Интернет-маркетинг – штука деликатная, сложно устроенная, с большим количеством тонких настроек и необходимостью постоянного обновления знаний. Принцип «вот вам бабки – и чтобы к утру у меня на сайте всё раскупили» в этой сфере не работает, тут нужна системная работа и качественная подготовка. О том, какие вопросы нужно задать себе перед походом в онлайн и как подготовиться к запуску рекламной кампании в интернете, в своей авторской колонке рассказал исполнительный директор агентства Biplane Евгений Карюк.
Евгений Карюк, исполнительный директор агентства
Biplane. Образование: Уфимский государственный авиационный технический университет. В работе руководствуется правилом: «В любом бизнесе всё решают люди, даже если ваша работа построена на цифрах». Агентство Biplane специализируется на интернет-маркетинге, среди клиентов компании такие известные бренды, как Tui, «Экспедиция», Grundfos, «Шишкин лес», Legrand и др.
Нельзя просто так взять и запустить успешную рекламную кампанию в интернете, даже если вы уверены в востребованности вашего товара и услуги. Конкуренция растёт с каждым днём, особенно в крупных городах и популярных тематиках. Нужно конкретизировать цели и прогнозировать результаты, которых вы планируете достигнуть - чтобы не спустить бюджет впустую, а потом жаловаться более успешным коллегам на бесполезность выбранного канала коммуникации для вашего сегмента.
Если не согласны с этим, смело закрывайте статью, открывайте рекламный кабинет «Яндекса» и пару образовательных материалов – и вперёд, к новыми поражениям и разочарованиям. А если продолжили читать в надежде получить качественные практические советы – спасибо за доверие, я вас не подведу.
Предположим, что вот и настал для вас тот день, когда вы решили познакомиться с возможностями интернет-рекламы, но не знаете, с какой стороны к ней подступиться. Вы читали страшные истории про обманы агентств, впадали в уныние от сложности инструментов и большого количества информации в кейсах, так и не поняли, как работают все эти механизмы. Обратитесь к профессионалам, выбрав оптимальный для вас вариант – агентство, специалист в офисе или на аутсорсинге, фрилансер. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы.
-
Агентство формирует команду проекта под задачи клиента – но не всегда контролирует внутреннюю кухню и изменения на стороне заказчика.
-
Специалист в офисе оперативно включается в решение проблем и модернизацию – правда, очень часто не знает, как выгодно задействовать комплекс инструментов и разные направления.
-
Специалист на аутсорсинге не будет занимать место и создавать вид кипучей деятельности – но есть риск, что у вас не получится выйти с ним на связь в самый нужный момент, из-за чего потеряете реальные деньги или потенциальную прибыль.
-
Фрилансер может работать по итерациям, отчитываясь и получая деньги за определённый этап работы – но, к сожалению, как показывает практика, такая экономия приводит к периодическим розыскам людей, исходников, рекомендаций, паролей и т.д.
Если вы встретились с профессионалом, чтобы обсудить перспективы своего проекта, но не получили наводящих вопросов о становлении бизнеса, конкурентах, философии, целях и т.д., а сразу услышали итоговую сумму – значит вы ошиблись адресом и попали на псевдоспециалиста.
Сэкономьте своё время и отправляйтесь на поиски подходящего кандидата. Спросите у собеседника про опыт, знание инструментов и технологий, понимание вашего сегмента рынка. Попросите показать реальные кейсы, которые подкрепят слова о высоком уровне экспертизы в данном вопросе. Главное – определитесь сами, избегая задач из серии «мы просто хотим больше внимания».
В любом случае перед знакомством с интернет-рекламой вам нужно ответить на несколько важных вопросов.
Многие предприниматели на первой встрече c агентством или частным специалистом по маркетингу не могут чётко сформулировать задачи, пытаясь получить уникальный рецепт богатства и благополучия от собеседника. Конечно, специалист должен предложить вам план действий и пути решения проблем, но именно вы готовите фундамент, на котором будет строиться дом под названием «интернет-маркетинг».
Мы периодически встречаем людей, пытающихся сорвать моментальный куш. Они не думают о развитии и перспективах роста, стараясь побыстрее продать купленный по дешёвке товар. Не любят отвечать на вопросы, просто ставят условия и ждут чуда. Можно спорить о тематике, сезонности, качестве товара, лояльности аудитории – но всё это бессмысленно, если клиент не хочет работать над бизнес-процессами и взаимодействовать с потенциальными потребителями.
Не нужно приходить в агентство или обращаться к интернет-маркетологу на волне тренда и коллективной интеграции бизнеса во Всемирную Паутину. Оптимальным моментом для знакомства является желание и возможность выйти на новую ступень развития, а не попытка найти спасательный круг перед надвигающейся бурей. Поспешные решения негативно влияют на эффективность, потому что не несут в себе осмысленных целей и понимая перспектив. С таким подходом можно ждать только отрицательного результата.
Если компания хочет продуктивно использовать свои ресурсы и добиться успеха, то должна учитывать специфику каналов коммуникаций, понимать механику действий и регулярно сравнивать свои показатели со статистикой прямых конкурентов. Разбить весь проект на этапы, установить ключевые отметки и оперативно реагировать на изменения. Ответ на этот вопрос даёт клиент, а агентство или отдельный специалист предлагают варианты решения.
«А зачем? Есть главная задача, остальное детали» - такой аргумент встречается чаще, чем кажется на первый взгляд. Я не буду говорить про «дьявола в деталях» и про то, насколько важна каждая мелочь и внимательность к нюансам, просто отмечу различие в итоговых результатах между продуманным планом с разделением на этапы и поверхностной задачей по продаже всей продукции компании.
Дорогу к светлому будущему нужно строить через отметки на карте, где вы сможете сохраниться, собраться с силами, оценить пройденный путь и двинуться дальше с удвоенной мотивацией и понимаем места следующего перевалочного пункта.
KPI выбирать вам – общие продажи за месяц, количество переходов и заявок, целевые действия на сайте, процент отказов, показатели отдельной категории товаров или бренда производителя.
Глупо и бесполезно обращаться к подрядчику, если вы не доверяете ему, сомневаетесь в его профессионализме и качестве работы. Перепроверять за ним – не хватит знаний, нанимать второго человека для контроля – дополнительные затраты, просить объяснять всё «человеческим языком» – долго. Я уверен, что вы не готовы специально затягивать процесс и нести финансовые потери. Согласен, велики риски совершить ошибку и довериться псевдоспециалистам, такой сейчас рынок, но держать вашего партнёра под постоянным контролем с ежедневным вопросом: «Ну что там?», как минимум неэффективно, а как максимум – обидно и губительно для обеих сторон.
Взаимопонимание строится годами и подкрепляется отличными результатами. Не стоит ждать, что оно само появится на пороге в один прекрасный день. Над ним нужно работать - обсуждать с партнёром идеи, высказывать недовольства и претензии, разделять радости и победы, делиться профильной информацией и идти навстречу в сложных ситуациях.
Про ответ «Как пойдёт» - лучше забыть сразу, и тем более не стоит запускать рекламную кампанию на последние сбережения в надежде ухватить птицу счастья за хвост. Наличие стратегии реализации с утверждённым бюджетом не гарантирует быстрый рост продаж, а её отсутствие лишает практически всех шансов на развитие.
Инвестиции в рекламу проще сравнить с походом в доброе казино, чем с депозитом в банке – профессионалы знают, как обойти систему и не попасться, специалисты умеют тонко балансировать на показателях «побед-поражений», а счастливчики просто надеются на чудо, которое периодически случается в нашем мире.
Есть вероятность, хотя аналитика и прогнозы дают понимание будущего, что вы не добьётесь успеха сразу. Нужно изначально рассчитывать, какой бюджет вы планируете потратить на продвижение, сколько готовы вложить при динамическом росте показателей эффективности и где находится заступ за линию ваших финансовых возможностей.
Как повысить стоимость услуг и ценность своего труда в глазах клиента.
Смотри в оба: как при первой встрече распознать клиент-обманщика.
Фальшивые отзывы: как предприниматели обманывают клиентов.