Многие компании не используют потенциально выгодные каналы сбыта своей продукции, по каким-либо причинам не участвуя в коммерческих тендерах и госзакупках. Многих останавливает предубеждение, что поиск и участие в тендерах – невероятно сложная процедура. Но использование современных интернет-технологий существенно облегчает эти процессы. О том, какие агрегаторы позволяют малому и среднему бизнесу получать информацию о наиболее выгодных закупках, порталу Biz360.ru рассказал Евгений Бобышев, основатель проекта «Азбука тендеров».
Евгений Бобышев – основатель проекта «Азбука тендеров», эксперт в сфере тендеров и госзакупок. Окончил Северо-Кавказский государственный технический университет по специальности «Технология машиностроения». С 2007 года занимается госзакупками, оказывает консультационные услуги и помощь поставщикам по подготовке и участию в конкурсных торгах.
Компаниям, желающим участвовать в госзакупках и тендерах, могут помочь агрегаторы –специальные сервисы, собирающие информацию о государственных закупках и тендерах со всех электронных торговых площадок. Некоторые агрегаторы помимо поиска добавили в свой функционал ещё и управленческие инструменты, с помощью которых можно выстроить весь процесс работы тендерного отдела.
Правильно организованная при помощи профессиональных инструментов работа поможет компании не только зайти на рынок тендерных продаж, но и в значительной степени преуспеть в них. Сегодня есть возможности распределять работу с тендерами по этапам, отслеживать изменения в закупках, изучать документацию совместно с коллегами, назначать их ответственными за процедуру.
Если у агрегатора есть аналитический модуль, то можно исследовать отрасль, изучить историю закупок заказчика и увидеть рейтинг конкурентов. Агрегаторов много, я расскажу о наиболее, на мой взгляд, полезных для малого бизнеса.
«Тендерплан» – это не просто поисковый сервис, а профессиональный инструмент полного цикла работы над тендерами. Пользователи максимально быстро проходят весь путь от поиска тендера до участия в процедурах.
Регистрация в системе бесплатна, не требует ИНН и происходит буквально за несколько секунд. После авторизации доступен удобный интерфейс с короткими, но при этом информативными вводными пояснениями. Система поиска реализована через «ключи» – сохраняемые поисковые запросы, по которым непрерывно поступают новые заказы.
Поиск имеет тонкие настройки: в продукте есть своя лингвистическая модель, которая позволяет находить только нужные закупки без огромного потока «мусора». За счёт большого количества параметров настройка поиска не самая простая, но всегда можно обратиться за помощью в техническую поддержку.
Я, как эксперт знаю, что одного поиска недостаточно. Главная сложность для компании –отобрать самые выгодные тендеры. Разработчики системы, понимая это, создали удобную и эффективную методику проработки тендеров. После первичного отбора, извещения распределяются по «меткам» – это мощный и легко настраиваемый инструмент сортировки тендеров. С помощью меток можно построить собственный процесс обработки каждого заказа. Тендер, который предварительно интересен, помечается меткой «интересно», дальше его отправляют на техническую оценку коллегам в метку «проверить документацию». Если после этих операций тендер устраивает компанию, можно присвоить ему статус «подготовка документации».
В системе реализована схема совместной работы: можно назначать ответственных, при помощи встроенного в систему просмотрщика работа над изучением тендерной документации производится прямо в программе. Можно одновременно с коллегами разбирать важные пункты из технического задания или проекта контракта, а также прикреплять готовые заявки прямо в комментариях.
Уведомления об изменениях в закупке и о новых комментариях пользователи моментально получат прямо в системе. Благодаря этим инструментам компания не упустит важные критерии контракта и не допустит ошибок, которые могут привести к убыткам, а ещё хуже – к попаданию в реестр недобросовестных поставщиков.
Помимо управленческих функций в продукте есть и аналитический блок, с помощью которого можно анализировать потенциальных заказчиков, отслеживать конкурентов и строить прогнозы по снижению цен на контракты. В этом блоке также есть архив закупок за прошлые периоды. Иногда это позволяет найти новую нишу или рынок сбыта.
Недостатки. У продукта есть ограничения при выгрузках в Excel, так как он в большей степени ориентирован на работу строго внутри системы. Несмотря на полную интеграцию сервиса с рынком Казахстана (есть и площадки, и возможность оплаты в тенге) в продукте не хватает некоторых тендеров из стран СНГ, например, Узбекистана.
Тарифы. Тестовый период – 14 дней, в рамках которого доступны все функции. После его окончания система стоит 25 900 рублей в год. Есть возможность покупки тарифа на три месяца и на полгода. В систему можно добавлять неограниченное количество пользователей без доплаты, нет ограничений на количество меток и поисковых запросов.
Seldon – один из первых агрегаторов по тендерам, который работает с 2007 года. На сайтах компании-разработчика и партнёров указывается, что продукт имеет выход на более чем 7 500 электронных площадок, но конкретного списка этих площадок нет. В архиве можно найти большой объём информации о тендерах за предыдущие годы.
Регистрация на площадке бесплатна, но требует подтверждения и имеет ряд сложностей. После консультации с менеджером придёт письмо с необходимыми ссылками.
Использовать полную версию программы можно, только установив её на компьютер. Веб-версия работает с ограничениями по функционалу. И хотя система обладает огромным набором возможностей, отсутствие приветствия пользователя и инструкций по навигации затрудняет её использование.
Поиск происходит либо по общим критериям (госзакупки, коммерция, имущество), либо при помощи настраиваемых фильтров с большим количеством критериев. Фильтры позволяют по максимуму убрать из выдачи нецелевые тендеры. При помощи элементов управления можно добавить тендеры в избранное, создавать собственные цветовые обозначения, а в дальнейшем выделять закупки нужным цветом и писать комментарии. Правда, поле для комментариев ограничено – не более 300 символов, и нет возможности прикрепить вложения.
Раздел «Избранное» работает быстро. При помощи него можно найти тендеры по конкретным словам или оставить на экране только те закупки, которые отмечены определённым цветом.
Недостатки. В системе нет возможности назначить ответственного сотрудника, пользовательские комментарии видны только при открытии тендера в отдельном окне, а в просмотрщике документов, который есть в продукте, нет поиска по тексту. Таким образом, время для проработки каждого извещения существенно увеличивается. Из-за сложной архитектуры ПО приложение в целом работает не так быстро, как требует современный бизнес. Чат-бот и менеджер подключаются только на максимальных тарифах. И хотя сервис предлагает огромное количество тендеров, он не даёт полноценной системы для работы с ними.
Тарифы. Купить продукт можно только на срок от одного года и максимум для четырёх сотрудников. Минимальная цена за рабочую версию составит 49 тысяч рублей. Максимальная версия стоимостью 69 тысяч рублей включает в себя полный функционал, но имеет лимиты на количество сохранённых фильтров, рассылку и помощь специалистов компании в настройке продукта.
Регистрация в сервисе «СБИС Торги» осуществляется по запросу. На него площадка отвечает только в рабочее время и присылает приглашение к диалогу с менеджером на указанный адрес почты. После переговоров можно получить тестовый доступ.
Управление сервисом осуществляется на одной странице, настройки поиска не только сохраняются, но и доступны к объединению в подборки. Работу с приложением можно осуществлять как с компьютера, так и в мобильной версии сайта. Сервис имеет выход не только на тендеры нашей страны, но и покажет закупки из Беларуси и Казахстана.
Недостатки. Главные из них – это наличие повторяющихся закупок, отсутствие возможности скачать документацию одним архивом и ограничения по количеству пользователей. Также стоит отметить низкую скорость реакции технической поддержки на запросы пользователей.
Тарифы. Купить сервис можно только на год. На минимальном тарифе стоимостью в 10 тысяч рублей доступен поиск тендеров без возможности управления процессом. Если компании необходимо получать уведомления об изменениях в отслеживаемых закупках, выгружать информацию в Excel или работать с планируемыми закупками, то такой тариф обойдется в 15 тысяч рублей в год. Максимальный тариф, позволяющий подключение дополнительных пользователей, возможность обмена данными и просмотр статистики участий доступен за 25 тысяч рублей. На всех тарифах доступ предоставляется только на пятерых сотрудников.
Регистрация в сервисе «Закупки 360» происходит быстро и не требует подтверждения. Но для активации полного доступа требуется подтвердить адрес почты. Сервис позволяет искать закупки малого объёма и коммерческие торги, но по ограниченному количеству площадок, перечень которых доступен для обозрения и постоянно пополняется.
В системе предусмотрена возможность работы с документами прямо в продукте через просмотрщик, но вот возможности оставить там комментарий нет. У каждого извещения есть отдельное поле с комментариями, однако без возможности прикреплять вложения, что сильно ограничивает пользователя. Особенно если у компании несколько специалистов в тендерном отделе. Подгрузить готовую заявку к тендеру не получится. Ограничений по символам в поле нет, но из-за его расположения удобный формат взаимодействия – только короткие заметки, потому что сами комментарии обезличены.
Для обработки извещений сервис предоставляет функционал назначения ответственных, набор цветных тегов и возможность ставить задачи. Теги предназначены для отображения этапов. У самих тегов нельзя изменить цвет, их не получится переименовать или добавить новые. Список тендеров из сохранённых запросов отфильтровать по тегу или ответственному нельзя. Эти функции доступны только в избранном.
Недостатки. Отсутствие возможности применить комбинацию поиска по документам и информации из тела закупки. Например, когда пользователю требуется найти все совпадения в документации к тендеру, но при этом исключить те процедуры, у которых в заголовке или теле встречаются ненужные слова. Помимо этого ограничена фильтрация по типам размещения: в системе представлены фильтры только по нескольким самым основным типам, все остальные находятся внутри «Иного способа», что не совсем удобно. И хотя в системе есть возможность назначить на тендер ответственного сотрудника и создавать для него задачи при помощи планировщика, количество таких задач сильно ограничено.
Тарифы. Для тех, кто только начинает работу над тендерами, будет достаточно возможностей бесплатного тарифа. На первом платном тарифе, под названием «Базовый» и стоимостью от 1500 рублей в месяц, доступно до 10 задач. Учитывая, что для качественной проработки тендера требуется как минимум три задачи, и, как правило, работа ведётся над несколькими закупками одновременно, то такого количество задач недостаточно для комфортной работы. Премиальный тариф стоит 3 100 рублей в месяц или 24 300 рублей в год. Он предполагает отсутствие ограничений по количеству задач и отслеживаемых компаний, на нём предоставляется неограниченное количество учётных записей, доступ к общей статистике заказчиков и поиск победителей торгов. Но при этом общие ограничения самого сервиса (количество электронных торговых площадок, недостаток фильтров и невозможность редактировать этапы) премиальным тарифом не решаются
Участие в государственных закупках и тендерах может стать важным фактором роста и успешного развития компании. И выбор системы для поиска и управления тендерами – ответственный шаг в этом направлении. Система поиска должна закрывать все потребности компании в обработке тендеров и давать чуть больше, чем требуется в настоящее время. Тогда она будет эффективным инструментом для бизнеса.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».