У Натальи Одеговой было стабильное и статусное место работы – представительство транснациональной корпорации Mars Inc. Того самого гиганта, который производит и продаёт по всему миру такие бренды, как Mars, Snickers, Pedigree, Uncle Ben’s, Twix и многие другие. Должность Натальи помимо хорошей зарплаты и премий подразумевала и отличный соцпакет - служебный автомобиль, оплаченное медицинское обслуживание и т.д. Но в один прекрасный момент она покинула борт этого трансатлантического лайнера, чтобы пуститься в самостоятельное плавание. О том, почему она ушла из найма в предпринимательство и как устроен её тренинг-центр, Наталья Одегова рассказала порталу Biz360.ru.
Наталья Одегова, 36 лет, предприниматель из Новосибирска; основатель и руководитель онлайн-тренинг-центра
1day1step.ru. По первому образованию - биохимик. Около 9 лет проработала в корпорации Mars Inc, сначала - сотрудником отела продаж, впоследствии – бизнес-тренером. В 2010 году запустила проект 1day1step – сервис, с помощью которого можно получить новую онлайн-профессию. В работе над проектом активно участвует и муж Натальи – Леонид Одегов. Супруги-предприниматели воспитывают двоих детей.
Как правило, крупная компания - это такое невероятно комфортное гнездо, из которого страшно вылететь в открытый мир. Но всё оказалось не так драматично – это был хороший опыт жизни вне матрицы. Я пришла в Mars в 2001-м году, официально уволилась в 2012-м, уже будучи в декрете. Почему я ушла? В Новосибирске было не так много возможностей для роста внутри компании, а переезд в Москву со всей семьёй - это серьезное падение уровня жизни. Вторая причина была в том, что мне уже сложно было совмещать детей и рабочий график с командировками. И я задумалась о своём деле.
Несмотря на то, что корпоративный университет компании Mars был признан лучшим в России, когда я там работала, меня, как тренера, удручало, что эффективность образовательных технологий не так высока, как могла бы: далеко не все полученные знания реализовывались на практике. Мне же всё время хотелось их «заземлить», внедрить в жизнь незамедлительно. Этот опыт очень помог мне в собственном тренинг-центре, где все полученные знания сразу же отрабатываются на реальных рабочих задачах.
Первый шаг из компании я сделала, когда пошла на обучение коучингу. Очень важным стало не растерять полученные навыки. Я понимала, что если не буду использовать в реальной практике с клиентами полученные знания, то они уйдут, не попрощавшись. А деньги за обучение - очень приличные, кстати - будут потрачены зря.
Одна из главных вещей, чему я научилась, - привлекать клиентов через интернет. Мои первые клиенты были не только из России, но и из Австралии и Голландии, и это действительно классно, когда ты понимаешь, что для профессионала нет границ. Это была моя первая практика, и хотя было сложно (я проводила коуч-сессии в основном с 5 до 6 утра, поскольку рабочий день в Mars начинался в 8.30), я вспоминаю это время с удовольствием.
Пусть это объективно был очень маленький шаг за пределы компании, но психологически это было очень значимо. Решиться уйти и открыть свой бизнес намного проще, когда уже что-то получается и есть первые клиенты.
Основная задача нашего тренинг-центра - это найти качественных тренеров-практиков в востребованных удалённых профессиях и обеспечить им учеников. В нашей линейке такие курсы, как «Специалист по таргетированной рекламе», «Продвижение в Instagram», «Реклама в Facebook», «Вёрстка сайтов с нуля» и т.д. Занятия проходят в формате вебинаров, индивидуальных консультаций и скайп-чатов, продолжительность курса – от двух недель до трех месяцев.
Цена курса от 5 до 15 тысяч рублей, из этих денег мы оплачиваем службы поддержки, услуги сервисов (вебинарный сервис, хостинг, рассылки и т.д.), платим налоги, зарплату команде, вознаграждение тренеру.
В нашей команде около 25 человек: это тренеры, отдел поддержки, руководители. Все они работают онлайн; двое находятся в Новосибирске, остальные - в разных городах и странах. Поскольку работаем «вбелую», наши сотрудники зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.
Основные инструменты маркетинга - это «сарафанное радио», партнёрские продажи, контекстная реклама, реклама в социальных сетях. Мы хорошо умеем всем этим пользоваться, поскольку сами этому учим.
У тренинг-центра 1day1step в социальной сети «Вконтакте» более 49 тысяч подписчиков. На email-рассылку проекта подписаны 150 тысяч человек.
Недавно просматривала старые страницы, которые мы использовали в 2011-2012 годах, и очень бросается в глаза, что раньше не было таких высоких требований к дизайну как сейчас, всё можно было сделать буквально «на коленке», самостоятельно. Сейчас люди хотят видеть дизайн - это тоже стоит денег.
Мы запускали бизнес на собственные сбережения, принципиальной позицией было не привлекать инвесторов. Важно было сразу начать зарабатывать, чтобы реинвестировать обратно в проект.
Самые серьёзные затраты у нас - разработка собственной LMS (Learning Management System) и прочие капиталоёмкие для нашего бизнеса вещи. Сейчас, если мы берёмся за запуск нового тренинга - это оборот в сотни тысяч рублей; окончательная смета зависит от статуса тренера, от его известности, релевантности темы тренинга нашей аудитории.
Потом этот тренинг остается в линейке, и продажи продолжаются до тех пор, пока тренинг актуален и пока тренер готов оказывать поддержку ученикам – проводить поддерживающие вебинары, отвечать на вопросы, проверять домашние задания и т.д.
Оборот бизнеса складывается из запусков новых тренингов и продаж тех, которые уже в линейке. Основной фокус сейчас на том, чтобы больше продавалось тренингов «на автомате», так как каждый запуск - это очень много работы полноценной команды. У нас было время, когда мы делали по 2-3 запуска в месяц, но потом перестали, так как совершенно не успевали жить. Сегодня мы нашли некий баланс - сейчас у нас около 10 постоянно действующих программ, которые обеспечивают 60-80% оборота.
Когда мы берём человека на обучение, то, как говорится, справки не требуем; так что непонятно, насколько он окажется способен, мотивирован и трудолюбив. Но это наш ученик, и по окончанию он будет рассказывать, что учился у нас. И если окажется слабым специалистом, никто не станет разбираться, почему это произошло - из-за отсутствия способностей, лени, или потому, что мы плохо научили. Чтобы минимизировать этот репутационный риск, у нас введена довольно жёсткая система проверки результативности обучения.
Ещё есть риск, что человек выбрал не тот курс, неправильно оценив свои способности и природные склонности. Чтобы помочь определиться, мы запустили тест по профориентации с конкретными вакансиями.
Также мы, как можем, боремся с главной бедой фрилансеров – отсутствием самоорганизации. Так как срок, за который нужно пройти курс, ограничен, сертификат может получить только тот человек, который сделал всё вовремя.
Все ученики проходят обучение, работая над реальным проектом, так мы избегаем повсеместной болезни «оторванности» обучения от рабочих задач. С первого дня мы помогаем ученикам найти реальный проект - с помощью нашей базы заказчиков assistor.ru и ещё более чем десятком способов (форумы предпринимателей, онлайн-сервисы и т.д.).
Весь наш бизнес- это череда проб и ошибок. Были курсы, которые мы запускали и быстро понимали, что тема не интересна. Какие-то проводили, а если случалось всего 2-3 продажи - либо возвращали деньги, либо заменяли индивидуальной работой.
В основном это случалось при «шагах в сторону»: когда пытались делать курсы не по профессиям, а о чём-то другом - по снижению веса (это актуально для сидячей работы фрилансера) или по английскому языку (тоже важная тема, так как заработок фрилансера на зарубежных проектах в несколько раз выше). Продажи в этих случаях были слабые: или аудитория привыкла от нас ждать определённых тематик, или тренеры были не настолько известны. В итоге мы оставили свою специализацию - обучение онлайн-профессиям, в ней и работаем.
И, напротив, очень удачными считаю идеи мужа - Леонида Одегова. Одна из них - сделать биржу для удаленных сотрудников assistor.ru, на которой они находят заказы - ею пользуются наши студенты и выпускники. Ещё одна его идея - проведение ежегодных благотворительных акций, которые оказались очень результативными; благодаря им мы передали больше 500 тысяч рублей в благотворительные фонды.
Со мной в бизнесе муж, и я ему очень благодарна за это, поскольку отыскать партнёра по бизнесу – это большая и сложная история. Мне удалось найти того, кто дополняет меня, а не конкурирует и при этом нам нечего делить по финансам.
Сейчас уже есть ощущение, что проект состоялся - прошёл период, когда мы всей командой «молотили» с утра до ночи. Теперь уже можем позволить себе просто жить и работать, а не убиваться над каждым проектом. Мы всей семьёй ездим в путешествия, любим поездки на фестивали авторской песни. У нас двое сыновей - 11 и 5 лет, разумеется, у детей много кружков и развивающий занятий. Мне очень интересно открывать их как личностей, вместе искать увлечения, помогать развиваться в выбранном направлении.
Сейчас я активно изучаю тему работы человеческого мозга, счастья, позитивной психологии. Посещаю лекции на эту тему, учусь на Coursera. Конечно, хочу сделать из этого практический курс - как человеку осознанно прожить более счастливую жизнь.
Интересно, что счастье лишь частично зависит от уровня доходов, в основном же удовольствие от жизни - это результат целенаправленного внимания. Сейчас наука о счастье - это предмет пристального внимания учёных, которые проводят эксперименты, исследования и за этим очень интересно наблюдать. И, конечно, очень хочется сделать из этого практический, нужный людям курс.
Как я уже говорила, образование для меня - это история не про информацию, а про действия.
Как устроен онлайн-сервис переводов сайтов и мобильных приложений.
Как устроен сервис виртуальных туров по городам и заведениям.
Как устроен онлайн-конструктор документов.