Для предпринимателя закрытие собственного бизнеса, в который было вложено много сил и средств, - событие достаточно печальное, а иногда и вовсе трагичное. И далеко не всегда предприниматель готов делиться подробностями провала даже с родными и близкими. Но при этом, такая история из первых уст могла бы быть полезной для коллег по цеху и, вполне возможно, уберегла бы многих от тех «грабель», на которые кто-то уже наступил. В этой статье предприниматель из Красноярска Юрий Калашников рассказывает о том, как и почему закрылись его книжные магазины «Фёдормихалыч» и «Корнейиваныч».
Юрий Калашников, 30 лет, предприниматель, владелец компании по оказанию услуг в сфере строительства «Лаборатория тепловизионной диагностики». По образованию биолог, окончил биофак КрасГУ. В 2014 году запустил «авторские» книжные магазины
«Фёдормихалыч» и «Корнейиваныч»; в планах было открытие ещё нескольких магазинов и запуск франшизы. В мае 2016 года Юрий Калашников на своей странице в Facebook объявил о закрытии своих книжных проектов.
«Фёдормихалыч» для меня никогда не был бизнесом, скорее, бизнес-экспериментом - попыткой монетизировать культуру. Что показал эксперимент? Сейчас про это сложно говорить, должно пройти время, но есть предварительные выводы.
Например, вывод личный - я могу заниматься розничным бизнесом, это отчасти неожиданность. Ещё один вывод: на книгах денег сделать нельзя, но можно сделать что-то другое. Окончательно зафиксировался в мыслях, что бизнес - это не только про деньги, нематериальный профит от этого проекта очень серьёзный. Что ещё? Надо внимательно и чутко реагировать на рынок - это очень честная ситуация: изменись или умри.
Мы пытались поменяться, но, как оказалось, менялись не в ту сторону. И, конечно же, в таком финале нет ничьей вины: всё, что сейчас происходит в «Фёдормихалыче» — это целиком моя ответственность и моё решение.
Когда появились первые «звоночки», которые натолкнули на мысль о закрытии? Думать об этом мы начали, как только открыли магазин. Тут есть некая ирония: в июле 2014 года у нас были такие низкие продажи, что мы задавались вопросом «Есть ли смысл?» А сейчас я смотрю на те показатели и понимаю, что это был очень тучный месяц.
Например, на следующий день после того, как появилась новость о закрытии и мы в два раза снизили цены, - я продал книжек столько же, сколько за весь май до этого.
Решение попрощаться с «Фёдормихалычем» и «Корнейиванычем», конечно, не эмоциональное. Серьёзно обдумывали его последние полгода, а финансовые показатели апреля-мая просто не оставляли выбора. Я взял паузу, уехал в командировку в Новокузнецк - а это 15 часов на автобусе в один конец, и 30 часов взвешивал только одну мысль. Других вариантов не было - это чемодан без ручки.
Всё это время проект держался на некой внутренней установке, на ожиданиях людей, которые приходили и покупали книги. Вопрос в том, что и эти ресурсы конечны. С каждой минутой усилий, которые необходимы, чтобы оставаться в нуле, нужно всё больше. Если в прошлом году нужно было бежать, то сейчас делать это надо ещё быстрее. Слишком много ресурсов, слишком маленький выхлоп. Эту же энергию можно направить на что-то другое и заработать гораздо больше денег.
У нас был «плюс», и в целом мой денежный профит, если распределить его на всё время работы, равен средней зарплате уборщицы. Но дело не в денежном профите - этот проект уже на старте был не «про деньги». Это, действительно, эксперимент, плюс со временем возник удивительный феномен. Наверняка у вас во дворе есть маленький магазинчик, где продают продукты - магазин «шняговой доступности» - и представляете, он закрывается. И об этом пишут несколько информагентств, телевидение снимает репортаж - звучит странно и даже безумно. Однако в нашем случае это почему-то сработало. Проект получился про людей, городскую среду, про некое сообщество.
«Фёдормихалыч» - это интересный культурный кейс и, мне кажется, обсуждать его нужно именно так. Мой вывод: с точки зрения культурных потребностей Красноярск - жадный город по сравнению с Новосибирском или Томском. Мы не хотим платить за культуру большие деньги или вообще платить, нам приятнее получать её «за так».
Не готов судить, с чем это связано, но это факт. Уверен, что в театрах, музеях те же выводы. Люди не готовы расставаться с деньгами ради культуры, а при этом потребность в ней есть, даже если пропорция пивнух и книжных говорит об обратном. И это фиксация и про меня тоже: в отпуске мы спокойно тратим несколько десятков евро на билет в театр, но, когда возвращаемся в Красноярск, денег нам жалко.
Уверен, что решение есть и на культуре можно зарабатывать, но как это сделать – мы такого инструмента не изобрели. Два года копали-копали, возможно, просто не успели докопать - остановились в миллиметре от золотой жилы.
Если в Красноярске нас двое, то там пришлось бы конкурировать с такими же голодными и злыми как ты сам - и на это тоже нужны ресурсы.
Мы делали ставку в том числе и на событийную составляющую. События - это очень мощный инструмент формирования сообщества, и то, что мы стали местом, где можно потусоваться по-умному, безусловно, плюс.
Самыми топовыми мероприятиями были встречи с философами, на них приходило 40-50 человек. Очень долго у нас функционировал «Книжный клуб», полтора года работает «Книжный бизнес-клуб», где собираются предприниматели и обсуждают деловую литературу. С невероятной скоростью растёт и привлекает людей «Книжный мамин клуб». Мероприятия - это классный инструмент, чтобы люди начали тебя узнавать. Будем проводить их и дальше на других площадках.
Стартовая гипотеза была, что наш покупатель - это молодые мамы, 25-35 лет, с высшим гуманитарным образованием, ориентированные на развитие как себя, так и своих детей. По факту именно на таких покупателей и приходилась наибольшая доля продаж. Страшный секрет: мужчины книжек не покупают и не читают, книжки покупают женщины.
Мы с самого начала шли по пути оптимизации - сокращали все внутренние издержки, чтобы дать минимальную цену. За эти два года переезжали два раза и в итоге оказались в идеальном для книжного магазина месте - в Литературном музее, на муниципальной аренде. Свели к абсолютному минимуму даже эту самую болезненную для бизнеса статью расходов. И всё равно не смогли справиться.
Опять же мы не можем делать такую же большую торговую наценку, как в федеральных сетях - объемы не те и издатели не могут дать нам такую же скидку, которую они дают сетям. Мы делаем адекватную наценку - «для клиента», и оказываемся в «нуле» или минусе. И это и есть базовый разрыв, а люди считают деньги. Бывали месяцы, когда проседал трафик или средний чек. Но тенденция последнего времени - люди старались покупать наиболее дешёвое предложение и в итоге просто перестали ходить.
Спрос на нашу тематику есть. Вот сейчас, когда цены снижены в связи с закрытием, народ пришёл и начал много покупать. Это означает, что мы попали в аудиторию по ассортименту, но не по цене.
Была идея проект тиражировать и продавать франшизу. Это был один из векторов, когда можно зарабатывать не на продаже книг, а на продаже книжных магазинов. Но мы люди честные - не можем продавать плохую литературу и не можем продавать плохие магазины. Если говорить о франшизе и тиражировании, то это должна быть финансово стабильная модель, чего нам добиться не удалось. И идти этим путем было бы нечестно и неправильно. Хотя предложения были - Новосибирск, Томск, Мурманская область.
…Сейчас надо выдохнуть, уехать на дачу... Но, думаю, наличие шила в определённых местах не позволит долго отдыхать. Уже сейчас на горизонте есть три-четыре бизнес-проекта, в которые меня зовут. Вероятно, «Фёдормихалыч» возродится, но не уверен, что это будет прямо завтра.
Источник: Newslab.
Как устроен магазин настольных игр и комиксов.
Как заработать на дизайнерских блокнотах.
Как устроен авторский книжный магазин.