Как найти идею для бизнеса, находясь в декрете

Прочтёте за 3 мин.

Пять результативных рекомендаций от Анны Ланской

IT-инструменты, которые использует Анна Ланская

  • 1С:Бухгалтерия
  • Trello
  • Instagram

Многие женщины после декретного отпуска не возвращаются в найм, а начинают собственный бизнес. Молодых мам привлекает не только возможность заработка во время и после декрета, но также самореализация и роскошь самой управлять своим временем. Но с чего начать? И как придумать бизнес-идею, которая будет востребована? Об этом в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала серийный предприниматель Анна Ланская.

Досье

Анна Ланская, серийный предприниматель, бизнес-ментор, спикер Synergy Woman Forum. За 12 лет открыла восемь бизнесов. В настоящий момент владеет и управляет компанией по переработке вторсырья  «ЛомТранс» с оборотом 400 млн. рублей в год. Основатель инвест-клуба  «Ментор СПб», сооснователь курсов  «Инвестиции в квадратные метры».

Анна Ланская

Из найма – в собственный бизнес

Управленческий опыт я получила ещё до рождения ребёнка. Несколько лет работала администратором, а затем управляющей в салоне красоты, и в 2007 году владелец предложил мне стать партнёром по бизнесу. Я взяла несколько кредитов, вошла в долю, но через три года компаньон обманул меня, лишил всех денег и даже сжёг две машины.

Чтобы расплатиться с долгами, пришлось вернуться в найм. Однако мысль о собственном деле меня не покидала: я искала помещение, откладывала деньги и, в конце концов, открыла свой салон красоты. Бизнес быстро рос, за одним салоном последовал второй, но когда встал вопрос о дальнейшем масштабировании, я поняла, что хочу попробовать себя в чём-то ином.

Мне было 27 лет, я вышла замуж и родила дочку. Именно тогда, во время декретного отпуска в 2014 году, я начала генерировать идеи новых бизнесов (среди которых были интернет-магазин и строительная компания), открывать компании, доводить их до ума, «упаковывать» и продавать.

Многие женщины, находясь в декретном отпуске, хотели бы начать свой бизнес, но не все могут сгенерировать удачную бизнес-идею. Вот несколько рекомендаций по поиску бизнес-идеи, которые помогут определиться, в каком направлении двигаться.

Способ первый: оттолкнитесь от проблемы

Не стоит «придумывать» бизнес на пустом месте: возьмите за его основу решение какой-либо наболевшей проблемы - своей, подруг, других молодых родителей. Не стоит открывать очередной магазин детской одежды или игрушек. Подумайте, чего вам не хватает в продуктах, которыми вы пользуетесь, что можно сделать лучше.

Помните о «красных океанах» - занятых нишах в бизнесе с высокой конкуренцией, чаще всего это уже сложившиеся «старые» рынки. Ищите «голубые океаны» - неохваченные конкурентами ниши, не сложившиеся рынки или рынки с малым количеством предложений товаров и услуг.

Не стоит в начале своего предпринимательского пути сразу думать о бизнесе с большим количеством продуктов, для начала найдите товар-локомотив или уникальный продукт (не забывайте также про сервис и преимущество по цене).

Есть множество историй о том, как молодые мамы начали производить то, чего не могли купить сами: слинги ручной работы, кроватки с выдвижными бортиками или шоколадные конфеты с необычными вкусами для беременных.

Старайтесь отталкиваться не только от своих представлений о чужих проблемах, идите «в поле», проведите интервью, где вы будете только слушать и задавать вопросы. Никогда не спрашивайте, нравится ли окружающим ваша идея, готовы ли они её купить. Узнайте их прошлый опыт: как они в итоге решали конкретную наболевшую проблему, в чём сложность. Задача - собрать инсайты, идеи, которые помогут выбрать действительно нужный рынку продукт. И, конечно, ищите продукты или услуги, за которые люди готовы платить.

Способ второй: адаптируйте иностранную бизнес-идею

В поисках подходящей идеи читайте англоязычные книги о бизнесе, статьи, а в идеале - общайтесь с предпринимателями из других стран через интернет. Они могут рассказать, какой рынок сейчас на подъёме в их стране и навести вас на мысли о том, как воспользоваться тем же трендом в России.

Например, за границей бизнес-профессии, связанные со сферой недвижимости, попадали в топ-5 соответствующих рейтингов. Я практиковала свой английский, общалась с разными людьми, и они-то и натолкнули меня на новую бизнес-идею. И на сегодняшний день я занимаюсь инвестициями в коммерческую недвижимость в Санкт-Петербурге.

Российский бизнес-рынок очень молод, многие ниши не развиты, многие продукты и услуги, с одной стороны, реализуются быстрее, чем в других странах (например, инновации в банковской сфере), с другой - очень запаздывают. Почитайте вдохновляющие истории стартапов, которые открыли молодые родители за границей.

Например, американская компания Owlet производит «умные» носочки для младенцев, которые измеряют сердцебиение и уровень кислорода в крови. Так, адаптируя уже реализованную где-то идею, можно избежать риска запуска заведомо провального продукта, ведь она была уже протестирована на другом рынке. Помните, не любая популярная за границей бизнес-идея будет иметь успех в вашей стране, старайтесь учитывать культурные особенности, историю и уровень развития своего региона.

Способ третий: чтобы найти бизнес-идею, нужно найти себя

Уход за ребёнком отнимает много времени и сил, а бизнес требует не меньше ресурсов. Дело будет успешным, только если вы будете им по-настоящему гореть, а для этого нужно чётко понимать, зачем вы им занимаетесь. 

Люди, которые приходят в бизнес очень часто ищут ответы на вопрос «кто я?» и «каково моё предназначение?» Да, большинство из нас хотят повысить свой уровень дохода, но это не единственная цель. Мы ищем способы самореализации.

Чтобы определиться с тем, чего вы хотите в жизни и что можете сделать для других людей, рекомендую воспользоваться японской концепцией икигай. Для этого нужно составить круговую диаграмму. В первом круге выпишите то, что вы любите делать, во втором – то, что умеете делать хорошо, в третьем – то, за что вам платят, а в четвёртом – то, в чём нуждаются люди. На пересечении четырёх кругов и будут располагаться ключевые компетенции, которые помогут вам определиться с миссией и призванием.

Способ четвёртый: обращайтесь за советом к опытным предпринимателям

Если у вас есть возможность хотя бы несколько часов в день посвящать себе, а не только уходу за ребёнком, ищите любую профессиональную помощь, которую только можете получить, со стороны других предпринимателей, менторов, наставников. Их опыт поможет уберечься от множества ошибок на начальных этапах построения бизнеса.

Найдите компанию таких же горящих идеей семейных людей, проведите мастермайнд - совместный анализ, брейншторм, обменяйтесь опытом и идеями, задайте наболевшие вопросы и помогите заодно другим.

Но возникает резонный вопрос: где и как обзавестись таким кругом общения, если ты мама в декрете? Хороший вариант - попробовать пройти образовательные программы или курсы.

Например, в ноябре 2020 года московский центр занятости «Моя карьера» совместно с брендом «ФрутоНяня» запустил онлайн-программу «Свобода. Ответственность. Доход» для родителей, которые хотят открыть своё дело и повысить уровень дохода. В рамках интенсивного обучения и практик под руководством профессиональных экспертов участники постигают азы предпринимательства, узнают, как найти идею для своего бизнеса, привлечь клиентов и продвинуть свой продукт.  

Совет пятый: найдите бизнес-партнёра

Несмотря на то, что я поначалу получила негативный опыт партнёрства, сегодня я по-прежнему считаю, что строить бизнес вместе с кем-то гораздо проще, надёжнее и эффективнее, чем в одиночку. Просто постарайтесь изначально защитить себя - подпишите понятийное соглашение с партнёром, познакомьтесь поближе, изучите ценности друга друга.

Компаньон сможет привнести в ваш бизнес новые уникальные знания и навыки, которых нет у вас, вы будете компенсировать слабые стороны и дополнять друг друга, тем самым быстрее совместно развиваться. И идею вдвоём зачастую придумать проще, чем одному.

В 2016 году меня пригласили войти в бизнес по закупке и реализации вторсырья. Я открыто озвучила свои страхи и сомнения, мы их обсудили, договорились о сферах ответственности - и до сих пор являемся равноправными партнёрами со стабильным бизнесом.

Также параллельно я развиваю бизнес-клуб на равных с партнёром. В клубе 250 предпринимателей, с которыми мы ежемесячно встречаемся и делимся опытом. Все эти проекты успешно существуют и развиваются только потому, что однажды я стала открытой для сотрудничества. Поэтому не бойтесь работать с партнёром, который сможет улучшить ваше дело и вывести его на новый уровень.

Анна Ланская

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал,  страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

 

21 декабря 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов