Озарение, точный расчёт или собственные потребности: как найти перспективную идею для бизнеса

Прочтёте за 4 мин.

Несколько наблюдений из книги Владимира Смеркиса «Силиконовые дали»

Каждая компания начинается с бизнес-идеи, которую по каким-то причинам решает воплотить основатель проекта. Зачастую всё дело в том, что он не мог решить какую-то собственную потребительскую проблему или был недоволен ценой уже существующего продукта. Предприниматель и инвестор Владимир Смеркис в своей книге «Силиконовые дали» описывает, как у основателей разных компаний возникали идеи их проектов. С разрешения издательства «Альпина PRO» мы публикуем фрагмент из неё, посвящённый возникновению бизнес-идей.

Силиконовые дали 

Бизнес начинается с идеи

Любой стартап начинается с идеи – что я собираюсь сделать? какую проблему решить? Далеко не любая идея может найти своё воплощение – и далеко не всегда это связано с качеством идеи. Идея может появиться слишком рано, когда к ней не готова аудитория. Идея может возникнуть слишком поздно, и рынок уже будет занят аналогичными продуктами или услугами, с которыми сложно конкурировать. 

Но может быть и так, что даже многочисленные продукты и услуги, работающие, казалось бы, не то что на одном рынке, но даже в одной рыночной нише, не решают ту или иную проблему потребителя. Разберёмся, что мотивирует предпринимателей начать бизнес. 

Не устраивает цена существующих предложений

Прекрасный пример рождения успешного бизнеса из точно идентифицированной острой боли потребителя – компания inDriver. В официальной истории компании сказано: «inDriver появился в Якутске, самом холодном городе самой холодной страны мира – России. В 2012 году в новогодние каникулы температура опустилась ниже -42°C. В этот момент службы такси в один день подняли цены в полтора раза. Тогда на волне народного возмущения студенты создали группу «Независимые водители» (Independent drivers, indrivers)... Так появился inDriver, с первого дня противостоящий диктату централизованных служб и сервисов такси». 

Егор Фёдоров, директор по маркетингу сервиса inDriver, подчёркивает: «Инновации могут быть сосредоточены в подходе, процессе, идее... Человек сам предлагает стоимость за поездку, и водитель выбирает, хочет он за эту сумму ехать или нет. Эта схема работает в обе стороны: не только пассажир предлагает стоимость, но и водитель вправе выбирать, какой заказ ему интересно выполнять». 

Опыт применения новой услуги показал, что она успешно конкурирует с многочисленными существующими такси-сервисами в сфере продолжительных поездок, для которых оперативность подачи в 3-5 минут несущественна, а снижение стоимости поездки на 30-40%, напротив, очень существенно. 

Ценовой фактор может служить впечатляющей мотивацией – особенно если существует некая традиционная проблема аудитории, которая стала притчей во языцех, как постоянные переплаты при обслуживании в автотехцентрах. Именно из-за такой многолетней «боли» Владислав Матчин основал онлайн-платформу ремонта и обслуживания автомобилей YEZ.RU

«Автомобилист может зайти на сайт, выбрать свой автомобиль, необходимые услуги, мгновенно увидеть их стоимость и записаться в понравившийся автотехцентр на удобную дату и время, – объясняет Владислав. И рассказывает, в чем заключалась его «боль» и мотивация, – На протяжении последних 10 лет у меня были проблемы при обращении в автотехцентры – это навязывание ненужных работ, завышенная стоимость деталей и услуг, поддельные запчасти. В какой-то момент я посмотрел на рынок и понял, что я такой не один. По статистике, не менее 70% автовладельцев испытывают проблемы при обращении в автотехцентр. При этом сама отрасль огромная, более 30 млрд. долларов». 

Не менее острой потребностью может быть доставка вещей, которые невозможно или слишком дорого получить по обычным каналам. Дарья Ребенок, сооснователь сервиса Grabr, который позволяет одним получить любую вещь или товар из-за границы, а другим заработать на доставке этих товаров, рассказала о том, что к идее сервиса она вместе со своим мужем пришла из личного опыта. 

«Когда мы куда-то ездили и возвращались в Россию, то у нас всегда был дополнительный чемодан вещей, которые мы везли друзьям и родственникам, потому что хотелось помочь или привезти что-то классное, – говорит Дарья. – Исходя из понимания, как движутся путешественники по всему миру, мы смогли соединить путешественников с покупателями, чтобы дать возможность одним получить какие-то вещицы или купить что-то подешевле, а другим – заработать на путешествии, довозя эти товары». 

Не нашли на рынке продукт, который был нужен самим

Кирилл Родин, сооснователь и директор по маркетингу «Кухни на районе», вспоминает: «Началось всё с нашей личной боли. Проект развивался, по сути, от желания Алексея Колесникова, Олега Козырева, Антона Лозина и других коллег, которым надоели заведения с вечными бизнес-ланчами. Хотелось чего-то другого. Но доставка – это пицца и суши. И ты оказываешься в лимбе, между адом и раем, между доставкой и бизнес-ланчем – а тебе нужно что-то между. На самом деле появилось желание есть просто еду». 

Сергей Жуков, солист группы «Руки вверх», основал собственный проект «Любовь и сладости» (ранее известный как Cupcake Story), потому что ему не понравились чужие кондитерские изделия, сделанные на заказ. 

«Однажды у нашей дочери был день рождения, – рассказал мне Сергей. – Мы решили заказать ей в детский садик новомодные на тот момент капкейки, подумали, что это будет удобно: каждый ребёнок возьмёт свой, не будут резать торт, ножа не нужно. Мы заказали, и, в общем-то, они выглядели даже ничего. Но когда мы посмотрели, что дети, откусив по кусочку, ставили их рядком на место, мы тоже попробовали и, выплюнув, поставили рядышком – есть было нереально. Я сказал жене: «Регина, я бы лучше дома сам испёк, вот честно»... И вот тут-то эта искра и пробежала. 

Мы решили, если мы можем делать это хорошо, уж точно лучше того, что купили – а купили мы это задорого, не в самой плохой московской кондитерской, – то почему бы не взять и не попробовать сделать это самим? Но сделать уже так, как нужно, как по нашему родительскому пониманию вкусно, полезно, красиво. И вот такой маленький эксперимент вылился в большую компанию». 

Сделать то, за что не возьмётся корпорация

Чтобы создать новый бизнес, фаундеру стартапа часто приходится покидать корпорацию, в которой он вырос как профессионал. Основатели «Модульбанка» создали цифровой банк для малого и среднего бизнеса самостоятельно потому, что понимали: это не удастся сделать в рамках крупного банка. 

«Мы достаточно долго работали в крупных банках России – в «Уралсибе» и «Сбербанке», – рассказали мне Олег Лагута и Яков Новиков. – И в один из моментов поняли, что крупному банку очень сложно реализовать что-то новое, высокотехнологичное: для этого требуется много времени, много ресурсов, большие затраты на перевод клиентов и их обучение при огромной клиентской базе. Мы начали искать инвестора, чтобы сделать новый высокотехнологичный банк для предпринимателей – для тех, самых маленьких, кто ведёт сам бизнес и работает на себя». 

Но можно создать свой «стартап» и внутри корпорации. Руслан Микитюк, директор по развитию отраслевого решения «1С:Фитнес клуб», говорит, что, поскольку «1С: Предприятие» – платформа, которая позволяет писать на своей базе продукты для любой отрасли, для создания очередного продукта можно было выбрать любую неохваченную индустрию. 

«Однажды наш сотрудник, который посещал фитнес-клуб, предложил создать решение для этой индустрии. Мы согласились, выделили ему программиста, бюджет – и забыли про него. Это было в конце 2007 года. В начале 2008 года нам был презентован продукт, после этого случился кризис, и наши разработчики вместе с этим человеком уволились. Мы получили продукт, который для нас оказался «чёрным ящиком», и этот «чёрный ящик» неожиданно купили десять фитнес-клубов». 

Осознать бизнес-проблемы

Сергею Полянскому, сооснователю и совладельцу сервиса приема и оформления онлайн-платежей Robokassa, и Татьяне Глазачевой, исполнительному директору сервиса, удалось обнаружить нужный тренд, находясь в соседней рыночной нише. 

«Сервис начинался как проект по обмену электронных денег в интернете. Мы «поймали» тренд, увидев, что предприниматели стали обращать внимание на интернет, начали открывать магазины. И нам показалось, что гораздо более интересным сервисом будет не просто обмен электронных денег, а построение сервиса, позволяющего магазину, заключив один-единственный договор с нами, принимать все виды электронных платежей и получать традиционные деньги на свой расчётный счет в банке, не зная при этом технологии, природы этих электронных денег». 

Основатель платформы интернет-платежей CloudPayments Дмитрий Спиридонов рассказывает о том, как исходная идея сервиса позволила ему отстроиться от конкурентов. 

«Мы появились в 2004 году и сделали ставку на технологии. В то время система оплаты в интернете выглядела следующим образом: нажимаешь кнопочку «Оплатить», и тебе приходит редирект, переход на платёжную страницу – на банковский шлюз. Мы пересмотрели эту концепцию и стали продвигать на рынок одними из первых виджет, коробочную версию». 

Александра Дорофеева, основатель продюсерского центра онлайн-образования MyProduce, тоже ведёт историю своего сервиса от осознания бизнес-проблемы. 

«Мы вместе с моим партнёром Алексеем Соловьёвым, венчурным инвестором, провели исследование рынка онлайн- образования и решили сделать «барометр» онлайн-образования, чтобы изучить портрет основателей. Рынку, во-первых, не хватает этой информации, во-вторых, многие основатели онлайн-школ не понимают, где они находятся с точки зрения оборота, выручки, которая может быть у них в будущем. Это подтолкнуло меня к идее делать исследования, основная цель которых в том, чтобы основатели онлайн-школ увидели, что происходит в других онлайн-школах». 

Не спешить с реализацией идеи

Исследование рынка – важная часть подготовки продукта или услуги к выпуску, но, как показывает практика, она немного похожа на прогноз погоды. Получить верное предсказание объёма активной аудитории значительно тяжелее, чем впоследствии объяснить, почему она приняла или не приняла продукт. 

Вместо того, чтобы вкладывать значительные усилия, время и средства в детальное исследование рынка, который к тому же меняется в реальном масштабе времени, стоит сделать экспресс-исследование и создать MVP – minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт. 

Подробнее о запуске цифрового стартапа читайте в книге Владимира Смеркиса «Силиконовые дали».

 Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

26 августа 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов