Ничего личного: чем опасно для руководителя сближение с подчинёнными

Прочтёте за 7 мин.

«Первый после бога. Не будьте просто начальником»: ключевые идеи книги Мурата Тургунова

Владельцу или руководителю компании нельзя курить вместе с подчинёнными, материться и обсуждать прошедший отпуск - эксперт по продажам Мурат Тургунов уверен, что всё это подрывает авторитет начальника. Тому, как руководителю вести себя с сотрудниками, посвящена книга Мурата Тургунова «Первый после бога. Не будьте просто начальником». Многие тезисы автора спорны, но тем не менее, мы посчитали, что его мысли могут быть интересны для руководителей. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем её ключевые идеи.

Первый после Бога 

Авторитет - дело тонкое

C подчинёнными следует выдерживать дистанцию. Чем меньше они будут знать о вас, тем лучше. Для них значимы только ваши профессиональные достижения, больше ничего. Что бы ни случилось - никогда и ни­кому не открывайтесь полностью. Как писал Ницше, «чем шире объятия, тем легче тебя распять». 

Руководитель не может быть близким человеком для подчинённых. Даже если в вашей компании работают род­ственники или друзья, все эти отношения должны оста­ваться за порогом офиса. Вы всегда должны быть руководи­телем и только руководителем. 

Необходимо поддерживать свой авторитет по двум основным причинам: во‑первых, чтобы подчинённые выполняли поставленные задачи, а во‑вторых - для удержания лучших сотрудников. Какие действия руководителя могут привести к снижению авторитета? 

Обращение на «ты»

У большинства имён есть сокращённая форма. Если вы сами позволили обращаться к вам без отчества, то в лю­бом случае обязательна полная форма имени. По умол­чанию же все должны обращаться к начальству по имени и отчеству. 

Если на Западе к фамилии добавляют обра­щение - «мистер», «миссис», «сэр» и т.д., а в некоторых восточных странах - «брат», то в русском языке такого дополнительного слова нет. Зато есть своеобразный ана­лог - обращение на «вы» и по имени-отчеству. 

Дружеские отно­шения на «ты» нужно сокращать. Иначе от своего персо­нала вы очень скоро услышите что-нибудь вроде «Паша, дай аванс до зарплаты» или «Женя, съезди сам на встречу с клиентом». 

Социальные сети  

Создатели социальных сетей, что называется, «уга­дали мелодию». Люди нуждаются в признании и любят похвастаться. И ничего плохого в этом нет. Можно де­литься впечатлениями о путешествиях, личными дости­жениями и прочитанными книгами - разумеется, если вы не завсегдатай нудистского пляжа, чемпион по игре на невидимой гитаре или поклонник романов вроде «50 оттенков серого». 

В социальных сетях люди чаще выкладывают посты о том, что едят, с кем пьют, с кем встречаются, как классно выглядят в фитнес-залах или тесты типа «На какую знаменитость ты похож». Некоторые руководители не думают, что подобный контент может не лучшим образом повли­ять на репутацию. Помните, что ваша страничка в социальной сети - первое, что обнаружат ваши потенци­альные партнёры или клиенты. Во многом на основании именно этой информации у них сложится впечатление о вас. Поэтому многие деловые люди вообще предпочи­тают не вести блогов или ограничиваются в них сугубо профессиональной информацией. 

Разумеется, это не значит, что сам факт присутствия в блогосфере - безусловное зло. В конце концов, свои странички есть у многих весьма и весьма успешных предпринимателей. Однако всегда нужно помнить, что вы - не рядовой пользователь, на вас еже­минутно лежит ответственность за ваш бизнес и персонал, поэтому к каждому предложению, оставлен­ному вами в социальной сети, нужно относиться с той же серьёзностью, что и к сказанным «в реале» словам. Не­соблюдение этого правила может крайне негативно ска­заться на вашем авторитете. 

Некоторые руководители хотят создать свой персо­нальный бренд в надежде, что это поможет развитию биз­неса. При продвижении бренда акцент в первую очередь делается на социальных сетях и СМИ. Но здесь есть одна опасность: личный бренд очень легко испортить. Это мо­жет произойти даже не по вашей вине. На ваш бренд мо­гут негативно повлиять необдуманные посты, публика­ции и фотографии окружающих вас людей - сотрудников или близких. Кроме того, создание персонального бренда зависит от того, в каком сегменте вы работаете и какую продукцию продаёте. Не для каждого бизнеса нужен пер­сональный бренд руководителя. 

Служебные романы  

Факт остается фактом: некоторые начальники берут себе хорошеньких барышень в секретарши прежде всего для любовных утех. И многие из них уверены, что это оста­нется их «маленьким секретом». Хочу разочаровать таких начальников - об этом уже давно знают все, включая вашу жену. И в глазах сотрудников вы давно преврати­лись из лидера в человека невысоких моральных качеств.    

Если даже вы имеете самые серьёзные намерения, вас всё равно будут обсуждать и осуждать. А если инициа­тива «романтических» отношений исходит от подчинён­ной - не позволяйте ей сесть на ваши колени. Не успеете оглянуться, как она окажется уже на шее. 

Конечно, то же касается и руководителей-женщин. Флирт с подчинён­ными - черта слабых. Чем меньше коллеги будут знать о ваших любовных похождениях, вообще о вашей личной жизни, тем больше вас будут уважать. Ваша команда - это ваша семья, и любые любовные отношения здесь не­уместны. 

Вредные привычки  

Во-первых, сам факт курения может подорвать вашу репу­тацию. Потому что ваш образ отклоняется от идеального. Во-вторых, курение с подчинёнными по углам точно похоронит ваш авторитет. «Раз курит, значит, слабак и нет силы воли», - будут рассуждать ваши подчинённые, если даже кто-то из них курит сам. 

Добавьте сюда и алкоголь. Совместное употребление спиртного на корпоративных вечеринках вряд ли укрепит ваше реноме. 

Имидж  

Если вы - успешный руководитель, думающий об амбициозных проектах, ваш внешний вид должен соответствовать заявленному ста­тусу. Хорошая стрижка, дорогой парфюм и ухоженные ногти - не излишество, а неотъем­лемый признак успешного человека

Человек, который опрятно одет, красиво причёсан, под­тянут и обладает незаурядными умственными способно­стями, талантами и душевными качествами - это если не идеальный, то как минимум близкий к идеалу пример для окружающих. 

Жлобство  

Оно проявляется в мелочах. Если вы не выделили бюджет на новый проект или обучение - это, возможно, не жлоб­ство, а экономия средств или часть стратегии. А вот решение сэкономить на канцтоварах - уже безусловное жлоб­ство. 

Прежде чем требовать от подчинённых выполнения поставленных задач, обеспечьте их всем необходимым, вплоть до скрепок и туалетной бумаги. Это ваша прямая обязанность. 

Невыполнение обещаний  

Если руководитель не может держать своё слово либо от­казывается от своих обещаний - это начало конца авто­ритета. Если же эта необязательность касается зарплаты, заработанных бонусов и премий, от него очень скоро уй­дут даже те, кому он платил вовремя. 

Нельзя менять си­стему мотивации на ходу. Если в пятницу на совещании вы обсудили и утвердили одно решение, а к понедельнику вам в голову пришла «гениальная идея» - не торопитесь её оз­вучивать. Когда руководитель часто меняет своё решение и не помнит данных обещаний, подчиненные будут демо­тивированы. 

Ваши подчинённые - это ваши внутренние клиенты, в отношении них также необходимо соблюдать переговорный этикет. После принятия решения обяза­тельно зафиксируйте и установите сроки его выполне­ния - и для подчинённых, и для себя. 

Непунктуальность  

Забудьте о том, что «начальство не опаздывает, а задержи­вается». Если даже по каким-то причинам вы не успеваете к назначенному сроку - позвоните и предупредите своих подчинённых. Вас станут больше уважать. 

Неправильная речь  

Ваши подчинённые всегда будут обращать внимание на то, что, как и о чём вы говорите. 

Некоторые слабые руководители любят донести свои мысли с помощью матерных слов. Этим они хотят по­казать, что они круты, как шпана в подворотне. А не­которые любят показать, насколько они умны, рассуж­дая на темы политики и религии. Они забывают, что, оскорбляя других, они унижают себя. Подобные темы должны быть табу во время общения с подчиненными.

Ваши сотрудники - это ваши партнёры по бизнесу. Вы ведь не будете обсуждать подобные темы с партнёрами и клиентами? Интеллигентного человека легко опреде­лить по тому, как он относится к окружающим людям независимо от религии, национальности, статуса и про­чих атрибутов. 

Лень  

Говоря о лени, я имею в виду, во‑пер­вых, нежелание трудиться, стремление постоянно отклады­вать срочные дела на потом. А во‑вторых - лень работать над собой, вот настоящая проблема многих руководите­лей. Лень читать книги, изучать языки, ходить в театры, музеи, заниматься спортом и т.д. Лень развиваться и от­тачивать навыки. 

Если вы говорите, что у вас нет времени на чтение, значит, вы просто ленитесь читать. Ленивый руководитель не смо­жет добиться уважения подчинённых и коллег. 

Неприятные воспоминания  

Некоторые руководители любят вспоминать только пло­хое об уволившихся сотрудниках. Но о бывших сотрудни­ках, как и о бывших женщинах, лучше говорить либо хо­рошо, либо ничего. Тогда те, кто работает у вас в компании сегодня, будут уверены, что, как бы ни сложились ваши от­ношения в дальнейшем, за их спиной не возникнет ника­ких пересудов. Ведь вы не просто работали вместе какое-то время - вы прожили определённую жизнь, дышали одним воздухом, шли к единой цели. Это нужно ценить! 

Лучше позвоните своим бывшим коллегам и узнайте, как у них дела. Или просто отправьте мейл, поздравив с днём рождения или Новым годом. Конечно, не все будут рады. Но для многих это окажется приятным сюрпризом. 

Нескромность  

Скромность украшает руководителя. Хвастаются только глупые люди. А «понты» - мол, «у меня есть, а у тебя нет» - не вызывают ничего, кроме отторжения. Хвастов­ство руководителя порождает зависть и неприязнь под­чинённых. Их мало интересует, какая у вас машина, где и насколько круто вы отдыхали, сколько стоят ваши часы и т.д. Их интересует одно - сколько денег они принесут домой в конце месяца. Об успешных людях говорят их дела и отношение к окружающим

Хвастовство и «понты» - самый лёгкий способ постро­ить непреодолимый барьер между руководителем и под­чинёнными. Будьте готовы к тому, что завидующие вам люди станут действовать против вас. Они расставят на ва­шем пути непредвиденные препятствия. 

Возможно, ваши сотрудники не показывают свою зависть - но не принимайте их безразличие за чистую монету. Читайте между строк: примечайте критику, шу­шуканье за спиной, пущенные вскользь саркастические замечания. Чрезмерные восхваления - также верный признак того, что за спиной вас поливают грязью, под­готавливая падение. А ведь во всём виноваты вы сами. 

Невежество  

Как говорил американский юморист и мультипликатор Дон Херолд, «доказывать свою образованность приходится долго, зато своё невежество можно продемонстрировать сразу». 

Если руководитель не может блеснуть эрудицией, он должен уметь это скрывать. Помните: вы нанимаете лю­дей, чтобы восполнить пробелы в ваших знаниях и навыках. Никто не может знать и уметь всего. На то и созда­ются команды из профессионалов разных специальностей. И не нужно извиняться за то, что вы чего-то не знаете или не понимаете: вы сделали главное - собрали команду профессионалов, которые получают от вас вознагражде­ние в том числе и за то, что компенсируют имеющиеся у вас пробелы. 

Подробнее о качествах, необходимых лидеру и собственнику бизнесу, читайте в книге Мурата Тургунова «Первый после бога. Не будьте просто начальником».

Ничего личного 

Читайте также:

Люди как ресурс: как помочь сотрудникам работать лучше.
«Жёсткий менеджмент»: как убить в себе жалость к сотрудникам.
Особый подход: как эффективно управлять творческими сотрудниками.

 

25 сентября 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов