Петербурженка Светлана Южина в 2016 году открыла магазин детских товаров «Птенцы Market», в котором представлены локальные эко-бренды из России. Проект задумывался как альтернатива продукции масс-маркет, в «Птенцах» продаются игрушки, одежда, предметы интерьера из натуральных материалов в концепции slow fashion, которые прослужат нескольким поколениям детей. О том, как магазин детских эко-брендов проходит через кризисы последних трёх лет, Светлана Южина рассказала порталу Biz360.ru.
Светлана Южина – 32 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель концептуального детского магазина эко-ориентированных брендов
«Птенцы Market». Окончила факультет искусствоведения Уральского государственного университета. До запуска магазина «Птенцы Market» занималась собственными бизнес-проектами по организации свадеб и интерьерному декору. Мама двоих детей.
Всё началось с собственного маленького производства: мы делали интерьерные штуки для детских комнат, разные симпатичные полочки. Тогда это было популярно, активно продавалось через заблокированный сейчас Instagram.
Так я познакомилась с разными такими же маленькими брендами-энтузиастами, близкими по духу. В итоге родилась идея офлайн-магазина, потому что для таких вещей важно, чтобы покупатель смог всё это увидеть воочию, потрогать, покрутить в руках.
В 2016 году мы открыли магазин сначала в одном креативном пространстве, а через год переехали в знаковое питерское место – на остров Новая Голландия. Эта точка до сих пор приносит нам больше продаж (около 70%), чем сайт, который появился позже.
Постепенно я ушла от своего бренда и сосредоточилась исключительно на проекте «Птенцы Market». Поначалу это был немного убыточный проект – оттого, что знаний у меня было мало, я не совсем понимала, как выстраивать бизнес-процессы, но постепенно всё наладилось. Проект вышел на самоокупаемость через 2 года.
На данный момент в нашем пуле порядка 45 брендов: с кем-то работаем постоянно, с самого открытия, кто-то приходит, кто-то уходит, с кем-то сезонное сотрудничество.
Мы работаем исключительно с маленькими мастерскими, где всё придумано и сделано в России. Больше половины марок – питерские, остальная география наших партнёров – Москва, Киров, Владивосток, Сочи, Екатеринбург. Важно, чтобы у каждого из партнёров было этичное производство из натуральных материалов – в этом концепт «Птенцов».
Отбором брендов занимаюсь я сама, можно сказать – постоянно нахожусь в режиме ресёрча. По каким критериям выбираю? Очень важно, чтобы это было что-то уникальное, аутентичное.
Также важно, чтобы производство было локальным – местные товары автоматически экологичнее, потому что продаются там, где произведены, а значит, не оставляют никакого «транспортного следа».
Принципиальны для нас натуральность материалов, качество и дизайн. Всё должно очень классно выглядеть. И я должна сказать, что с каждым годом таких брендов становится всё больше.
Самым удачным для нашего проекта стал 2019 год: мы вышли на прибыль, были на большом подъёме, открыли вторую торговую офлайн-точку. В общем, на 2020 год у нас были очень большие планы, даже хотели выйти на европейский рынок... Сейчас, конечно, всё это кажется немножко наивным.
Пандемийный кризис 2020-го оказался болезненным – из-за локдауна магазин долго не работал, вторую точку мы закрыли. И хотя постарались быстро переориентироваться на онлайн, это негативно отразилось на продажах.
Да и вообще, для меня офлайн-формат, повторюсь, имеет первостепенное значение: мы занимаемся популяризацией темы экологичного и этичного производства и потребления, у нас есть очень классные и качественные вещи, которые могут сравниться с европейскими марками. Это нужно показать и рассказать вживую.
В коронакризис помогла поддержка наших постоянных покупателей и друзей проекта. Да и вообще, это было время, когда все друг друга очень сильно поддерживали. Мы были рады, что выстояли, потому что, к сожалению, не все проекты смогли это сделать, некоторые бренды закрылись, в том числе и партнёры нашего магазина.
Ситуация, которая случилась после 24-го февраля, по катастрофичности последствий для бизнеса сопоставима с тем, что было в 2020 году. Первые два месяца у всех был шок и фрустрация по поводу происходящего и на фоне повышения цен.
В 2021-м мы, как и многие другие, приходили в себя. А к началу 2022-го уже были готовы к тому, чтобы рвануть. У нас были амбиции снова вернуться к своему производству и расширить команду. От этих планов пришлось отказаться – производство сейчас очень дорого, и новые вакансии мы тоже пока не открыли. На данный момент у нас работает один офлайн-магазин, сайт и семь человек в команде.
Болезненной для проекта стала волна спонтанной эмиграции: уехала наша управляющая, и достойной замены мы пока не нашли. И некоторые бренды закрылись по той же причине – владельцы уезжают из России, а переносить свои производства не могут.
Также мы лишились иностранных покупателей – больше не можем отправлять товары в другие страны из-за санкций. Это грустно, хоть и не сильно сказалось на продажах: основные наши покупатели – россияне.
А вот по части наших партнёров санкции ударили больно – например, брендам игрушек, у которых были магазинчики на международном маркетплейсе хэнд-мейд-товаров Etsy, пришлось срочно перестраивать продажи.
В апреле-мае неожиданно случилось оживление. Ситуация постепенно стала выравниваться. А продаж у нас стало даже больше. Наши партнёры и мы как-то пришли в себя, все опять объединились, ищут альтернативные решения текущих вопросов. Ритейлеры стали посматривать в сторону локальных производителей, что, в принципе, тоже должно позитивно сказаться на развитии нашей ниши.
Наши поставщики подняли закупочную стоимость примерно на 20-30%, что, естественно, отразилось на наших ценах. Покупатели пока относятся к этому с пониманием. Конечно, им это не очень приятно, но подорожание воспринимается как часть новой реальности.
Основной канал продвижения для нас – сотрудничество и обмен аудиториями с другими проектами: частными детскими садами, школами-студиями, развивающими центрами.
Instagram тоже был важной площадкой продаж, его блокировка очень ощущается. Но мы просто обратились к другим социальным сетям, которые всегда вели параллельно, просто сейчас уделяем им больше внимания. «ВКонтакте» стал теперь основной площадкой, также я сейчас развиваю телеграм-канал.
Вообще, в данный момент у нас идёт активный поиск альтернативных путей продвижения. В принципе, я считаю те условия, в которые мы сейчас все поставлены, вполне плодотворной почвой для интересных коллабораций.
Например, недавно мы вместе с магазином экологичных продуктов и этичного потребления сделали детский своп. Идея вторичного использования в новых условиях набирает обороты, что меня не может не радовать. И хотя это было имиджевое мероприятие, всё равно оно принесло нам новых покупателей, потому что мы обменялись аудиториями с проектом, у которого схожие с нами ценности.
Поэтому планы у нас такие: продолжать работать, привлекать новые бренды, искать новые форматы взаимодействиями с покупателями и партнёрами. Например, я придумала сделать «Дни брендов» в нашем магазине. В выходной приезжает представитель бренда с каким-то детским мастер-классом, в этот день также действуют специальные цены на товары, происходит такая хорошая движуха.
В общем, мы не отчаиваемся и не грустим, придумываем какие-то новые штуки. В перспективе в этом году открытие пространства «Птенцов», которое станет своеобразным центром притяжения для детей и их родителей.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».