Рубрики:
  • Менеджмент
  • 5

Мы будем жить теперь по-новому: как изменятся правила работы сайтов-агрегаторов

Прочтёте за 3 мин.
16 августа 2018

Какую информацию придётся указывать владельцам агрегаторов с 1 января 2019 года

19 июля 2018 года Госдума приняла закон N 250-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей», который вводит ранее отсутствующее в российском законодательстве понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» и возлагает на владельцев агрегаторов определённые обязанности и ответственность. О том, в чём суть изменений и к чему стоит готовиться владельцам таких сайтов, в своём корпоративном блоге рассказала студия Sibirix.

Biz360

С чего всё началось

Как ни странно, с «Убера». Он был одним из первых сервисов-агрегаторов, и благодаря ему даже ввели термин «уберизация» - под ним подразумевают использование диджитал-платформы, напрямую объединяющей клиентов и поставщиков услуг. 

Цель таких платформ – создание дополнительной стоимости для бизнеса в глазах потребителей. Раньше было нормальным обзвонить несколько служб такси, прежде чем найти свободный автомобиль, висеть на линии, пока диспетчер выкрикивает по нескольку раз твою улицу и ждать звонка 10 минут о подтверждении заказа и ещё одного о том, что «машинка подъехала». Теперь через онлайн-сервис это можно сделать за несколько секунд и два-три клика.

И если в 2009 году, когда Uber только появился, этот подход был новаторским, то нынешние потребители избалованы: их уже не удивить приложениями, сокращающими временные издержки на поиск товаров или исполнителей услуг (AirBnB, YouDo, Booking.com и многие другие). Более того, это становится ежедневной практикой.

Зачем потребовались поправки

До принятия поправок в закон о правах потребителей не было чёткой правовой регламентации деятельности агрегаторов. Их нельзя было идентифицировать как классических продавцов, поскольку те не несли никакой ответственности за несоблюдение прав потребителей и могли пренебрегать указанием информации о продавце/изготовителе/исполнителе, реализуемых товарах и предлагаемых услугах. 

В первую очередь, это не нравилось самим потребителям, поскольку агрегатор выступал как посредник, который просто связывал продавца и покупателя и мог развести руками и снять с себя любую ответственность, если что-то шло не так. К кому тогда обращаться? По идее - к продавцу или конечному исполнителю, но если информации о нём на сайте агрегатора минимум, то и спрашивать не с кого. 

И хотя по факту потребитель при пользовании подобным сервисом фактически соглашается на «кота в мешке», удобство берёт верх: такие сервисы ищут клиента/исполнителя и предоставляют ему информацию о продукте/услуге, помогают договориться о сделке, контролируют её исполнение и отвечают за расчёты между сторонами. 

Ожидания и реальность

Ожидалось, что закон введёт понятие агрегатора и обяжет такие сервисы отвечать за:

  • возврат денег при отказе потребителя от договора;
  • достоверность размещенной информации о поставщиках/исполнителях.
Агрегатор информации о товарах/услугах - организация или ИП, владеющая приложениями и сайтами, которые позволяют потребителю ознакомиться с предложением продавца/исполнителя по поводу купли-продажи, заключить с продавцом/исполнителем сделку и предварительно оплатить товар/услугу через сервис-агрегатор.

Поправки к закону обязывают агрегаторов по просьбе покупателя указывать следующую информацию об изготовителе/поставщике товара/услуги:

  • фирменное наименование;
  • место нахождения (адрес);
  • режим работы;
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • ФИО, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

В отношении ответственности не всё так чётко. С одной стороны, указано, что владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре/услуге или продавце/исполнителе несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю вследствие дезинформации. С другой стороны, при этом он не отвечает за недостоверность информации о товаре (услуге), если та была размещена на сайте сервиса или в приложении в точной формулировке от продавца/исполнителя без изменений. 

При этом по-прежнему все претензии по исполнению обязательств по сделке купли-продажи предъявляются к исполнителю/продавцу - он несёт административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. И тогда получается, что если прописать определённым образом процесс публикации информации, то агрегаторы снова ни за что не отвечают!

Если же потребитель захочет вернуть сумму предоплаты за товар/услугу, он может предъявить требование к владельцу агрегатора. Деньги он обязан получить в течение 10 дней при соблюдении условий: 

  • предварительно оплаченные на счет владельца агрегатора товар/услуга не были переданы/оказаны потребителю в срок; 
  • потребитель отправил владельцу агрегатора уведомление об отказе от оплаты сделки из-за задержки сроков продавцом/исполнителем. 
Вместе с этим потребителю ещё и нужно предоставить подтверждение о том, что он уведомил непосредственного продавца/исполнителя об отказе от сделки. Но закон говорит, что пользовательское соглашение между потребителем и агрегатором может включать пункт о том, что агрегатор заберёт право уведомлять продавца/исполнителя об отказе от сделки на себя. 

Вы - владелец сайта-агрегатора. Что делать?

1. Запросить у поставщиков товаров и услуг нужную информацию и поискать для неё место на своём сайте

  • название компании;
  • ФИО исполнителя;
  • режим работы;
  • адрес;
  • ОГРН/ОГРНИП. 

2. Быть готовым возместить убытки из-за размещения недостоверной информации

3. Быть готовым вернуть предоплату, если товар/услуга не были предоставлены клиенту в срок

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года, и ещё есть время подготовиться. Например, адаптировать свои сервисы и приложения под новые требования и реализовать дополнительный функционал для упрощения коммуникации по претензиям от потребителей. 

Источник: Sibirix.

Biz360.ru


Читайте также:

Закон об онлайн-кассах: несколько неочевидных нюансов 54-ФЗ.
Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга.
Сударь, защищайтесь: как работает сервис по защите сделок в интернете.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Персоны Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма 14 декабря
    Как обойти секретаря при холодном звонке: три эффективных приёма
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину 14 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Берлину
    Прочтёте за 7 мин.
  • Менеджмент Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления 13 декабря
    Интригуй, обещай, вовлекай: как завоевать внимание аудитории во время выступления
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов 13 декабря
    С толстой сумкой на ремне: как заработать на производстве стильных кофров для фотографов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами 12 декабря
    Продвижение в интернете: обратиться в агентство или cделать всё своими силами
    Прочтёте за 4 мин.
  • Кейсы История одной ошибки: почему россиянину не удалось запустить мобильные планетарии в США с первой попытки 12 декабря
    История одного факапа: почему россиянин не смог запустить мобильные планетарии в США
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее 11 декабря
    Рейтинги и бесплатные лиды: как стимулировать франчайзи работать эффективнее
    Прочтёте за 4 мин.
  • Персоны «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur 11 декабря
    «Своё производство было ошибкой»: почему Игорь Фролов продал бренд Nordwestfur
    Прочтёте за 7 мин.
  • Маркетинг 10 декабря Григорий Ильин:
    Как не спустить бюджет на digital впустую
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы 10 декабря
    Не сел в калошу: как заработать на модной обуви ручной работы
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы 07 декабря
    Контент рулит: как привлечь клиентов из интернета без бюджета и рекламы
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга 07 декабря
    Погружение в digital: как устроена и на чём зарабатывает школа интернет-маркетинга
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы Бизнес в стиле халяль: как сломать национальные стереотипы в гастропроекте 06 декабря
    Бизнес в стиле халяль: как сломать стереотипы в гастропроекте
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха и экстрима 06 декабря
    Хоть на мороз, хоть в воду: как заработать на экипировке для активного отдыха
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы 05 декабря Алексей Бояршинов:
    Как организовать эффективную работу удалённой команды
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии 05 декабря
    Бизнес в эмиграции: как заработать на авторских экскурсиях по Голландии
    Прочтёте за 6 мин.
  • Кейсы От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов 04 декабря
    От хаоса – к порядку: как автоматизация помогла справиться с растущим числом заказов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа 04 декабря
    Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин 03 декабря
    Джентльменский набор: как заработать на брутальных подарках для мужчин
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы 03 декабря
    The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
    Прочтёте за 5 мин. The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в ноябре
Идёт загрузка материалов