Для многих предпринимателей их бизнес – не просто инструмент зарабатывания денег, а нечто большее. Это значит, что они уже преодолели ту черту, за которой владелец компании начинает задумываться о том, ради чего он посвящает жизнь своему делу. То есть – о миссии своей компании. О том, что такое миссия, как её сформулировать и чем она может быть полезна бизнесу, порталу Biz360.ru рассказала сооснователь студии Sales Video Production Татьяна Рогачёва.
Татьяна Рогачёва – сооснователь и генеральный продюсер видеостудии Sales Video Production. Училась в Санкт-Петербургском государственном университете культуры на специалиста музейно-образовательных программ, работала экскурсоводом. Закончила Высшую школу режиссёров и сценаристов. Студия Sales Video Production специализируется на производстве рекламных фильмов и роликов.
Если коротко, то миссия компании – это то, зачем и ради чего бизнес существует; его смысл и высокая цель. Приведём примеры:
-
компания занимается производством и доставкой ланч-боксов, её миссия – беречь время своих клиентов;
-
компания выпускает шампуни во флаконах из полностью переработанного пластика, её миссия – забота об экологии.
-
фармацевтическая фирма внедряет инновации в разработку лекарственных препаратов, её миссия – забота о здоровье людей.
У каждого бизнеса своя миссия. Объединяет их одно – хотя бы небольшая, но польза обществу, людям, экологии, планете.
Причём, то, ради чего бизнес создавался, далеко не всегда совпадает с тем, ради чего существует сейчас. Дело в том, что когда предприниматель только начинает дело, он вряд ли задумывается о грандиозной пользе своего предприятия для всех. Изначальная цель – заработать деньги и удовлетворить базовые потребности: в еде и безопасности.
По теории американского психолога Абрахама Маслоу, человек стремится постоянно расти и развиваться – достигнув одной вершины, ставит новые цели и идёт к ним. Поэтому построив бизнес, заработав на безбедную жизнь и обеспечив себя и свою семью, предприниматель может задавать себе вопросы:
-
Какой смысл того, что я делаю?
-
Какую пользу я приношу людям?
-
Как то, что я делаю, меняет мир к лучшему?
Это значит, что вместе с бизнесом выросли и потребности самого предпринимателя.
Если рассмотреть пирамиду потребностей Маслоу, то станет ясно – её можно применить и к отдельному человеку, и к целому бизнесу. Опустим два базовых сегмента и рассмотрим, что значат для бизнеса верхние пять.
Пирамида потребностей человека Абрахама Маслоу
Источник: «Википедия»
-
Потребность в принадлежности. После того, как базовые потребности были удовлетворены, закономерно появится желание быть сопричастным к чему-то значимому и важному, чтобы компания приносила не только прибыль, но и пользу людям.
-
Потребность в уважении. Эта ступень стимулирует предпринимателя повышать качество продукции, товаров и услуг, тем самым завоёвывая репутацию.
-
Познавательная потребность. Эта потребность может реализоваться в желании проводить исследования той сферы, в которой компания работает. Либо подключать к производству инновации, стремиться к новым современным разработкам.
-
Эстетические потребности могут выражаться в брендировании, более красивом оформлении сайта, качественном сервисе и т.д.
-
Самоактуализация или самовыражение. Сюда относится всё, что связано с развитием компании, её расширением, воплощением в жизнь потенциала бизнеса. Кроме того, на вершине пирамиды находится и поиск истинных ценностей. Когда владелец понимает, зачем и для чего его компания существует, проводником каких ценностей является.
Искать специально миссию не нужно, придумать искусственную масштабную задачу тоже не получится. Если предприниматель поставит задачу своим копирайтерам или маркетологам сочинить для предприятия великое и важное предназначение, они это сделают, но вряд ли это будет соответствовать действительности.
Настоящая миссия открывается сама по мере роста компании, и не где-нибудь, а исключительно в голове её владельца. И эту миссию необходимо осознать, «вытащить на свет» и донести, прежде всего, до сотрудников. Потому что зачастую, даже если руководитель знает и понимает значение и смысл своего дела, члены его команды могут и не подозревать, какие ценности несут в массы своим трудом.
Люди, пришедшие в компанию работать, точно так же поначалу желают закрыть базовые потребности. Но как только основные жизненные вопросы (пропитание, крыша над головой и т.д.) закрыты, человек может задаться вопросом – зачем я здесь работаю, какой в этом смысл, какую пользу я приношу обществу? И если ответов он так и не найдёт, не увидит никакого прогресса, то вполне может уйти в другую компанию.
Удержать ценные кадры поможет миссия. Она даёт возможность почувствовать, что человек работает в компании не просто за материальное вознаграждение, а приносит пользу людям, природе, экологии, является проводником значимой идеи. Таким образом, более высокие потребности по пирамиде Маслоу начинают закрываться.
Миссия объединяет компанию, сотрудников и клиентов. Последним тоже немаловажно поддерживать ту организацию, ценности которой им импонируют. Приобретая тот же шампунь, упаковка которого сделана из полностью переработанного пластика, поневоле почувствуешь себя причастным к большому и важному делу – сохранению экологии.
Миссии бывают разные. Пример из жизни: владелец ресторана оплачивает официантам курсы актёрского мастерства, чтобы те умели общаться с гостями открыто и дружелюбно, создавая при этом радушную и тёплую атмосферу. Миссия такого бизнеса – новый подход к коммуникациям между заведением и командой, а также между сотрудниками и клиентами. В результате довольны сотрудники – они не обычные официанты, они постоянно развиваются; довольны посетители – им рады и по отношению к ним проявили гостеприимство; доволен владелец – он сделал мир чуточку лучше (ну и, конечно, получил лояльных клиентов, которые придут к нему ещё не раз).
А какая миссия может быть у компании, которая занимается съёмками видеорекламы? Разумеется, продакшен продакшену рознь, но, по моему мнению, в таком деле нужно стремиться к тому, чтобы показать миру миссии и ценности других российских компаний.
Бывает, что фирма хороша и полезна, но о ней знать никто не знает, тем более за рубежом. Максимум, имеется небольшой презентационный ролик с «неживыми» цифрами и статистикой, либо сухая информация в интернете. Предназначение видеопродакшена (опять же, по моему мнению) – продемонстрировать всё то положительное, что есть в компании, сделать её узнаваемой, создать интересную, вызывающую живые эмоции видеорекламу, которая раскроет истинные ценности компании.
Миссия не должна оставаться в голове руководителя, её необходимо растиражировать во всех возможных и доступных форматах, чтобы о ней знали сотрудники, клиенты и партнёры. Это могут быть:
-
публикации на собственном сайте и блогах, статьи в интернет-СМИ и печатных изданиях;
-
короткие видеоролики на сайте компании и в социальных сетях;
-
видео-интервью с владельцем бизнеса;
-
презентационный фильм;
-
документальный фильм;
-
HR-фильм;
-
имиджевый фильм.
Презентационный, документальный и имиджевый фильмы должны быть на сайте компании, видеохостингах, в социальных сетях, их демонстрируют на презентациях и выставках. Интервью с руководителем также обычно помещают на сайт, но, как правило, на узкоспециализированном онлайн-сервисе аудитория невелика. Чтобы заинтересовать больше людей, можно прибегнуть к такому лайфхаку: «нарезать» длинное интервью на короткие ролики – шортсы, и разместить в социальных сетях.
Корпоративный HR-фильм тоже может стать полезным форматом для демонстрации миссии. В таком видеоролике интервью дают сотрудники предприятия, отвечая на главный вопрос – что их держит в компании помимо зарплаты.
Для популяризации глобальной миссии видео играет большое значение, поскольку способно захватить сразу несколько каналов восприятия: визуальный, аудиальный, эмоциональный. Оно же способно действовать и на бессознательное с помощью образов.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».