Как устроен магазин настольных игр и комиксов

Прочтёте за 4 мин.

За счет чего небольшой нишевой бизнес может конкурировать с гигантами интернет-торговли

IT-инструменты, которые использует Александр Банщиков

  • МойСклад
  • Trello
  • Flamp

Александр Банщиков – личность в Томске известная. Организатор музыкальных фестивалей, участник многих значимых культурных событий, подвижник и общественный деятель. В какой-то момент наш герой увлекся настольными играми, и в 2010 году из этого увлечения вырос небольшой бизнес – магазин игр и комиксов «42». О том, как продвигать столь специфические продукты на неподготовленную аудиторию, и о специфике этого бизнеса Александр Банщиков рассказал порталу Biz360.

Досье

Александр Банщиков, совладелец томского магазина настольных игр и комиксов «42», 32 года. Родился в Томске, закончил Томский политехнический университет по инженерной специальности, связанной с IT. Работал программистом-фрилансером. На протяжении нескольких лет был членом оргкомитета крупного городского рок-фестиваля Muz-Online. Участвовал в организации в Томске «Тотального диктанта».

Александр Банщиков I.jpg

Бизнес вырос из хобби

Делиться своими увлечениями - вот то, для чего в 2010 году был открыт магазин «42», первый специализированный магазин настольных игр и комиксов в Томске. На тот момент новая волна популярности настольных игр уже пришла в Москву и Питер, но в Сибири всё это было в диковинку.

Настольные игры сегодня - это уже давно не банальные «ходилки», в которых нужно кидать кубик и двигать фишку. Среди сотен наименований можно найти и развлечения на 15 минут, в которые можно играть с детьми, и совсем не детские масштабные стратегии, для которых требуется несколько часов свободного времени и стол побольше.

В одних играх стоит просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд, а другие проверят вашу смекалку и скорость реакции. Что-то мы можем порекомендовать для офисных работников, а что-то - для семейного круга. Одним из мировых центров, где создается очень многие из этих игр, стала Германия; например, в Эссене проходит одна из крупнейших ежегодных выставок, посвящённых этой тематике. И именно поездки в Германию дали возможность моим знакомым познакомиться со всем этим ассортиментом. «Настолки» превратились сначала в хобби, а затем и в бизнес.

42-II.jpg

Специфика микробизнеса, созданного несколькими друзьями (сейчас они уже отошли от дел), это когда утром ты рисуешь макеты для очередной акции, днём составляешь бухгалтерские отчёты, а вечером развозишь по городу заказы. Сам себе продавец, дизайнер, менеджер по рекламе, курьер и бухгалтер. Именно таким был «42» пять лет назад, да и сегодня во многом таким и остаётся. Главный бонус - работать никогда не скучно, никакой рутины, каждый день - новые задачи.

Комиксы набирают популярность

В 2014 году у нас появилось новое направление - комиксы. Как и в случае с настольными играми, решение заняться продажей комиксов появилось из собственных увлечений.

У «настолок» и комиксов очень много общего: они являются отличными подарками, они преимущественно ориентированы на молодёжь. Всё это позволило нам решиться на эксперимент и попытаться представить полноценное второе направление в уже действующем магазине, без ущерба для ассортимента настольных игр. А в логотипе под строчкой «Магазин настольных игр» появилась вторая - «и комиксов».

«Наличие работающего магазина, который вполне способен окупать затраты на аренду и зарплату, делает эксперименты с новыми товарными группами очень недорогим занятием - ты закупаешь первую партию и следишь за интересом. Мы подозревали, что он будет достаточно высок, и первые продажи быстро подтвердили наши прогнозы»

Комиксы в России в последние пять лет переживают значительный взлёт интереса, появляется большое количество крупных и мелких издательств, выходят как авторские серии, так и переводы культовых мировых произведений, маленькие специализированные комикс-лавки открываются по всей стране, и вопросом было только то, кто первым займётся этим в Томске - мы или кто-то другой. Мы успели!

Направление комиксов нельзя назвать сверхприбыльным, маржинальность у книгопечатной продукции даже ещё ниже, чем у «настолок». С другой стороны, я считаю, что в любой сфере большего успеха добьётся тот, кто относится к своей работе с любовью и вниманием к деталям.

Маркетинг и продвижение

Наш товар достаточно специфический - его очень сложно рекламировать. Бесполезно давать объявления на радио, заказывать публикации или вешать рекламу в маршрутках и подъездах. Если ваш опыт игры в настольные игры ограничивается «Монополией» и её клонами, популярными в 90-е, вы просто пропустите наше сообщение мимо, оно вам не интересно.

Главный и практически единственный действующий метод привлечения новой аудитории для нас - это мероприятия. Мы с огромным удовольствием проводим ознакомительные игротеки сами, а также откликаемся на приглашения организовать площадку настольных игр на городских мероприятиях. Бесплатное знакомство с лучшими настольными играми - лучший способ привлечения новой аудитории.

Тех же, кто интересуется комиксами, проще всего найти на специализированных мероприятиях - тематических ярмарках, конвентах и фестивалях. Здорово, что такие события у нас в городе есть, и мы не пропускаем ни одно из них. Каждый выезд на ярмарку - это не только разовые продажи, но и контакт с потенциальными клиентами.

42-I.jpg

Мы с удовольствием откликаемся на предложения провести совместные акции с компаниями, аудитория которых пересекается с нашей. Среди наших постоянных партнёров - службы доставки еды, кофейни, тайм-кафе, реалити-квесты. Кроме того, мы ведём активную работу в социальных сетях. Наша группа «Вконтакте» - основной источник информации о магазине, акциях, событиях, новинках, розыгрышах. 2000 человек, состоящих в ней — не так много, но это те пользователи, которые вступили в группу не ради приколов и халявы, им действительно интересно то, что продаётся в нашем магазине.

Аудитория

Немного о тех, для кого мы делаем всё это - о нашей аудитории. В первую очередь это, разумеется, молодёжь, но совсем не обязательно дети. Школьников среди наших покупателей не так много, наше ядро - студенты и уже закончившие учёбу молодые люди до 30 лет. Мужской пол незначительно преобладает. Кроме того, в случае с настольными играми есть отдельная большая группа покупателей - родители с детьми разного возраста. Мы всегда считали, что «42» - это магазин не для горстки гиков, и поэтому семейная аудитория важна для нас.

Игры - это не просто красивая коробка с картоном, это возможность для живого общения, и в наш век гаджетов эту возможность на самом деле очень ценят и молодые покупатели, у которых появляется повод для встречи с друзьями. Этот повод более оригинальный, чем сходить в кино или посидеть в кафе. Своя специфика есть и у комиксов. Здесь более чётко выражены постоянные покупатели, наиболее интересующиеся тематикой и возвращающиеся за новинками ежемесячно.

42-III.jpg

Неожиданностью для нас стало то, что, хотя среди покупателей игр и комиксов примерно одинаковое распределение по полу и возрасту, на деле это оказались мало пересекающиеся группы людей. «Настолка» и графический роман почти никогда не встречаются в одном чеке. Таким образом, взявшись за новое для нас направление, мы привлекли в магазин новую для нас аудиторию, что стало особенно заметно в кризис.

Денег на развлечения у людей стало меньше

2015 год - очень сложный для магазина. Впервые за пять лет мы пережили переезд, но это не главная проблема. Мы очень ощущаем, что у людей стало меньше денег на развлечения. Люди предпочитают более дешёвые товары, стали внимательнее относиться к выбору. Однако, хотя в течение 2015-го года по стране закрылось несколько магазинов схожей тематики (мы достаточно внимательно следим за нашими коллегами), у нас таких планов пока нет. Кризис - время для развития.

Экономика магазина сильно зависит от времени года. Летом предприятие работает в ноль, все средства уходят на аренду и зарплату. В обычные месяцы - оборот от 500 тысяч, чистая прибыль - 100 тысяч в месяц.

Оборотные средства магазина сегодня - около полумиллиона рублей, и их постоянно не хватает, так как мы стремимся к тому, чтобы любую игру и любой комикс, изданные на русском, можно было найти у нас, и не под заказ, а в наличии. Ведь наши главные конкуренты - не другие магазины «настолок», а гиганты интернет-торговли, которые могут позволить себе держать в наличии редкие и непопулярные позиции, работать с минимальной наценкой и агрессивно демпинговать.

Выживать и зарабатывать в этих условиях можно, хотя и сложно. Мы с трудом можем конкурировать в ценовом поле (хотя стараемся максимально придерживаться розничных цен, рекомендованных производителями), но размер нашего магазина - не только недостаток, но и достоинство. Наши козыри - гибкость и человечность. Для самой увлечённой части аудитории, следящей за выходом новинок (особенно это касается комиксов), мы стараемся максимально оперативно обеспечить появление в магазине всех свежих новинок.

Наши продавцы - не просто люди, способные принять оплату, а в полном смысле этого слова консультанты, отлично ориентирующиеся в ассортименте и способные дать компетентный совет при выборе. А ещё с ними просто можно поболтать, например, обсудить новинки, а человеческое общение - это то, чего интернет-гипермаркеты предложить не могут».

Планы на будущее

Вообще, продажа эмоций - это фактически миссия нашего магазина. Мы считаем, что для того, чтобы жить скучно, не нужно прилагать никаких усилий, но ведь если приложить хотя бы немного, можно жить гораздо веселее!

В 2016 год мы вступаем с умеренным оптимизмом и огромными планами. Программа-минимум - выжить и не закрыться, разумеется. Главная проблема, которую нам критично важно решить сразу после новогодних праздников - разработка интернет-магазина. Она назревала давно, но это достаточно большая и серьёзная задача для нас, и поэтому мы откладывали её так долго, как только могли. Больше такой возможности нет, проблема не терпит отлагательства, а текущий сайт не устраивает по множеству параметров.

Также мы обязательно организуем много новых интересных мероприятий, в частности, игровых турниров, некоторые уже в этом году. Наша новая группа игроведов, которую мы собрали в этом году, позволяет снова готовить более крупные события, и мы очень хотим восстановить регулярность их проведения. А в целом посвятить следующий год хотелось бы оптимизации процессов внутри магазина. Есть очень много вещей, которые можно делать проще, дешевле, эффективнее, и пока мы не решим эти задачи, мы вряд ли способны на дальнейший рост.

Александр Банщиков II.jpg

Читайте также:

Как заработать на дизайнерских блокнотах.
Как построить бизнес из деталей детского конструктора.
Как устроен интернет-магазин для женщин с пышным бюстом.


30 октября 2015

Комментарии

1
  • Василий Купченко 02.11.2015 11:38

    Спасибо Александру Владимировичу за наше счастливое детство!

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов