Если руководитель видит в членах своей команды не просто ресурсы, а личностей с их индивидуальными особенностями, то в его силах подобрать подход к каждому сотруднику и более эффективно использовать его сильные стороны. Это, в конечном счёте, пойдёт на пользу всему бизнесу и позволит избежать затрат, связанных с текучкой кадров. О том, как управлять разными типами сотрудников с учётом их индивидуальных особенностей, рассказала корпоративный тренер компании ForteGroup Вероника Лукьянчук.
Вероника Лукьянчук, корпоративный тренер компании
ForteGroup. Образование: Минский государственный лингвистический университет. Компания ForteGroup специализируется на разработке и внедрении программного обеспечения и инженерных решений для бизнеса.
Психологи выделяют различные типы личности, основанные на определённых чертах характера и особенностях поведения человека. На основании этого я определила для себя пять категорий людей, с которыми лично многократно взаимодействовала в разных компаниях. Расскажу, как, по моему мнению, эффективно ими управлять.
Требовательный к себе и результатам своей работы, чрезмерно внимательный к деталям, делает всё возможное, чтобы быть максимально вовлечённым в работу, игнорируя отвлекающие факторы. Зачастую эти люди могут неоднократно дорабатывать задачу, что может приводить к срыву сроков. Они могут чрезмерно критиковать других членов команды, так как устанавливают высокие стандарты для всех вокруг, способны видеть на несколько шагов вперёд, в связи с чем могут предотвращать возможные проблемы, никогда не бывают полностью собой довольны. Боятся провала.
Возможные трудности:
-
Малейшие преграды в работе могут стать серьёзной помехой для продуктивности.
-
Как правило, люди такого плана не рискуют, а выбирают проверенные пути и решения.
-
Их философия - «хочешь сделать идеально, сделай сам». В динамичных условиях современных проектов это может стать существенной преградой результативности.
Эффективное взаимодействие:
-
Предоставлять им задания, требующие главным образом внимательности к деталям, нежели быстроты реакций. Если у вас есть возможность выбирать, то гораздо более оптимальными заданиями для перфекциониста будут корректирование и тестирование, нежели презентация продукта, где возможны неожиданные повороты ситуации.
-
Дедлайн, дедлайн и ещё раз дедлайн. При его отсутствии каждая деталь будет доводиться до совершенства неопределённое время.
-
Хвалите и не забывайте оставлять благоприятные отзывы о работе перфекциониста. Людям этого типа очень важно чувствовать свою полезность и свой важный вклад в общее дело
-
Если ситуация позволяет, подчёркивайте, что не обязательно всё всегда должно быть идеально.
Сразу скажем, что речь пойдёт не о тех бездельниках, которые ничего не делают и которых нужно уволить за отсутствие продуктивности. Тут имеются в виду бездельники иного типа: как правило, эти сотрудники очень деятельные, они полны талантов и способностей, но по ряду причин столкнулись с кризисом и потерей мотивации. Они продолжают свою работу, но без всякого энтузиазма. Они не проявят инициативу, не будут генерировать суперидеи, не станут работать сверхурочно. Но вы-то знаете, что они могут быть продуктивными и полезными!
Возможные трудности:
-
необходимость индивидуального подхода.
-
их сложно вывести из непродуктивного состояния.
Эффективное взаимодействие:
-
Постарайтесь выявить причину их апатии. Назначьте им встречу one-to-one, где вы сможете побеседовать по душам без лишних свидетелей, чтобы узнать, чего не хватает человеку в работе.
-
Найдите способы эффективной мотивации для этих сотрудников - то, что будет их вдохновлять в работе. Здесь уже всё зависит от предыдущего пункта - причины апатии. Это может быть возможность командировки, профессионального роста, расширение круга обязанностей, более интересный проект.
Энергичный, превыше всего ставит результативность и многозадачность, стремится одновременно быть в нескольких местах, выполнять несколько ролей и совмещать несколько функций. Работать сверхурочно - обычное дело для представителей этого типа. Они спокойно выступают добровольцами, с удовольствием берутся за новую деятельность, как правило, популярны среди коллег и клиентов благодаря своему полному энтузиазма подходу к решению проблем.
Возможные трудности:
-
В силу своей энергичности «пчёлки» - не самые лучшие слушатели.
-
Они ставят количество выше качества.
-
Как правило, эти сотрудники постоянно погружены в решение чего-либо, и у них редко остаётся время на общение с коллегами.
Эффективное взаимодействие:
-
Это лучшие кандидаты на задания, которые нужно выполнить ASAP – как можно быстрее.
-
Для заданий, требующих внимательности к деталям, лучше найти другого сотрудника.
-
Принимая в расчёт их склонность к опозданиям, идеально назначать планёрки и встречи с представителями этой категории на 10 минут раньше положенного часа.
Старается осчастливить всех вокруг, экстраверт, получает удовлетворение от возможности быть полезным другим. Эти люди готовы оказать услугу или предоставить помощь безвозмездно, порой даже в ущерб себе, не всегда стрессоустойчивы, им свойственен страх быть раскритикованными или непринятыми. Очень часто они сплачивают команду, поддерживают хорошие отношения в ней и командный дух.
Возможные трудности:
-
Такие люди с трудом могут сказать «нет».
-
Порой не могут принять самостоятельное решение, часто полагаясь на мнение других.
-
Не всегда стоит ждать от них логики и расчёта, так как на первом месте у них стоят эмоции и желание удовлетворить других.
-
Людям такого плана необходимо внимание к их личности.
-
С трудом переносят критику.
Эффективное взаимодействие:
-
Хвалите и делайте комплименты, но только когда это действительно заслужено.
-
По возможности будьте особенно терпеливы, взаимодействуя с людьми этого типа.
-
При назначении важных или срочных заданий формулируйте их предельно точно и однозначно, не позволяя человеку усложнять задание или накручивать себя излишними переживаниями.
Старается не показывать своих чувств, из-за чего может сложиться впечатление, что человек всегда доволен и спокоен. Работе в команде предпочитает индивидуальную, неохотно просит о помощи, но сам готов помогать, проявит свои лучшие качества, работая над кропотливыми идентичными заданиями. Такой командный игрок может мириться с тем, что у других вызовет возмущение. Он не боится брать на себя контроль и ответственность. Его главный посыл самому себе - не позволить другим увидеть его слабым.
Возможные трудности:
-
Такие люди порой не меняют свою точку зрения, даже понимая, что неправы, что может затруднять рабочий процесс.
-
Сложно определить настроение человека в силу его сдержанности и закрытости, что может вызывать трудности для предоставления обратной связи.
-
Равным образом сложно понять, есть ли у человека затруднения в работе, всё ли ему ясно.
-
Коммуникативные навыки - не самая сильная сторона для людей этого типа.
Эффективное взаимодействие:
-
Выражайте свои чувства при общении, это может сподвигнуть человека делать то же самое в ответ. Говорите о том, что вас волнует, беспокоит, радует на проекте. Ваш сотрудник будет видеть, что вам не чужды все эти чувства, и рассказать в ответ о своих ему может быть проще, чем если он будет уверен, что у вас всё идеально
-
По возможности беседуйте с людьми этой категории индивидуально, излишнее внимание, как правило, их смущает.
-
Регулярно поддерживайте связь с этими членами команды в ходе работы, так как вряд ли они первыми дадут знать, если что-то идёт не так.
Безусловно, все члены одной команды как сотрудники имеют одну общую цель и должны выполнять свои обязанности одинаково хорошо. Но когда мы имеем дело с людьми, то должны понимать, что все они разные, со своими особенностями и мотивами. А правильная коммуникация и индивидуальный подход - один из самых действенных инструментов в формировании правильной команды.
Источник: Probusiness.io.
Читайте также:
«Жёсткий менеджмент»: как убить в себе жалость к сотрудникам.
Отпустить вожжи: как контролировать свой бизнес без вреда для коллектива.
Взять нельзя отсеять: как потратить минимум времени и сил на поиск сотрудников.