Рубрики:

Мы будем жить теперь по-новому: как изменятся правила работы сайтов-агрегаторов

Прочтёте за 3 мин.

Какую информацию придётся указывать владельцам агрегаторов с 1 января 2019 года

19 июля 2018 года Госдума приняла закон N 250-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей», который вводит ранее отсутствующее в российском законодательстве понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» и возлагает на владельцев агрегаторов определённые обязанности и ответственность. О том, в чём суть изменений и к чему стоит готовиться владельцам таких сайтов, в своём корпоративном блоге рассказала студия Sibirix.

Biz360

С чего всё началось

Как ни странно, с «Убера». Он был одним из первых сервисов-агрегаторов, и благодаря ему даже ввели термин «уберизация» - под ним подразумевают использование диджитал-платформы, напрямую объединяющей клиентов и поставщиков услуг. 

Цель таких платформ – создание дополнительной стоимости для бизнеса в глазах потребителей. Раньше было нормальным обзвонить несколько служб такси, прежде чем найти свободный автомобиль, висеть на линии, пока диспетчер выкрикивает по нескольку раз твою улицу и ждать звонка 10 минут о подтверждении заказа и ещё одного о том, что «машинка подъехала». Теперь через онлайн-сервис это можно сделать за несколько секунд и два-три клика.

И если в 2009 году, когда Uber только появился, этот подход был новаторским, то нынешние потребители избалованы: их уже не удивить приложениями, сокращающими временные издержки на поиск товаров или исполнителей услуг (AirBnB, YouDo, Booking.com и многие другие). Более того, это становится ежедневной практикой.

Зачем потребовались поправки

До принятия поправок в закон о правах потребителей не было чёткой правовой регламентации деятельности агрегаторов. Их нельзя было идентифицировать как классических продавцов, поскольку те не несли никакой ответственности за несоблюдение прав потребителей и могли пренебрегать указанием информации о продавце/изготовителе/исполнителе, реализуемых товарах и предлагаемых услугах. 

В первую очередь, это не нравилось самим потребителям, поскольку агрегатор выступал как посредник, который просто связывал продавца и покупателя и мог развести руками и снять с себя любую ответственность, если что-то шло не так. К кому тогда обращаться? По идее - к продавцу или конечному исполнителю, но если информации о нём на сайте агрегатора минимум, то и спрашивать не с кого. 

И хотя по факту потребитель при пользовании подобным сервисом фактически соглашается на «кота в мешке», удобство берёт верх: такие сервисы ищут клиента/исполнителя и предоставляют ему информацию о продукте/услуге, помогают договориться о сделке, контролируют её исполнение и отвечают за расчёты между сторонами. 

Ожидания и реальность

Ожидалось, что закон введёт понятие агрегатора и обяжет такие сервисы отвечать за:

  • возврат денег при отказе потребителя от договора;
  • достоверность размещенной информации о поставщиках/исполнителях.
Агрегатор информации о товарах/услугах - организация или ИП, владеющая приложениями и сайтами, которые позволяют потребителю ознакомиться с предложением продавца/исполнителя по поводу купли-продажи, заключить с продавцом/исполнителем сделку и предварительно оплатить товар/услугу через сервис-агрегатор.

Поправки к закону обязывают агрегаторов по просьбе покупателя указывать следующую информацию об изготовителе/поставщике товара/услуги:

  • фирменное наименование;
  • место нахождения (адрес);
  • режим работы;
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • ФИО, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

В отношении ответственности не всё так чётко. С одной стороны, указано, что владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре/услуге или продавце/исполнителе несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю вследствие дезинформации. С другой стороны, при этом он не отвечает за недостоверность информации о товаре (услуге), если та была размещена на сайте сервиса или в приложении в точной формулировке от продавца/исполнителя без изменений. 

При этом по-прежнему все претензии по исполнению обязательств по сделке купли-продажи предъявляются к исполнителю/продавцу - он несёт административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. И тогда получается, что если прописать определённым образом процесс публикации информации, то агрегаторы снова ни за что не отвечают!

Если же потребитель захочет вернуть сумму предоплаты за товар/услугу, он может предъявить требование к владельцу агрегатора. Деньги он обязан получить в течение 10 дней при соблюдении условий: 

  • предварительно оплаченные на счет владельца агрегатора товар/услуга не были переданы/оказаны потребителю в срок; 
  • потребитель отправил владельцу агрегатора уведомление об отказе от оплаты сделки из-за задержки сроков продавцом/исполнителем. 
Вместе с этим потребителю ещё и нужно предоставить подтверждение о том, что он уведомил непосредственного продавца/исполнителя об отказе от сделки. Но закон говорит, что пользовательское соглашение между потребителем и агрегатором может включать пункт о том, что агрегатор заберёт право уведомлять продавца/исполнителя об отказе от сделки на себя. 

Вы - владелец сайта-агрегатора. Что делать?

1. Запросить у поставщиков товаров и услуг нужную информацию и поискать для неё место на своём сайте

  • название компании;
  • ФИО исполнителя;
  • режим работы;
  • адрес;
  • ОГРН/ОГРНИП. 

2. Быть готовым возместить убытки из-за размещения недостоверной информации

3. Быть готовым вернуть предоплату, если товар/услуга не были предоставлены клиенту в срок

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года, и ещё есть время подготовиться. Например, адаптировать свои сервисы и приложения под новые требования и реализовать дополнительный функционал для упрощения коммуникации по претензиям от потребителей. 

Источник: Sibirix.

Biz360.ru


Читайте также:

Закон об онлайн-кассах: несколько неочевидных нюансов 54-ФЗ.
Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга.
Сударь, защищайтесь: как работает сервис по защите сделок в интернете.

16 августа 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов