Рамиль Письменский – предприниматель из Перми. За пятнадцать лет предпринимательского стажа у него было много проектов, но, пожалуй, самый яркий и нестандартный - Kremlin Nuts, производство знаменитых в советское время орешков с начинкой. За 1,5 года Рамиль и его партнёр Алексей Матыцин сделали на основе этой концепции продукт, который теперь хотят на свои полки все ведущие торговые сети страны и многие компании за границей. О том, как заработать на советском кондитерском наследии, Рамиль Письменский рассказал порталу Biz360.ru.
Рамиль Письменский, 35 лет, серийный предприниматель из Перми, основатель проекта Kremlin Nuts. По специальности юрист, окончил Пермский государственный университет. Опыт в предпринимательстве – 15 лет. Сегодня управляет собственной кофейней и двумя магазинами Calvin Klein по франшизе. В 2019 году вместе с бизнес-партнёром Алексеем Матыциным запустил кондитерское производство Kremlin Nuts, построенное на концепции советской выпечки «орешки со сгущёнкой». В 2020 году продукция Kremlin Nuts получила премию «Продукт года в России».
Я из семьи предпринимателей, и сам тоже всегда работал только над собственными проектами. В 20 лет у меня была вендинговая сеть из 48 снековых и кофейных автоматов. Потом я её продал, потому что, как оказалось, слишком рано зашёл на этот рынок. Далее у меня было франшизное производство каркасных автономных автомоек с особой системой очистки. Потом я купил франшизу Calvin Klein и параллельно вкладывался в лесозаготовку. С лесом дело не пошло, а вот франшиза показала себя хорошо. Я докупил ещё одну лицензию этого же бренда.
Затем - придумал фастфуд на вынос Pasta Box: итальянская паста в коробочках, как у китайской вок-лапши. Также я запускал цветочный магазин, он эффективно работал несколько лет. В итоге проекты с цветами и пастой продал, потому что торговый центр, где они работали, изжил себя.
Так всё и шло: какие-то проекты начинал, какие-то продавал или закрывал. Как-то решил открыть в местном торговом центре кофейню. Для неё нужен был некий ведущий продукт. Когда мы с партнёром Алексеем Матыциным начали обсуждать, что это может быть, то выделили для себя русскую сдобу телесного цвета, макаронс и пончики-донаты. В последних нам нравилось то, что они яркие и популярные. А ещё они уже пробили своей ценой рынок HoReCa: продать печеньку за 50-100 рублей можно только в кофейне, люди уже привыкли к такой «добавке» к кофе.
Но у макаронс и пончиков очень короткий срок годности: всего три-четыре дня. Поэтому нашему концепту они не подходили. Значит, по уже проторенному ими пути нужно было провести новый продукт. И вдруг мы подумали: а почему бы не попробовать яркую российскую выпечку?
Вспомнили про всем известные орешки из песочного теста со сгущёнкой - и решили обыграть эту идею. Сегодня не все помнят, но у этой продукции есть официальное название в ГОСТе - «Кремлёвский орешек». Отсюда название нашего бренда - Kremlin Nuts.
Уникальность проекта - в его доступности: это мог придумать любой, идея на поверхности. И любой же мог бы его реализовать. Наш бизнес начался с орешницы за 800 рублей. На ней мы испекли первые 8 тысяч штук продукции Kremlin Nuts. Потом, конечно, дошли до того, что купили профессиональную орешницу за 80 тысяч рублей, а потом - и за 220 тысяч. Но начали мы с совсем простой посудины, в арендованной кулинарной студии, которую снимали за 100 рублей в час.
Таким образом, для старта потребовалось всего несколько тысяч рублей. Поначалу пекли орешки сами. Я был очень увлечён идеей, и время на это было, поскольку на других проектах уже работали управляющие.
Начали мы с рецептур по минимальной себестоимости. Потом постепенно брали более дорогие ингредиенты, поскольку дешёвые красители плохо себя показали на практике. В итоге пришли к тому, что продукт должен стать категории «эко».
Сегодня все красители Kremlin Nuts - натурального происхождения. Жёлтый и оранжевый – паприка и куркума, красный – семена хиотского дерева, чёрный – чернила каракатицы, а синий – тайский васильковый чай.
Яркость цвета при этом является принципиальным моментом: радужная витрина с орешками быстро притягивает взгляды в любом месте, куда её поставишь.
Все начинки на первом этапе заказывали у кондитерских оптовиков. Однако снова столкнулись с вопросами качества: от многих таких начинок стали портиться гидросвойства орешков, то есть печенька переставала быть достаточно хрустящей или напротив - пересыхала.
Пришли к тому, что большинство начинок стали делать самостоятельно. Заказываем ингредиенты и делаем. Кокосовое масло, например, покупаем в Азии – мы стали первыми в Перми, кто заказал полтонны этого масла за раз! Белый шоколад берём в Бельгии и Италии.
Вкусов у орешков за время развития проекта было около пятидесяти. Удивительно, но у разных регионов в процессе продаж обнаружились разные вкусовые предпочтения. В данный момент мы специально сократили ассортиментную линейку до шестнадцати вкусов, оставили только хиты.
Детям, скажем, нравится «баббл гам» и «банан-шоколад». Кофеманы предпочитают «солёную карамель», девушки - сыр маскарпоне, и т.д. Были у нас и вкусы, которые не понравились публике. Например, «матча-латте» или «арбуз».
Сразу после того, как орешки хорошо пошли в нашей кофейне, их стали заказывать и в других кафе города. Дальше всё пошло по нарастающей - продукт оказался очень ходовым. На настоящий момент Kremlin Nuts представлены в 500 точках по стране. У нас есть дистрибьюторы в разных городах, таковым можно стать, купив у нас партию от 3 тысяч штук. Обычно это владельцы кофеен.
В 2020 году мы получили премию «Продукт года в России». Съездили в Москву на выставку Made in Russia - и тоже всем понравились. Российский экспортный центр провёл форум, где мы стали победителями в номинации «Пищевая промышленность». Там нам подарили одно обучение по экспорту и дали субсидию на международную сертификацию орешков.
Проанализировав все каналы развития – ритейл, экспорт, франчайзинг и HoReCa – я решил, что пока мы продолжим фокусироваться на кафе и цветочных магазинах.
Заявок от ритейла мы получили множество - от всех известных сетей страны. Но я почитал условия сотрудничества и понял, что пока нам предлагают игру в одни ворота, причём, не в наши. Поставлять ты обязан – а если сеть не соблюдает условия по отсрочке платежа, то это ничего. Не обозначены объёмы поставки: могут заказать коробку, а могут – фуру, и ты обязан обеспечить.
Да ещё и сами должны развезти по точкам, иначе – до минус 10% с товарооборота. А самое несправедливое в том, что переговоры вроде ведёшь с представителями сети, а они тебе в итоге дают драфт-контракты, по которым 5% от оборота надо отдавать компании-посреднику. В общем, в сети мы не пошли.
В таком производстве, как наше, важны объёмы. Только тогда удастся снизить себестоимость на единицу продукта. В самом начале себестоимость орешка составляла 35 рублей, а продавали мы их по 20. Но рос объём – сразу снижалась себестоимость. Потом вкладываешься в производство, берёшь сотрудника – затраты на единицу опять вырастают. Но затем объём снова увеличивается. Так волнами и двигались.
Сегодня у нас арендованное производство на площади 335 квадратных метров. Там создаётся 100 тысяч орешков в месяц. На них уже оформлен патент. В основном не для того, чтобы нас не копировали, а чтобы нам было можно продаваться на других рынках.
Сегодня орешек в Москве стоит в среднем 60 рублей, по регионам – от 35 до 50. У макаронс цена выше, при том что сырьё для них дешевле. Но нас пока немного поджимает имидж «предков» нашего орешка: ведь все привыкли, что тот самый, со сгущёнкой, был очень доступным продуктом. Но сейчас задача скорее в том, чтобы занять рынок, пусть и приходится пока немного ущемлять доход.
Проект уже прошёл точку безубыточности, но всё ещё бывают моменты, когда вкладываем больше, чем получаем.
Сейчас у нас в процессе запуска находятся несладкие закусочные орешки - со специями и сырами. А ещё мы в данный момент активно работаем над разными видами упаковки. У нашего продукта она должна быть красивой. Одно из последних классных решений - большие матрёшки, наполненные нашими орешками в обёртках на манер рафаэлок. Уже есть договорённость по продажам таких в дьюти-фри в местных аэропортах.
Следующим шагом развития проекта будет франчайзинг в формате кофейни-кондитерской площадью от 10 до 35 квадратных метров. Якорный продукт – орешки, плюс кофейные и другие напитки. Там есть определённые фишки, но о них пока умолчу. В среднем на открытие такой точки сегодня требуется 1,5 млн. рублей своих инвестиций. Наша первая кофейня отбила вложения за 4 месяца.
Сезонный спад спроса в таком заведении может происходить летом. Но не обязательно: есть места с таким трафиком, что спада почти нет. Поэтому я и предпочитаю в качестве точек локации торговые центры - лучше сразу получать трафик, чем вкладываться в Instagram и прочее продвижение. Мой многолетний опыт показывает, что лучше сразу больше заплатить за проходное место, что излишне тратиться на рекламу.
Орешки прекрасно продают себя сами. Но для продвижения в формате кондитерской нужно делать также indoor- и outdoor-рекламу, давать её по радио в ТРЦ.
По франшизе мы ориентируемся на бренд Laduree. Это кондитерские-рестораны, которые есть во всех знаковых столицах мира. Мы тоже хотим построить сеть кофеен-кондитерских, в которых продолжим возрождать и другую известную советскую кондитерку. У нас очень много идей по ребрендингу других продуктов неординарным способом, делая из них бомбы.
У нас уже есть запросы на поставки из Германии и Турции, а также от 14 китайских компаний. Но работать на экспорт мы пока не можем, потому что транспортно-логистическое плечо сжирает время и накладывает на продукт много дополнительной стоимости. Плюс наши орешки натуральные, и потому их не получится возить на дальние расстояния.
Однако в перспективе мы обязательно пойдём в экспорт. Для этого просто нужно будет построить несколько производств поближе к тем странам, где есть интерес к нашей продукции. В нашем случае речь в первую очередь о Китае и Южной Корее, так что завод должен появиться в Благовещенске. А если мы говорим о Европе, то будет логично устроить локацию и в Подмосковье. Ещё нас интересуют арабские страны, поскольку там любят сладкое и хорошо относятся к России.
Для масштабирования, конечно, понадобится и автоматизация производства. Но единственная в мире орешница в виде автоматической конвейерной линии пока не устроила нас своим качеством. Хотя другие предприятия её покупают. Но мы подождём, пока её доработают, и купим через годик-два. Где купим линию? Конечно, в России. У нас же отечественный бренд.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».