Пандемия коронавируса чуть было не похоронила туриндустрию. Предприниматель из Курска Владимир Конев быстро понял, что в ситуации закрытых границ следует делать упор на внутренний туризм. Его компания «Спутник Курск» стала разрабатывать туры по региону, которые позволили проекту выйти на новый уровень развития. О том, почему семейный бизнес легче переживает сложные времена и как продавать туры в условиях высокой неопределённости, Владимир Конев рассказал порталу Biz360.ru.
Владимир Конев – генеральный директор турагентства
«Спутник Курск» (ТА «Шик Трэвел»). По образованию – географ. В 2005 году вместе с супругой Еленой решили открыть своё турагентство, т.к. оба любили путешествия. Стали курским представителем федеральной сети турагентств «Спутник». Компания «Спутник Курск» - семейный бизнес: в ней работает Владимир, его супруга и их сын.
Наш бизнес – семейный. Втроём – я, жена и сын – мы поддерживаем работу турбюро «Спутник Курск» и делаем путешествия курян и гостей региона безопасными, насыщенными и комфортными.
Несколько лет мы занимались перепродажей готовых туров. Какого-то сложного документального оформления и больших вложений этот бизнес на старте не требовал. Достаточно было открыть ИП, приобрести ноутбуки с доступом к интернету и обустроить офис.
Работу распределялась следующим образом. Я – руководитель, выстраиваю процессы, общаюсь с турагентствами, ищу новые направления, веду бухучёт; жена – управляющая отдела продаж; сын занимается продажей туров.
Но все эти разделения условны. Каждый из нас вовлечён во все процессы. И я вижу в этом огромный плюс. В семейном бизнесе никто не скажет, что занимается не своей работой, здесь точно не встретишь равнодушия и монотонного выполнения рутины за фиксированную оплату.
До локдауна мы ежегодно выезжали в три-четыре заграничных путешествия. Из каждого привозили не только идеи для новых туров, но и путевые заметки для блога нашего турбюро. В каждой статье – наши впечатления, советы, любимые точки на маршрутах, самые вкусные блюда в кафе и десятки снимков (чтобы туристы видели, что их ждёт, без «идеальных» картинок из интернета).
Мы никогда не подсовываем людям кота в мешке. Стараемся по максимуму посмотреть другие страны или места и давать рекомендации на основе своего опыта. Так сформировался наш подход к работе: не идти по шаблону или скрипту, а предлагать своё – проверенное, честное и уникальное.
Много лет подряд мы занимались перепродажей и организацией туров, получали награды от крупнейших агентств страны, дважды – в 2009 и 2015 годах – становились лучшими среди всех турбюро сети «Спутник», с 2015 года удерживаем лидерство в Курской области. И всё вроде бы ровно, но… Хотелось делать что-то абсолютно новое.
В 2020 году обстоятельства сложились таким образом, что продолжать работать по-старому стало просто невозможно.
-
Во-первых, нам пришлось «переквалифицироваться» в психологов. Для многих закрытые границы и отмены туров стали сильнейшим ударом. Были и те, кто копили на отпуск годами, и те, кто специально брал кредит, и те, для кого путешествие должно было стать свадебным приключением. А кому-то было просто страшно выезжать за пределы города или страны из-за возможности заразиться. Отмены, переносы, ваучеры от авиакомпаний вместо возврата средств, задержки… Нашей задачей было поддержать клиентов и найти приемлемое решение.
-
Во-вторых, нужно было срочно искать альтернативы заграничным путешествиям. А ведь музеи и общественные пространства российских городов также закрывались.
-
В-третьих, нужно было, что называется, резать косты. То есть думать, как и на чём сэкономить, чтобы не разориться. Это далось мне чуть легче, чем руководителям не семейных бизнесов. Всё-таки родные с большим пониманием отнеслись к финансовым сложностям.
Нам удалось найти способ не просто остаться на плаву, а реализоваться по-новому. Мы стали туроператорами внутреннего туризма. Были первыми, кто предложил «кругосветку» по Курску (большую программу на 2-4 дня) и туры выходного дня по Черноземью.
Я благодарен пандемии за то, что появился переломный момент, который привёл нас к этому решению. Ведь если подумать: мы очень любим наш знаменитый соловьиный край, трепетно относимся к его истории, организовывали туры 15 лет, знаем, как всё устроено не только в России, но и по миру. Это решение просто напрашивалось! Но пришли мы к нему только тогда, когда другие страны и регионы оказались недоступны.
Мы поняли, что экскурсии по родному краю – это не временный «спасательный круг», а наша новая ниша. Нам предстояло построить новый бизнес в самый турбулентный для всей сферы туризма период. Начало было положено в июле 2020 года.
Что мы сделали? Юридически:
-
Открыли на базе существовавшего турагентства ГК «Спутник» отдельное ООО –туроператора для организации внутреннего туризма.
-
Нашли и наняли лучших, на наш взгляд, экскурсоводов и водителей, оформили их по договору ГПХ.
-
Договорились о сотрудничестве с гостиницами города.
Практически:
-
Изучили (и продолжаем изучать) город Курск и его окрестности – все заповедники, храмы, музеи, усадьбы.
-
Разработали несколько уникальных турпрограмм. Среди них три вида «кругосветки» по Курску и области (наша гордость!), поездки в близлежащие города (Елец, Рыльск, Льгов, Курчатов и другие), выезды на фестивали. Каждую прошли сами (и не один раз).
-
Создали и наполнили сайт и группы в социальных сетях.
В команде:
-
Поделили обязанности. По большей части за продажи туров по Курску отвечает молодое поколение: сын и его жена.
-
Назначаем ответственного и контролируем качество. Еженедельно на туры выходного дня отправляюсь либо я сам, либо сын. Мы оцениваем программу, гида, водителей, собираем обратную связь от наших туристов.
-
Мы не шутим, когда говорим, что каждая программа составлена «как для себя» – мы действительно проходим их сами. Это честно по отношению к клиенту.
В 2021 году, когда границы постепенно открываются, мы одновременно развиваем несколько направлений – заграничные туры, путешествия по России, внутренний туризм по области.
У нас две организации – турбюро (ИП) и туроператор (ООО), обе на упрощёнке. И раз уж заговорили о системе налогообложения, скажу, что проблем с налоговой у меня никогда не возникало. Думаю, что немаловажную роль тут играет наличие кассы.
Кстати, с самого начала, с 2005 года, в нашем офисе появилась касса. Как сейчас помню, постоянно держал руку на пульсе с китайской «Роял». В целом, я всегда был за автоматизацию и грамотный учёт.
Мы принимаем платежи наличными, картой и даже по QR-коду через онлайн-банк «Сбера». Ещё у нас подключен приём платежей на сайтах.
К кассовой автоматизации я отношусь хорошо. Во-первых, считаю, что это просто-напросто удобнее, чем бланки строгой отчётности (БСО). Не нужно ничего, кроме суммы и наименования, заполнять от руки. Во-вторых, я смог найти для себя кассовую программу, которая достаточно функциональна и доступна – «Касса Розница» от «БИФИТ Касса».
А с бухгалтерией я работаю в «1С». Не нашёл для себя ничего более удобного для учёта по агентскому договору.
В 2021 году пожелания клиентов стали гораздо чётче, а требования жёстче. Люди изголодались по хорошему отдыху и сервису. При этом отели и авиакомпании не идут навстречу.
Сегодня клиенты называют конкретные даты и хотят именно в них попасть, при этом мест в гостиницах и самолётах на эти числа может не быть. А сколько переносов! И ведь многие из них с доплатой, на которую большинство клиентов нелегко соглашаются...
Тут важно понять клиента, войти в положение, а где-то и уговорить. Ведётся очень тонкая работа с каждым клиентом.
Большое влияние на туристов оказали «страшилки» про российские курорты. Сейчас многие предпочитают Турцию вместо нашего черноморского побережья.
Что касается внутреннего туризма – на него спрос тоже есть. К нам в Курск приезжают из столицы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода. Куряне и сами охотно посещают экскурсии по области. До конца лета у нас расписан план программ на все выходные.
За последний год доходы у многих наших клиентов упали более чем наполовину. Но путешествия всё так же манят. Многие готовы выезжать за границу или изучать страну и родной край, главное – предоставить им все условия. Так мы и справляемся с финансовыми трудностями в индустрии.
Несмотря на то, что справиться с финансовыми сложностями в турбизе можно даже сейчас, я советую всем, кто желает работать в туризме, подумать тысячу раз! На сегодняшний день, быть турагентом – не значит сидеть в красивом офисе и продавать готовые туры. Если хотите развития и прибыли, нужно делать и продвигать свой продукт. А на это требуются ресурсы.
Ещё несколько лет назад в этот бизнес шли, потому что он не требовал особых вложений. Но сейчас за одну только кассу нужно будет платить порядка 15-20 тысяч рублей.
Более того, конкуренция – огромная. А партнёры требуют соблюдать жёсткие регламенты.
Но если вас всё это не пугает, есть идеи, желание и, что, очень желательно, профильное образование (причём не столько менеджерское, сколько географическое), а также опыт работы «на дядю» и понимание отрасли, то дерзайте! Вас ждёт невероятное путешествие к цели – с препятствиями, знакомствами и победами.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».