Нестандартное мышление – отличный инструмент в решении маркетинговых задач. Однако важно не переусердствовать с «творчеством», иначе потребитель не поймёт задумку маркетологов. А это значит, что не купит предложенный товар или не обратится за услугой. О том, как оценивать свежие маркетинговые идеи на этапе их разработки, порталу Biz360.ru рассказал Антон Удодов, креативный директор маркетингового агентства Kuraga.
Антон Удодов – креативный директор маркетингового агентства Kuraga. Опыт работы в маркетинге – более 10 лет. Сотрудничал с такими известными компаниями, как сеть пекарен «Волконский», сеть супермаркетов «Дикси», Black Star Burger, #Farш и др. Спикер конференций по маркетингу, автор Telegram-канала «Ретроградный маркетинг».
Креативность – это способность генерировать новые интересные идеи и находить неочевидные возможности. Это качество сотрудников ценится во многих компаниях, где системно подходят к продажам, разработке продуктов, клиентскому сервису. Но особенно важна креативность в маркетинге, рекламных кампаниях и PR-проектах, где необычный ход или приём позволяют привлечь внимание к бренду и увеличить продажи.
Правда, оценить свежую идею, которая действительно «выстрелит», сложно. И даже опытные маркетологи испытывают трудности в этом вопросе.
Мы в агентстве Kuraga пытаемся рассмотреть каждый креатив от команды по нескольким методикам. Все они нацелены на разные аспекты, но в сумме позволяют составить более точное представление о том, насколько хороша идея. Возможно, наш опыт будет полезен и другим компаниям, которые стремятся к небанальным приёмам, причём не только в маркетинге.
SCAMPER
Пожалуй, это самый объёмный и трудоёмкий метод. Он предполагает, что каждую идею нужно оценивать, задавая самим себе по определённой схеме вопросы. Ответы на них стимулируют генерацию новых мыслей, а также позволяют оценить каждую из них с разных сторон, проанализировать возможные изменения и дополнения. К методу стоит прибегать при разработке новых продуктов и решений.
SCAMPER – это акроним, состоящий из первых букв слов и подсказка, какие вопросы и в какой последовательности необходимо сформулировать:
-
Substitute – замена: как и чем можно заменить имеющийся продукт или решение?
-
Combine – комбинация: можем ли объединить разные продукты в один?
-
Adapt – адаптация: существуют ли на рынке аналоги нашему предложению?
-
Modify – модификация: возможно ли при оценке продукта трансформировать проблему
-
или увидеть ситуацию под новым углом?
-
Put to another use: можем ли использовать продукт по-другому или найти ему другое применение?
-
Eliminate: как можно упростить идею или что произойдёт, если совсем отказаться от неё?
-
Reverse – реверсия, говоря иначе, изменение порядка: возможна ли иная последовательность действий в работе над продуктом?
Например, мы в Kuraga, отвечая на все эти вопросы, иногда рисуем огромные схемы, на бумаге или в электронном виде. Таким образом, нам удаётся найти на пересечении всех слов ту самую классную идею.
Метод четырёх критериев
Наиболее технический из всех. Он предлагает оценить идею по следующим параметрам:
-
Новизна: насколько идея уникальна и отличается от существующих решений?
-
Практичность: насколько идея решает конкретную проблему или улучшает текущую ситуацию?
-
Уровень риска: каковы потенциальные риски при реализации идеи, и насколько они контролируемы?
-
Потенциал роста: каковы возможности масштабирования идеи, и какие результаты она может принести?
Метод четырёх критериев, как правило, используют в PR-проектах. С его помощью удаётся проверить, не нанесёт ли креативная идея вред всему проекту или даже компании.
Метод «10 плюсов, минусов и интересных фактов» (PMI)
Из названия понятно, как именно предлагается оценивать идею. После составления списков необходимо проанализировать и сравнить все аспекты. Проще говоря, сначала нужно выписать по 10 «за» и «против». После начинаем вычёркивать один плюс вместе с одним минусом.
Стараемся каждому плюсу и минусу придать свою значимость. Иногда на один «жирный» плюс вычёркивается три «хиленьких» минуса.
Это очень популярный метод, подходит под любые проекты. Но идея должна быть крепкая и масштабная, чтобы в ней можно было найти по 10 недостатков и преимуществ.
Метод COCD Box
Позволяет оценить идею по степени креативности, риска и практичности. Идеи распределяются по категориям: обычные и оригинальные, достижимые и трудно достижимые.
-
Синие или сейчас-идеи (Now) ориентированы на безопасность, надёжность и практичность.
-
Красные wow-идеи подразумевают новаторство и высокую степень риска.
-
Жёлтые идеи оригинальные, но здесь и сейчас сложно осуществимые. Можно сказать, это перспективные идеи, которые вскоре могут перейти в статус красных, но пока это вызов.
После ранжирования всех идей легче принять решение, что реализуем сейчас, от каких стоит отказаться, а какие запланировать и создать возможности для их выполнения.
При выборе метода оценки креатива стоит опираться на сложность, масштаб и специфику проекта. Иногда идею не всегда нужно придумать «с нуля», часто требуется доработать существующее предложение, трансформировать его или обновить.
Со стороны может показаться, что создавать креатив – это весело и беззаботно. Это не совсем так. Основной принцип работы с креативом – конечное предложение должно решать бизнес-задачу.
Тем более не стоит думать, что креатив – это исключительно полёт фантазии. Для создания эффективной креативной идеи важно обладать стратегическим мышлением, отлично знать целевую аудиторию, отслеживать тренды и разбираться в технологиях, которые помогут реализовать решение.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».