Низкие объёмы венчурных инвестиций в России – одна из главных причин, по которой многие стартапы стремятся сменить юрисдикцию. И делают они это в основном через Европу, привлекающую простотой получения виз для предпринимателей и условиями ведения бизнеса. О том, когда проекту стоит задуматься о переезде, и что необходимо подготовить для этого, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель проекта Missiontech.co Алексей Поспехов.
Алексей Поспехов – 33 года, основатель проекта
Missiontech. Окончил МГУПИ, где изучал IT-маркетинг. В 2019 году прошёл образовательную программу European Startup Ecosystem Builders от EU Startups. Развивал самые разные стартап-проекты – от первых iPad-версий журналов «Сноб» и «Большой город» до сервисов доставки. Был в числе первых получателей латвийской стартап-визы, принимал участие в улучшении законодательной базы для стартапов в Латвии. Проект Missiontech.co, помогающий стартапам с переездом в Латвию, основал в 2019 году.
Российским стартапам намного сложнее привлечь венчурные деньги (т.е. средства инвесторов), чем европейским проектам. И национальность их основателей не имеет никакого значения.
Fintech-стартапы в других странах мира развиваются преимущественно на венчурные деньги. При этом свыше 70% российских проектов живут за счёт средств своих фаундеров. Только 1% международных инвесторов готов финансировать fintech-стартапы из России.
Геополитика далеко не главная причина: российские и зарубежные инвесторы входят в стартап на разных стадиях. На Западе и в Азии это делают на ранних этапах, в России – позже (стадия seed и далее). При этом каждый четвёртый международный инвестор готов вложиться в российский стартап, если у того уже есть понятный потенциал экспансии за границей или удачная попытка выйти на зарубежный рынок.
Выход в Европу – один из самых простых способов развиваться на иностранной площадке, в том числе и с финансовой точки зрения. Особенно в сравнении с США, где высоконкурентный рынок и высокий порог входа. При этом объём инвестиций в европейские стартапы год от года растёт. В 2020 году он составил $41 млрд. – это новый рекорд.
Самые перспективные рынки – Латвия, Эстония и Литва. По данным Index Ventures, здесь сформирован наиболее благоприятный климат для предпринимателей за счёт налоговых льгот, государственного регулирования, грантов, упрощённого получения стартап-визы. В целом в Европейском союзе много акселераторов и бизнес-инкубаторов, дающих мощный старт проекту.
Первый вариант – когда речь идёт о deeptech-компании (сфера глубинных технологий, основанных на научных достижениях) или наукоёмком проекте. Ниша очень перспективная: каждый пятый «единорог» (компания, оцениваемая в $1 млрд. – прим. редакции) – это deeptech-компания. Например, Carbon (3D-печать), Magic Leap (AR/VR), DJI (робототехника), OneWeb или SpaceX (SpaceTech).
Сегодня в мире больше 9000 deeptech-проектов, и все они имеют огромное влияние на индустрию и обладают потенциалом катализировать масштабные изменения. Индустрия deeptech в целом очень активно развивается. Но в Европе это происходит быстрее, чем в России, где тот же AR/VR не привлекателен для инвестирования.
Кроме того, в Европе действуют программы и льготы для deeptech-проектов. А в целом в Евросоюзе есть специальные экономические зоны, где низкие налоги и благоприятные условия для запуска производства (площадки, инфраструктура, сервис). Например, в Литве такие зоны находятся в Клайпеде и Каунасе. Здесь отменён налог на прибыль предприятий (в течение шести лет), а также на недвижимость и дивиденды (бессрочно).
Другая перспективная ниша – fintech. Таким стартапам тоже лучше перебираться в Европу, особенно если они действуют в сегменте необанков (банки, которые существуют практически в digital-формате). В России этого попросту нет: есть мобильный банкинг, онлайн-бухгалтерия, но они не относятся к fintech-проектам.
В Европе существует PSD («платёжная директива»): отдельное законодательство, которое позволяет запускать небанковские финансовые организации. Благодаря этому регуляторные требования снизились, fintech начал активно развиваться. Для стартапов в этой сфере появились хорошие условия. Хотя, безусловно, проникновение fintech-услуг в России выше, чем в ЕС – нас обгоняют только Китай и Индия.
В целом, любые инновационные модели сейчас проще запускать в Европе, потому что ограничений там меньше, чем в России. На уровне Евросоюза были приняты директивы PSD и PSD2, которые приравняли небанковские финансовые организации к банкам. То есть все страны следуют одному законодательству, пусть и с определёнными поправками в каждой.
Это дало огромный толчок к развитию всей fintech-индустрии, которая стала лидером по количеству получаемых денег. Аналогичный пример с космосом, по которому в Европе нет таких ограничений, как в России. Например, не нужна лицензия Роскосмоса.
Тем, кто запускает B2C-продукт на глобальный рынок, тоже стоит сразу перебираться в Европу. В России этот сегмент пока очень маленький и практически бесперспективный. В результате оценка B2C-стартапа здесь будет в десять раз ниже, чем в ЕС, и в несколько раз меньше, чем в США. В Европе с B2C-проектом можно сразу заходить на такие крупные рынки, как Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Великобритания. И уже после можно сдвигаться в сторону более мелких – вроде Португалии.
Последний вариант, когда стоит заходить в Европу – стартап уже твёрдо стоит на ногах (позитивный трекшн в России), понимает направление своего развития, готов к масштабированию и точно знает, как и где он будет это делать.
Не имеет никакого смысла переезжать в Европу, но оставлять производство в России или продолжать там продажи. Это никак не привлечёт новых инвесторов – основатель лишь потеряет деньги.
Если стартап работает исключительно на российском рынке или создал продукт, который не будет востребован в ЕС (или за рубежом в целом), ему незачем менять юрисдикцию. Отталкивайтесь от идеи проекта, аудитории и ниши. Не исключено, что потенциальный внутренний рынок в России окажется больше, чем в отдельно взятой европейской стране.
Другой момент – конкуренция. Если продукт – условный сервис доставки еды, точно такой же, как у десятков его конкурентов, от переезда в Европу его популярность не вырастет, и прибыль больше не станет. Напротив, есть риск, что стартап потонет в «алом океане».
Бюджет тоже необходимо учитывать при переезде. Релоцироваться без денег может только максимально инновационный продукт, способный «выстрелить» в первые недели, а таких единицы. Если денег недостаточно минимум для 6-9 месяцев жизни за рубежом и содержания команды, а также нет чёткого понимания, где и как получить инвестиции, то переезжать ещё рано.
В Европу может зайти стартап на любой стадии, но в идеале нужно приложить к идее хотя бы MVP (минимально жизнеспособный продукт). Ещё находясь в России, стоит многократно протестировать продукт на европейском рынке: изучить аудиторию, её потребности, реальную ценность вашего товара или услуги – сколько людей готовы за это платить и какую именно сумму. Кроме того, стартап должен чётко понимать, как он будет объяснять европейским потребителям, зачем им покупать его продукт.
Проще всего войти на международный рынок через Латвию: сейчас это самая открытая к стартапам страна. Здесь можно за три недели получить рабочие визы (в остальной Европе готовьтесь ждать 2-6 месяцев), быстро и дешёво протестировать гипотезы и начать продажи в другие страны.
Сам переезд обычно происходит поэтапно: это не про «сегодня собрали вещи и завтра все улетели». Сначала релоцируется core-команда (основа команды), затем остальные сотрудники.
На привлечение денег в стартап необходимо заложить 6-12 месяцев. Бюджета должно хватить, чтобы продержаться это время – развивать проект, платить сотрудникам зарплаты. Плюс закладывайте сумму на регистрацию стартапа: с услугами компании-посредника это около 9000 евро. Самостоятельно заниматься регистрацией не стоит: финансовые потери могут быть большими, потому что невозможно изучить все юридические мелочи рынка другой страны.
Часто случается, что основатели стартапа переоценивают свои силы и вынуждены возвращаться в Россию. Это нормальная история – например, у меня получилось переехать только со второго раза. Важно сделать выводы из своих ошибок – тогда будут шансы на успешную повторную попытку.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».