Переходим на «ты»: почему современные компании отказываются от строгой иерархии

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд Григория Полкана

IT-инструменты, которые использует Григорий Полкан

  • Trello
  • Notion
  • Telegram
  • YouTube
  • Консультант+

Последние несколько лет в бизнесе набирает популярность человекоцентричность. Многие компании осознают, что их самый ценный актив – сотрудники. Это находит отражение не только во взаимоотношениях между коллегами, но и в общей философии управления, где признание индивидуальности и ценности каждого человека становится ключевым аспектом успешной деятельности компании. О том, какое место в этом процессе занимает переход на менее формальное общение, порталу Biz360.ru рассказал Григорий Полкан, генеральный директор агентства Demis Group.

Досье

Григорий Полкан – генеральный директор маркетингового агентства  Demis Group. Член Ассоциации независимых директоров, резидент и амбассадор бизнес-клуба «Атланты», сооснователь GR-клуба «Сеть лидеров». Окончил РАНХиГС, опыт работы на управленческих топ-позициях – свыше 20 лет. В штате Demis Group – порядка 700 сотрудников, офисы компании находятся в четырёх городах России.

Григорий Полкан

Два мира, два образа жизни  

На самом деле в такой трансформации нет ничего удивительного. Опустим риторику о заимствовании неформального общения у западных бизнес-партнёров, ведь у перехода сотрудников компаний на «ты» есть и внутренние причины. 

По данным исследований HeadHunter и моим личным наблюдениям, сделанным при общении с различными представителями бизнеса, почти в 40% компаний используют обращение на «ты» – в том числе в коммуникациях с руководством. Чаще всего это компании из сферы IT, маркетинга, медиа, а также компании образовавшиеся после 2010 года. 

Ко категории организаций, где коммуникации остаются консервативными, относятся крупные структуры с традиционной корпоративной культурой: промышленные предприятия, компании сферы сельского хозяйства, банковские структуры и т.д. 

Такое разделение вполне понятно. Крупные корпорации, образовавшиеся ещё в СССР и имеющие тесные связи с государственными структурами, часто сохраняют укоренившиеся традиции и жёсткую иерархическую структуру. Для них формальное обращение служит не только символом профессионализма, но и способом поддержания порядка и субординации. 

Молодое поколение предпочитает неформальность

Однако это разделение сигнализирует о нарастающей проблеме. Молодые специалисты в России, особенно поколение Z (люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы), предпочитают рабочую среду, которая способствует креативности, самореализации и вовлечённости в принятие решений. Они ищут компании, где ценятся их идеи и вклад, где они могут свободно общаться с коллегами и руководством, не чувствуя давления жёсткой иерархии. 

Чем больше молодых специалистов работает в компании на разных уровнях, тем более свободная форма общения там принята, даже если только на уровне коллег. Отчасти поэтому такие специалисты зачастую предпочитают компании из первой группы. 

При таком раскладе корпорации рискуют потерять талантливую молодёжь, способную привнести новые идеи и подходы. Им становится всё труднее конкурировать за молодых специалистов с более гибкими новыми компаниями, которые предлагают не только современные условия работы, но и культуру, основанную на открытости и взаимном уважении. В результате во многих корпорациях практически отсутствует внутренний драйвер изменений в лице молодых специалистов. 

Но не нужно заблуждаться. Переход на «ты» – это лишь следствие глубинных трансформаций корпоративной культуры компаний. К тому же между открытостью и панибратством существует тонкая грань. 

Общение на «ты» - не значит панибратство

Мне часто приходилось слышать мнение, что неформальное общение в компании – это признак её незрелости. И в итоге такая коммуникация приведёт к панибратству и даже саботированию бизнес-процесов. 

На самом деле открытая и свободная коммуникация никак не может считаться признаком пренебрежения. Ведь есть большая разница между обращениями «Слышь, Макс, когда уже будут готовы данные по запросу?» и «Максим, готовы ли данные, которые я запрашивал?» 

На основании своего опыта и опыта моих многочисленных коллег, чей оборот в бизнесе превышает 1 млрд. рублей, могу с уверенностью говорить, что открытая и свободная коммуникация может значительно повысить эффективность работы. 

В условиях неформального общения информация передаётся быстрее и эффективнее. Сотрудники не боятся обращаться к руководству с вопросами и предложениями. Например, у нас в Demis Group с момента основания принято обращение на «ты» даже к генеральному директору. За более чем 20 лет существования агентства это не привело к негативным последствиям. Наоборот, благодаря отсутствию гипердистанцирования топ-менеджмент всегда остаётся в потоке. 

Я могу спокойно зайти, например, в отдел аккаунтинга, поговорить с ребятами, выслушать их проблемы, поддержать. Более того, любой сотрудник может прислать мне письмо с предложением изменений или вопросом, на которое я обязательно отвечу. А если предложения действительно способны принести пользу компании, то они будут внедрены. 

Так, за год в нашей компании сотрудники подают более 800 предложений по улучшению бизнес-процессов, запуску новых или улучшению текущих услуг и даже по созданию новых направлений бизнеса. При этом до реализации доходит около 60% идей. И такой подход спокойно соседствует с иерархической системой управления, помогая преодолевать отдельные вспышки бюрократии на местах и ускоряя принятие отдельных решений. В конечном итоге всё зависит от корпоративной культуры и правил, выстроенных в компании. 

Баланс формального и неформального

У нас в агентстве баланс реализован через иерархию и субординацию. Да, любой сотрудник может написать генеральному директору, но при этом это никому не даёт права игнорировать своего непосредственного руководителя или общаться с ним неуважительно. Такая структура позволяет поддерживать порядок и эффективность, обеспечивая соблюдение корпоративных принципов и ценностей. 

Одной из ключевых ценностей является уважение: в обращении необходимо быть вежливым, не допускать грубости, контролировать эмоции вне зависимости от статуса собеседника и времени взаимодействия. Это правило закреплено в нашем «Кодексе корпоративной этики». 

Такой подход помогает поддерживать баланс между открытостью и профессионализмом. Сотрудники могут общаться на «ты», не забывая об уважении к коллегам и руководству. Это создаёт атмосферу доверия и взаимопонимания, что особенно важно в динамичных компаниях из сферы IT и маркетинга. 

P.S.

Переход на «ты» может стать в компании важным шагом в этой трансформации, но он должен сопровождаться чёткими стандартами и уважением к личным границам. Только так можно создать гармоничную и эффективную рабочую среду, способствующую устойчивому росту и развитию компании.

Demis Group 

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

19 июля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов