Время инвестиций: как в кризис привлечь в проект миллион долларов

Прочтёте за 4 мин.

Кейс от стримингового сервиса Muzlab

IT-инструменты, которые используются в проекте Muzlab

  • 1С:Бухгалтерия
  • AmoCRM
  • G Suite

Казалось бы, финансовый кризис – не лучшее время для поиска и привлечения в проект инвестиций. Но совладельцы стримингового сервиса Muzlab не стали принимать в расчёт пикирующую экономику – и в самый разгар кризиса привлекли в свой проект миллион долларов инвестиций. О том, при каких условиях целесообразно привлекать в проект внешнее финансирование и по каким критериям нужно выбирать инвестора, порталу Biz360.ru рассказал сосонователь сервиса Muzlab Виктор Христенко.

Досье

Виктор Христенко, 30 лет, сооснователь сервиса музыки для бизнеса  Muzlab. Окончил факультет бизнеса Высшей школы экономики. Занимался IT-разработкой в компаниях «В2В-центр» и «Вебинар.ру». В 2016 году вместе с Андреем Даниловым и Сергеем Ямщиковым основал в Санкт-Петербурге сервис Muzlab, обеспечивающий торговые точки, бьюти-салоны и фуд-заведения фоновой музыкой. 

Виктор Христенко

Развитие и рост проекта

Muzlab – стриминговый музыкальный сервис для магазинов, ресторанов, автосалонов и любых других мест, куда приходят за покупками. «Правильная» музыка, играющая в торговом зале, может серьёзно увеличить выручку. Для каждого клиента сервиса автоматически составляется плейлист, в котором учитывается специфика работы его заведения. Затем плейлист подстраивается под требования клиента и регулярно обновляется. 

При запуске сервиса в 2016 году мы вложили в него около 10 млн. рублей. В 2018 году привлекли инвестиции в размере 60 млн. рублей. Инвестором стал владелец девелоперской компании RBI Эдуард Тиктинский – он приобрёл 29,33% наших акций. Эти средства мы направили на разработку и продвижение своего продукта. 

Инвестиции были потрачены не напрасно: сервис Muzlab активно растёт, за 2019 год наша выручка увеличилась в пять раз. А количество клиентов за последние 6 месяцев увеличилось примерно в 2,5 раза. 

В плане развития самого продукта мы тоже очень далеко продвинулись. Считаем, что сейчас у нас лучший продукт на рынке «корпоративного» музыкального стриминга. Также за последние полгода мы собрали очень сильную команду. К нам пришли большие профессионалы с грандиозным опытом: разработчики, менеджеры, маркетологи, менеджеры по продажам. 

Одной из наших идей на 2019 год была такая - сделать так, чтобы музыкальный ряд менялся в зависимости от погоды. Это нам удалось. Мы интегрировали Muzlab с сервисом «Яндекс.Погода». Он определяет погоду в районе каждой конкретной локации, где звучит наша музыка. Наш сервис связывается с «Яндекс.Погодой» каждые 15 минут и меняет плейлист в зависимости от погоды. Настройки может установить сам клиент. Например, если дождь – музыка играет повеселее, или наоборот – лиричнее. 

Также за последние полгода мы выпустили новый личный кабинет для клиентов. Теперь пользоваться сервисом стало ещё удобнее. Мы хотим, чтобы наш продукт был так же прост в использовании, как обычные стриминговые сервисы для частных лиц типа «Яндекс.Музыки». 

Привлечение нового инвестора

В конце 2019 года мы начали думать о новом раунде инвестиций. Идею удалось реализовать в начале апреля 2020 года. К команде инвесторов присоединился известный предприниматель Михаил Перегудов. Несколько лет назад он основал сервис по доставке готовых блюд «Партия еды». Затем эту компанию выкупил «Яндекс» и назвал её «Яндекс.Шеф». Михаил возглавлял эту компанию до февраля 2020 года. 

С ним мы были знакомы достаточно давно. Кроме того, наш «основной» инвестор Эдуард Тиктинский был партнёром Михаила Перегудова по проекту «Партия еды». Помимо собственно денег, нам были очень важны компетенции инвестора. Тот же Эдуард принёс в проект не только инвестиции. Он стал в какой-то степени ментором Muzlab. С Михаилом ситуация такая же. Мы знали, что он может серьёзно усилить нашу команду. У него очень развиты компетенции в стратегии и маркетинге. Мы рассчитываем на его активное участие в развитии нашего проекта. 

У нас были и другие предложения от потенциальных инвесторов, но они нас не очень устраивали. Как только у Михаила появилось больше свободного времени, и он захотел вложиться в наш проект, мы приняли именно его предложение. В обмен на свои инвестиции он получил долю в компании в размере 3%. 

На что будет потрачен миллион долларов

Сумма инвестиций составила около 1 млн. долларов. Примерно столько денег нам требовалась по нашему инвестиционному плану, составленному в прошлом году. Их мы хотим потратить на дальнейшее улучшение нашего продукта, чтобы упрочить лидерство на рынке. 

Также эти средства пойдут на создание новых технологичных инструментов для магазинов и ресторанов. Более конкретно раскрывать планы пока не хочу – могу лишь сказать, что они не будут связаны с «фоновой» музыкой. В течение 2020 года мы представим ряд продуктов под нашим зонтичным брендом Muzlab. 

Основная задача в отношении разработки – усилить нашу рекомендательную систему. Мы хотим, чтобы у пользователей были максимально релевантные музыкальные потоки, соответствующие заведению и его целям. А главное – чтобы их было удобно и просто запускать. 

Настройка «корпоративного» плейлиста будет занимать несколько минут, а не несколько часов или дней. Пользователю будет достаточно ввести ряд параметров, чтобы получить тот плейлист, который ему нужен. В этом направлении мы уже многого достигли, но ещё многого предстоит достичь. 

Выгода для всех

Наши отношения с инвесторами можно назвать синергией. Когда люди могут создавать альянсы, что-то давать друг другу и дополнять друг друга – это приносит пользу для всех. Причём не только для нас самих, но в первую очередь для наших клиентов. Они быстрее получат продукт высочайшего уровня. 

Многие предприниматели предпочитают развиваться «на свои», не привлекая инвесторов. В этом случае развитие бизнеса идёт медленнее. Но зато его основатель владеет компанией единолично и не должен ни с кем делиться акциями. У меня логика другая: «пирог» большой, и его хватит на всех. 

Мы постоянно тестируем новые идеи и проводим опросы клиентов. Спрашиваем, где мы можем помочь, что нужно улучшить. Идей очень много, но всё упирается в реализацию. Нужны ресурсы, нужны сильные люди, способные эти идеи реализовать. Именно для этого мы и привлекаем инвестиции. 

Если честно, мы никогда не ставили перед собой цель найти инвестиции любой ценой. Мне кажется, что самое важное – делать качественные продукты, которые нужны людям. Тогда инвесторы подтянутся сами собой. На первом месте – продукт, а не «где взять деньги». А когда качественный продукт уже есть, можно думать об инвестициях. 

«Апокалипсиса нет»

Нынешняя ситуация с эпидемией коронавируса принципиального значения для нашего бизнеса не имеет. Рано или поздно всё восстановится. У меня и всей нашей команды такой настрой, что апокалипсиса нет. 

Конечно, многие наши клиенты пострадали от этих событий. У многих магазинов снизилась выручка, очень тяжело кафе и ресторанам. Поэтому мы помогаем нашим клиентам, как можем. Так, мы запустили «антикризисный плейер». До конца мая клиенты получили возможность использовать бесплатно хорошие качественные плей-листы. Мы получили десятки благодарностей от клиентов за этот шаг. Некоторые из них не могут выплатить зарплаты, и любые деньги, в том числе сэкономленные на нашем сервисе, сейчас для них имеют значение. 

В целом пока реакция наших клиентов на происходящие события меня радует. Предприниматели с остервенением бьются за свои компании и своих сотрудников. Они продают квартиры и машины, чтобы спасти бизнес. Я верю, что эти люди не сдадутся. И когда всё это закончится, они станут ещё сильнее. А у нас к этому времени появятся какие-то новые вещи, которые ещё больше улучшат клиентский сервис. 

От редакции: чем может быть полезен опыт Muzlab  

Чтобы привлечь инвестиции в действующий проект, прежде всего, должен быть качественный продукт. Именно он должен заинтересовать потенциальных партнёров, а не проработанный бизнес-план или описание перспектив роста (хотя и это тоже должно быть). 

Привлекайте внешнее финансирование не потому, что «все так делают», а в соответствии с собственным видением и планом развития. Эти деньги должны способствовать появлению новых функций или возможностей для ваших клиентов, усовершенствованию продукта. Обращаться к инвестору в момент, когда возникли проблемы с финансированием операционной деятельности – не лучшая идея. Тогда в обмен на свои средства он может требовать лучших для себя условий. 

При поиске инвестора следует руководствовать не только финансовыми перспективами сотрудничества. Выбирайте тех партнёров, которые могут кроме денег предложить проекту свою менторскую помощь и компетенции.

Biz360.ru


14 апреля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов