Братья-сибиряки Илья Клебанов и Александр Михайлов увлеклись созданием ледовых скульптур – сначала делали их для собственного удовольствия, а потом это превратилось в небольшой бизнес. Переехав из Сургута в Москву, братья и на новом месте продолжили заниматься любимым делом. Сейчас они делают скульптуры для городских праздников, а также барные стойки и посуду изо льда для корпоративов и частных вечеринок. О том, как заработать на создании арт-объектов изо льда, порталу Biz360.ru рассказала продюсер и сооснователь проекта Ice Brothers Диана Петренко.
Диана Петренко, 34 года, сооснователь и продюсер проекта
Ice Brothers. Окончила журфак МГУ. В 2017 году вместе с супругом Ильёй Клебановым и его братом Александром Михайловым организовала творческую группу Ice Brothers, которая занимается созданием ледовых скульптур.
Творческая группа Ice Brothers была создана в 2017 году двоюродными братьями Александром Михайловым и Ильёй Клебановым из Сургута, а также супругой Ильи – Дианой Петренко. Этому предшествовало несколько лет, во время которых хобби постепенно превращалось в бизнес.
Первым из братьев увлёкся ледовым творчеством Александр Михайлов. Он вырос в творческой семье: отец – художник, мама - театральный режиссёр. Однако карьеру художника Саше родители не пророчили и не заставляли часами сидеть за мольбертом. Свой талант он оттачивал, разрисовывая школьные парты.
После школы Александр поступил в художественный колледж, где увлёкся ледовой скульптурой. Через пару лет хобби стало приносить хороший заработок. Сургут - город, где уровень зарплат – один из самых высоких в России. Там любят устраивать пафосные мероприятия в честь нефтяников и газовиков. В условиях Севера фигуры из снега и льда - вполне подходящие арт-объекты для таких праздников.
Набив руку на небольших заказах, Александр Михайлов получил крупный контракт - строительство ледового городка на центральной площади Сургута. К этому времени из армии вернулся его двоюродный брат - Илья Клебанов, по образованию - инженер в сфере полиграфии и фотограф. Его оригинальное мышление и изобретательность помогли быстро втянуться в «ледовую» тему. Братья начали работать совместно.
В Ханты-Мансийском автономном округе есть несколько «ледовых» компаний, которые обслуживают городские праздники. С 2004 года Александр и Илья сотрудничали с ними как фрилансеры - их приглашали на разовые заказы. В 2015 году братья переехали в Москву, где стали сотрудничать с местными ивент-агентствами. При этом они старались как можно чаще выезжать на различные фестивали, где собираются единомышленники - ледовые скульпторы со всей страны.
«Идея собственного проекта Ice Brothers пришла в голову Саше и Илье на фестивале «Удмуртский лёд». Общаясь со скульпторами, они решили, что надо объединяться под «одну крышу», отходить от стандартов и делать классные скульптуры для разных мероприятий. Я, как жена Ильи, сказала, что готова заниматься продвижением проекта», - рассказывает Диана Петренко.
Стартовые вложения в проект составили 200 тысяч рублей. Эти деньги были личными накоплениями основателей Ice Brothers. Основная часть затрат стартапа была связана с покупкой хороших немецких инструментов – электропилы и бензопилы, с помощью которых отсекаются большие куски от глыбы: «кирпич» из льда превращается в грубый силуэт. Затем в ход идут стамески, различные шлифовальные «машинки», тёрки для льда, фреза, лазерные уровни и многое другое. Эти инструменты придают арт-объекту окончательную форму.
Первый заказ проект Ice Brothers получил благодаря рекомендации знакомых, которые посоветовали братьев своим приятелям, которые хотели удивить друга-телепродюсера. Они заказали ему на юбилей ледовый телевизор. Это была функциональная скульптура с мини-баром, в котором из ледяных стопок можно было пить алкоголь. Скульптура до сих пор входит в число самых необычных заказов, которые выполняли Илья Клебанов и Александр Михайлов.
Ледяные держатели под шампанское, барные стойки изо льда, фигуры животных или сказочных персонажей, логотип компании изо льда - сегодня это модные элементы частных вечеринок. И именно их чаще всего заказывают проекту.
В среднем на одну скульптуру (например, лебедя или любого другого животного) уходит один блок льда размером 1м х 0,5м х 0,25 м. На строительство барной стойки - не менее шести-восьми блоков.
Покупка льда – это крупная статья затрат в себестоимости скульптуры. Один блок льда, который искусственно создаётся в специальных холодильниках, стоит около 5 тысяч рублей. Материал этот - хрупкий, требует особых условий хранения и транспортировки. Кроме прочего, ко льду для арт-объектов предъявляются высокие требования - он должен быть прозрачным и без трещин. Для частных вечеринок (а таких заказов большинство) скульпторы используют лёд, который заливается только из чистой питьевой воды. Он прозрачный, пищевой и безопасный.
Каждый заказ изначально просчитывается. Размер, форма, сложность узора, сроки выполнения скульптуры и площадка - всё это влияет на итоговую стоимость. Прайс Ice Brothers начинается от 15 000 рублей. В среднем небольшая скульптура обойдётся в сумму от 25 000 рублей, барные стойки и сложные композиции стоят от 75 000 рублей и выше.
«Лёд - дорогое удовольствие. Иногда заказчикам кажется, что стоимость скульптуры велика. Из-за этого часто бывает, что работаешь над заказом, считаешь бюджет, рисуешь эскизы, долго рассказываешь детали, делаешь максимальные скидки, приезжаешь посмотреть площадку. А в итоге люди по привычке могут сказать: «Лучше аниматоров наймём!» - говорит Диана Петренко.
Работа над самой простой скульптурой занимает час-полтора. Но бывает, что возиться приходится неделю. В минус пять градусов работать со льдом скульпторам одно удовольствие: телу комфортно, руки сохраняют работоспособность, мозг не «отмораживается». А в минус тридцать совсем другие ощущения: работать со льдом неприятно физически. Да и лёд может трескаться и лопаться по местам спилов. При этом одежда должна быть комфортной - обычно это спортивное утепление (флисовые кофты и лыжные штаны).
«Барную стойку, фигуры для вечеринок, держатели бутылок чаще всего заказывают для помещения. Тают такие вещи в среднем за 6-8 часов, что более чем достаточно для мероприятия. Скульптура не тает сразу и резко, она плавно обтекает и постепенно теряет форму», - говорит Диана.
Скульптуры Илья и Александр создают на открытой площадке или в холодильнике, если речь идёт об их установке в помещении.
«Один блок льда весит около 100-120 кг. Саша и Илья их тягают. Пилы, которыми они работают, тоже довольно тяжелые. Скажу так, после зимнего сезона работы со льдом у мужа отличные подкачанные руки!» - добавляет Диана Петренко.
Сейчас в команде Ice Brothers три человека. Диана Петренко - продюсер. В её функционал входит общение с клиентами, составление смет, продвижение. Александр Михайлов - креативный продюсер, который разрабатывает концепцию, эскизы и генерирует идеи. Кроме этого он же является ледовым скульптором. Илья Клебанов - организатор. Помимо создания скульптур на нём - логистика, контроль на площадке, решение возникающих вопросов.
У Ice Brothers нет своего офиса - в нём нет необходимости. Заказы принимаются онлайн, а выполняют их, как правило, на площадке клиента. Иногда приходится брать в аренду специализированные помещения - холодильники с температурным режимом около минус 8 градусов. Аренда холодильника в Москве обходится не меньше 5-7 тысяч рублей в день.
На небольшие заказы хватает сил двух скульпторов. На строительство, например, горки нужны уже три-четыре человека. На такие заказы чаще всего Ice Brothers привлекает знакомых художников, живущих в Москве. Под крупные задачи вроде оформления парков братья нанимают ледовых скульпторов со всей России.
«Многие скульпторы знакомы между собой. Они встречаются на фестивалях, хотя жить могут в разных городах. Например, Иван Федив - из Питера, Саша Савинов - из Екатеринбурга, Кирилл Баталов - из Невьянска, Юра Мистрюков - невероятный скульптор из Рязани. Со всеми ними мы сотрудничаем», - замечает Диана Петренко.
Приглашённым скульпторам помимо гонорара проект оплачивает проезд и жильё. На стоимости заказа приглашение специалистов из других городов, по словам Дианы, никак не отражается. «Если нам нужны дополнительные сил, мы оплачиваем это из своей прибыли. Даже если работаем в ноль. Сейчас важнее имя и попытка создать клиентскую базу».
Ice Brothers принимает заказы круглый год, но всплеск клиентской активности приходится на зиму, так как большинство объектов располагаются под открытым небом. Корпоративы на Новый год и рождественские праздники - напряжённое для проекта время. Май, июнь и июль – месяцы без заказов. Хотя в Москве достать лёд не проблема и летом: здесь работают компании, которые производят искусственный лёд.
«Надо понимать, что у нас всё-таки сезонный бизнес. Бесспорно, летом и весной тоже есть спрос, но это небольшие заказы», - констатирует Диана. Из-за сезонности все участники Ice Brothers имеют дополнительные источники дохода. Александр Михайлов работает дизайнером, Илья Клебанов занимается репортажными фотографиями, Диана Петренко участвует в съёмках кино в качестве продюсера.
В месяц проект выполняет три-четыре арт-объекта со средним чеком 40 тысяч рублей. Кроме строительства ледовых фигур Ice Brothers проводит мастер-классы - именно они являются основным источником дохода. Мастер-классы бывают двух видов. Первый - когда скульпторы показывают, как из блока создается скульптура. Второй вариант – тимбилдинг, когда команды на скорость строят ледовые скульптуры.
«Как правило, на мастер-классах создают изделия, которые можно вырезать за час-полтора. Мы каждому участнику даём попробовать ту или иную часть работ. Этот вариант заходит на «ура»: люди азартны и с удовольствие складывают блоки, орудуют стамесками, таскают воду», - рассказывает Диана Петренко.
Стоимость тимбилдинга зависит от количества скульптур и команд. Цена базового мастер-класса - 40 000 рублей (сюда входит создание двух небольших скульптур и работа двух скульпторов). В среднем в зимние месяцы Ice Brothers проводит по три-пять мастер-классов, на каждом из которых присутствует 30-40 человек.
«Прибыль проекта пока не превышает 150 тысяч рублей в месяц. Эта сумма могла быть большей, если бы у нас были собственные холодильники – это бы удешевило себестоимость скульптур. Мы сейчас работаем над этим», - замечает Диана.
Для поиска клиентов Ice Brothers сотрудничает с ивент-агентствами. Второй по эффективности канал продаж - сарафанное радио. Главная рекламная площадка Ice Brothers –
аккаунт проекта в Instagram.
«Очень тяжело найти правильную нишу. Большие городские заказы маленькой компании, даже при наличии крутых ребят в команде, получить крайне сложно», - рассказывает Диана. Тем не менее, самый дорогой заказ, который выполнил проект - скульптура «Московская реставрация-2018», созданная для церемонии награждения лауреатов конкурса правительства Москвы. Её стоимость - 120 тысяч рублей. На создание этого арт-объекта ушло полторы тонны льда.
Участники Ice Brothers хотят через пять лет вырастить из своего проекта большую компанию– с собственными холодильниками и мастерской, привлечением дружественных скульпторов на регулярной основе, крупными заказами.
«Уже сейчас мы объединяем профессионалов из разных городов и можем организовать создание скульптуры в Екатеринбурге, Питере и многих других городах. Сама идея всё время в разработке. Пока мы ищем свою клиентуру и думаем, как подключать активнее наших скульпторов в регионах. Саша мечтает создать профсоюз скульпторов по льду, но пока до этого не дошли руки», - делится планами Диана Петренко.
Читайте также:
Шик, блеск, красота: как заработать на эксклюзивных фотосессиях.
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.
Братья по оружию: как заработать на производстве оборудования для лазертага.