Рубрики:
  • Кейсы
  • Менеджмент
  • Персоны
  • 5

Методика Scrum в условиях стартапа: опыт команды Preply

Прочтёте за 3 мин.
31 октября 2017

Дмитрий Волошин – о том, с помощью каких инструментов можно решать задачи в IT-проекте

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Волошин

  • Trello
  • Jira
  • Todoist
  • Basecamp

Scrum - это методика управления сложными проектами, основанная на разделении большой задачи на несколько итераций (спринтов) и позволяющая достигать конечных целей при минимальных затратах ресурсов команды. Методологию Scrum в той или иной степени используют многие IT-компании – как разработчики ПО, так и продуктовые проекты. Об опыте применения Scrum в условиях стартапа в своей авторской колонке рассказал сооснователь международного маркетплейса для поиска репетиторов Preply Дмитрий Волошин.

Досье

Дмитрий Волошин, предприниматель из Киева, сооснователь и СТО международного маркетплейса для поиска репетиторов  Preply.com. Образование: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. У Preply три совладельца: Дмитрий Волошин, Кирилл Бигай и Сергей Лукьянов; проект запущен в 2012 году. На данный момент на сервисе зарегистрировано свыше 25000 репетиторов и порядка 80000 учеников по всему миру.

Дмитрий Волошин

Зачем нам потребовался Scrum

Для начала - коротко о задачах и команде Preply. Мы маркетплейс, где продают и покупают услуги репетиторов (локальных и по Skype). В основном ищут преподавателей английского и других языков. Сервис подбирает список преподавателей по запросу ученика (учитывая внутренний рейтинг), принимает платежи, списывает комиссию и выполняет другие автоматические операции.

Основная часть команды находится в Киеве, ещё часть разбросана по разным странам. География работы - СНГ, Европа, Южная и Северная Америка, находимся на стадии ранней экспансии в Азию. Сейчас в команде 40 человек, но мы постоянно расширяемся и планируем увеличивать штат.

Наш первый опыт знакомства со Scrum случился тогда, когда в команде было три человека. На том этапе многие процессы, которые сейчас автоматизированы, приходилось выполнять вручную. Например, мы запустились с сайтом-одностраничником, где была форма для сбора данных. И всё. Люди оставляли заявки, я их обрабатывал, подбирал пользователю репетитора (пока своей базы не было, искал на Avito), перезванивал, договаривался о времени занятий. Мы получали за это какой-то процент от сделки, а главное - опыт.

Подобные рутинные задачи были у каждого. Параллельно нужно было работать над самой технологией, дизайном, продвижением. Времени не хватало, бизнес-процессы ещё не были прописаны. В таких условиях Scrum помогал концентрироваться и всё успевать. Тогда мы просто читали об этой методологии и пытались внедрять отдельные его элементы.

С чем не справился Scrum

Когда команда начала расти, стало понятно, что наши методы организации бизнес-процессов больше не работают. Нам казалось, что наладить операционный менеджмент вообще не получится. Структура команды и основные процессы полностью менялись каждые два месяца с начала 2015 года.

Весной, через два года после старта, в команде появился удалённый сотрудник из Польши, а ещё через несколько месяцев мы с партнёрами уехали в Берлин - проходить программу TechStars. Ещё трое сотрудников остались в Украине. Пока мы были в Германии, наняли там одну сотрудницу. Также мы пригласили в киевский офис экспатов из Польши, Бразилии и Мексики, а HR, который с нами тогда работал, и вовсе находился на другом континенте, в Гане. Координировать работу команды в четырёх странах оказалось непросто. Самой большой проблемой оказалась приоретизация: сотрудники не понимали, какие задачи наиболее важны, не было ощущения общего дела.

Термин «Scrum» заимствован из спорта - это элемент регби, выполнение которого требует эффективного взаимодействия команды

Чтобы решить проблему, начали вести планирование и отчётность в Google Docs. У такого решения много недостатков, потому что документы Google не приспособлены для планирования. Но на том этапе было проще использовать их, чем внедрять новый инструмент.

Планирование помогло каждому члену команды ориентироваться в потоке задач, понимать, чего ждут коллеги, и расставлять приоритеты. На этом этапе ценности Scrum снова вышли на первый план: при минимуме коммуникации команда эффективно самоорганизовывалась.

Не скрамом единым: инструменты планирования

Scrum долгое время помогал нам в планировании. Мы использовали традиционные двухнедельные спринты, а также понедельное планирование.

Ещё один инструмент, который применяем до сих пор, это Scrum Daily - ежедневные короткие стендапы, которые проходят (почти) каждое утро. На этих встречах сотрудники по очереди рассказывают, что сделали за прошедший день, чего не сделали и почему. Там же каждый планирует новый рабочий день. Благодаря таким «летучкам» мы понимаем, чем занимаются коллеги, в каких вопросах возникли задержки и как ускорить процесс. Проблемы удаётся обнаружить на самых ранних этапах, и они сразу решаются.

Для контроля задач выбрали Trello. Работали с пятью досками: In the process (задачи, над которыми идёт работа в настоящее время), Iteration (сложные, многоступенчатые задачи), Done (выполненные), Archive (здесь задачи, от которых отказались, или созданные по ошибке) и Ideas (очень важная доска со всеми планами и идеями, даже невыполнимыми или очень долгосрочными).

Опыт показал, что такая организация - не лучшее решение. Все-таки Trello больше подходит для системы Kanban, нежели для Scrum. Кроме того, краткосрочного планирования было недостаточно. Нужны были квартальные планы для компании и недельные - для каждого сотрудника. И мы решили вести их в Google Spreadsheets. Позже мы перешли с Trello на Jira, и там планировать работу долгосрочно оказалось проще.

«Кастомизировать» Scrum: длинные дистанции

При всех преимуществах Scrum нам очень не хватало инструментов долгосрочного планирования. Поэтому решено было дополнить инструментарий, опираясь на другие Agile-методологии.

Сейчас у нас, помимо ежедневных планов и Scrum-подхода к решению задач, есть четыре типа планирования. Это общая стратегия компании, которую мы пересматриваем раз в год, квартальные цели и квартальные roadmap, а также еженедельные планы для каждого сотрудника.

Чтобы ставить цели и контролировать их выполнение, используем V2MOM, из арсенала Agile-методов. Этот подход разработал Марк Бениоф для SalesForce, а нас с ней познакомил CEO DocPlanner Мариуш Гралевски, один из инвесторов Preply. Идея в том, что менеджер не «спускает» распоряжения подчинённым, а ставит собственные цели и делится ими. Сотрудники следующего уровня учитывают V2MOM непосредственного руководителя и пишут собственный так, чтобы руководитель достиг своих целей. То есть, главный вопрос: «Что я могу сделать, чтобы на уровне отдела был вот такой результат?».

Аббревиатура V2MOM  расшифровывается как Vision, Values, Methods, Obstacles, Measures. Хорошее объяснение методики приводит Pragmatic Scrum:

  • Vision - Что вы хотите сделать?
  • Values - Что самое важное в этом видении?
  • Methods - Как вы выполните эту работу?
  • Obstacles - Какие вызовы, проблемы и препятствия могут возникнуть?
  • Measures - Как вы поймёте, что добились успеха?

P.S.

Главное преимущество Scrum - в том, что это не жёсткая инструкция, а набор ценностей, регулирующих вопросы организации и самоуправления. Не бывает «неправильного» Scrum, если только не нарушаются основные принципы. Это отличная методология для стартапа, но нужно понимать, что Scrum в стартапе и Scrum в аутсорсинговой компании - разные вещи. Стоит пробовать новые инструменты и не бояться ходить «нехожеными тропами». И стартап, и Scrum это только приветствуют.

Scrum

Читайте также:

Что такое методология Scrum и как ей пользоваться.
Как навести порядок в процессах без магии и бизнес-коучей.
Всё пойдёт по плану: как составить идеальный список задач.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Менеджмент Психология и бизнес: как предвзятость может подорвать вашу компанию 24 ноября
    Психология и бизнес: как предвзятость может подорвать вашу компанию
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в декрете: как заработать на прокате детских игрушек 24 ноября
    Бизнес в декрете: как заработать на прокате детских игрушек
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса «Зарабатывать на хайпе»: чему могут научиться предприниматели у «серого» рынка 23 ноября
    «Зарабатывать на хайпе»: чему могут научиться предприниматели у «серого» рынка
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Золотой нестандарт: как устроена и на чём зарабатывает ювелирная мастерская 23 ноября
    Золотой нестандарт: как устроена и на чём зарабатывает ювелирная мастерская
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы Предприниматели против ФНС, ПФР и ФСС: три судебных кейса 22 ноября
    Предприниматели против ФНС, ПФР и ФСС: три судебных кейса
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Hello, children!: как устроен частный билингвальный детский сад 22 ноября
    Hello, children!: как устроен частный билингвальный детский сад
    Прочтёте за 5 мин.
  • Технологии 21 ноября Дмитрий Волошин:
    Работаем с аналитикой сайта
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Сам себе сыровар: как заработать на российском камамбере 21 ноября
    Сам себе сыровар: как заработать на российском камамбере
    Прочтёте за 3 мин.
  • Кейсы Взять бухучёт в свои руки: как автоматизация позволила избежать бухгалтерских ошибок 20 ноября
    Взять бухучёт в свои руки: как автоматизация позволила избежать бухгалтерских ошибок
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес профессора Звездунова: как заработать на популяризации науки 20 ноября
    Бизнес профессора Звездунова: как заработать на популяризации науки
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Автоворонка продаж в онлайн-ритейле: что это такое и как ей пользоваться 17 ноября
    Автоворонка продаж в онлайн-ритейле: как с её помощью привлекать клиентов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Персоны «Идите напролом»: правила бизнеса Алексея Загумённова 17 ноября
    «Идите напролом»: правила бизнеса Алексея Загумённова
    Прочтёте за 4 мин.
  • Финансы Подозрительные лица: что делать, чтобы банк не закрыл счёт 16 ноября
    Подозрительные лица: что делать, чтобы банк не закрыл счёт
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Объёмный бизнес: как заработать на 3D-моделировании 16 ноября
    Объёмный бизнес: как заработать на 3D-моделировании
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент 15 ноября Григорий Ильин:
    Как использовать соцсети для деловых коммуникаций
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса «Рецептор» особого вкуса: как устроена сеть кафе здорового питания 15 ноября
    «Рецептор» особого вкуса: как устроена сеть кафе здорового питания
    Прочтёте за 4 мин.
  • Технологии Как автоматизация телефонии повысила эффективность отдела продаж 14 ноября
    Как автоматизация телефонии повысила эффективность отдела продаж
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент «Ловушки управления»: как работать с персоналом на разных этапах развития компании 14 ноября
    «Ловушки управления»: как работать с персоналом на разных этапах роста компании
    Прочтёте за 3 мин.
  • Технологии Бойкое место: как геомаркетинг помогает искать хорошие локации для торговой точки 13 ноября
    Бойкое место: как геомаркетинг помогает искать хорошие локации для торговой точки
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса «Гамарджоба, мы из Сибири!»: как открыть туристический бизнес в Грузии 13 ноября
    «Гамарджоба, мы из Сибири!»: как открыть туристический бизнес в Грузии
    Прочтёте за 5 мин.
Идёт загрузка материалов