людей». Многие не понимают, что презентация – это, прежде всего, дизайн. Презентации делают все, а дизайну никто не учит. Мы закрыли потребность, которую люди до конца не осознавали.
Выпускники академии получают диплом, у нас есть образовательная лицензия. Обладатели дипломов могут получить налоговый вычет. Но самое главное – строчка в резюме, что они обучались в Bonnie & Slide. Для многих потенциальных работодателей это знак, что человек умеет делать презентации.
У такой популярности есть и обратная сторона. О своём дипломе пишут в резюме и те, кто учился из рук вон плохо. И даже после обучения их презентации оставляют желать лучшего. Но их навыки легко проверить тестовым заданием.
Ученики, которые честно проходят весь наш курс, нередко поднимаются по карьерной лестнице. Как правило, свои инвестиции в обучение (один курс стоит от 22 500 до 34 000 рублей) они довольно быстро окупают. Многие уходят на фриланс и становятся дизайнерами. Я счастлив, что мы меняем жизнь людей к лучшему.
В нашей сфере нет очень жёсткой конкуренции и таких сильных игроков, как, например, в телекоме. Обучают созданию презентаций в основном те, кто «качает» свой личный бренд. В некоторых онлайн-школах есть отдельная программа. Нам удалось довольно плотно занять нишу обучения презентациям во многом за счёт сильной концепции.
Идея коммуникации Bonnie & Slide – мальчик и девочка ведут мастер-классы. Вся наша «мифология» позволила хорошо отстроиться от конкурентов. Мы или нравимся, или раздражаем. В старой рекламе вегемайта (очень своеобразная австралийская закуска) была такая фраза: «Ты можешь это любить или ненавидеть». И я разделяю такой подход.
До февраля 2022 года мы продвигались в основном через запрещённые сейчас соцсети. Эти каналы приносили много клиентов. Потом нам пришлось полностью пересобрать маркетинг. Тестировали блогеров, Telegram-каналы, различные воронки. Проводили бесплатные вебинары и практикумы. Старались, чтобы на них люди получали какую-то ценность и дальше хотели продолжать обучение за деньги.
В нашей академии есть отдел холодных продаж для сферы В2В: менеджеры звонят по компаниям и предлагают обучение сотрудников. Работаем с нашей базой клиентов, стараемся всё время предлагать им новые курсы. Мы постоянно ищем более эффективные способы продвижения. Думаю, в ближайшие несколько лет в маркетинге всё время что-то будет ломаться и меняться. Идёт большая перестройка по замене старых инструментов на новые.
Самая частая ошибка начинающих предпринимателей – нанять не того сотрудника. Мы тоже через это прошли. Человек вроде симпатичный, нравится его коммуникация. И ты начинаешь относиться к нему менее критично, не обращаешь внимание на многие негативные сигналы при собеседовании.
Создать хорошую команду всегда сложно, ошибок на этом пути я сделал много. У нас были и конфликты с персоналом, и раскол в команде. Но в результате нам удалось нанять очень классных людей.
Есть несколько человек, работающих с нами по пять лет. Они приходили на 15 000 рублей в месяц, а сейчас получают 150 000 рублей. Несмотря на то, что мы маленькая компания, мы смогли дать им возможности развития. Росли сами и помогали им развиваться.
Главный вывод из ошибок при найме – нужно понимать, зачем нам нужен новый сотрудник, какую функцию в команде он будет выполнять. Но освоить эту науку «в теории» нельзя. Делаешь ошибки в процессе – на них и учишься. Считаю, что это в принципе единственный способ учиться. Я не представляю, как люди «учатся на чужих ошибках», и всегда смеюсь, когда это слышу.
Образовательные бизнесы нередко начинаются с того, что люди пишут книгу, а потом запускают школу или тренинги. У нас было наоборот. Мы написали книгу «Секреты убойных презентаций», когда нас уже знало довольно много людей. Накопился контент, и мы просто поняли, что пора её написать.
Книга – это компиляция нашего опыта за восемь лет, большое резюме нашей работы. Плюс мы добавили туда несколько вещей, которых не было в наших курсах. Я хотел сделать настольное пособие, которое останется актуальным ещё как минимум несколько лет, для каждого, кто делает презентации.
Выпуск книги в издательстве «Альпина PRO» принёс нам серьёзные имиджевые плюсы. Оказалось, для потенциальных клиентов этот факт достаточно важный. Когда говоришь: «Я написал книгу», то люди удивляются. Книга повышает статус автора в их глазах.
Мы принципиально не стали делать электронное издание. Кто-то даже смеялся, что мы в 2023 году написали бумажную книгу. Но мне хотелось сделать арт-объект – ценный, красивый, проработанный. Он немного в ретростиле, но это классика. Всё равно многие предпочитают бумажные книги, в них есть какая-то магия.
Ежегодно мы растём примерно на 50%. Некоторое время назад вышли на выручку в 100 млн. рублей в год. Основные статьи расходов нашего проекта – зарплата сотрудников, маркетинг и IT-сервисы, на которых работает академия.
В ближайший год планируем расти и радовать новыми курсами, проектами, продуктами. Наша мечта – чтобы каждый человек в стране, занимающийся презентациями, знал про Bonnie & Slide. Стараемся по мере роста компании и маркетингового бюджета воплощать её в жизнь. Чем больше людей нас знают – тем больше у нас будет клиентов.
На зарубежные рынки выходить пока не планируем. У нас уже была неудачная попытка запуска в Дубае. Оказалось, что там совсем другая визуальная культура, другое «понимание прекрасного». Уровень презентаций очень низкий, но никто этого не понимает: им и так хорошо. А если проблема не созрела и нет потребности в красивой презентации, то не нужно и начинать. Лучше сосредоточить усилия на российском рынке: его возможности для нас ещё не исчерпаны.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».