Многие наёмные сотрудники мечтают открыть своё дело, но лишь некоторые решаются на это. Их сдерживает ряд факторов, основной из которых – неуверенность в успехе своего начинания и стабильном доходе. О том, к чему должен быть готов начинающий предприниматель с точки зрения финансов и психологии, на семинаре «Старт бизнеса» рассказала директор агентства «SMM-редакция» Надежда Русина.
Надежда Русина, предприниматель из Москвы, директор агентства «SMM-редакция». По образованию – журналист. Долгое время работала обозревателем и редактором отделов недвижимости в различных деловых изданиях. В 2011 году основала вместе с бывшей коллегой SMM-агентство Laike-digital. В 2017 году вышла из проекта, основав собственное агентство «SMM-редакция».
Причин, по которым люди уходят из найма в собственный бизнес, много. Мы с коллегой, с которой стали деловыми партнёрами, вместе работали в издательском доме. Я работала журналистом в сфере недвижимости с 2002 года, можно сказать, что съела на этом собаку.
Какое-то время возглавляла в нашем издательском доме стартап-проект – социальные сети на рынке коммерческой недвижимости. У основателей стартапа была мысль сделать наши соцсети такими, чтобы они конкурировали с Facebook. Наш проект «буксовал», и я ушла из компании в 2011 году.
Тогда стало понятно, что идти в какое-то другое издание я больше не хочу. На рынке сложилась такая ситуация, что все редакторы, связанные с недвижимостью, мигрируют: один ушёл с одного места, другой пришёл на его место, и так по кругу. Зарплаты примерно одного уровня, мало кто получает «бешеные» деньги. На тот момент на рынке не было ничего интересного для меня. Я уже стала разбираться в соцсетях и предложила своей коллеге создать собственный бизнес - SMM-агентство.
Работать решили на рынке недвижимости, так как мы знали всю эту кухню, многие компании и девелоперы были нам знакомы. Мы входили в пул профильных журналистов, которых постоянно приглашают на мероприятия, делятся инсайтами и т.д. Когда мы объявили про свой бизнес, рынку это было интересно.
Никакого стартового капитала у нас не было: мы разработали бизнес-план и цели. Я была уверена, что у нас всё получится. У партнёрши же было больше страхов. Она более структурный человек, чем я, поэтому взяла на себя работу с документами и ведение бухгалтерии. Я больше работала с привлечением клиентов.
Самое главное на этапе становления своего бизнеса – умение продавать. Никто не продаст твой товар или услугу лучше, чем ты сам. У нас были проблем с продажами, потому что мы новое агентство, которое никто толком не знает. Многие знают нас с партнёршей, но не агентство. Первым нашим клиентом стал жилой комплекс «Дубровка», для которого мы вели страничку в соцсетях. Потом клиенты стали понемногу подтягиваться под наши имена.
Надо понимать, что при открытии собственного дела первое время ты не будешь получать зарплату. У нас было ИП, оформленное не на моё имя. На счёт ИП мы получали деньги, которые снимали и делили между собой. Там были какие-то дивиденды, но пока было мало клиентов, зарплаты у нас никакой не было. Если вы начинаете бизнес сами, и у вас нет за спиной мужа или инвестора, то вам нужно это учитывать. Лучше всего создать финансовую подушку: взять ваш месячный оклад и умножить его на три, а лучше на шесть. Подушка пригодится вам на тот случай, если вы будете долго продавать и искать клиентов.
В рекламном бизнесе почти все работают по системе пост-оплаты. Очень многие клиенты задерживают оплату на несколько месяцев. А бывают такие случаи, когда они совсем не платят. Речь идёт в том числе о больших компаниях и крупных девелоперах. У меня нет ответа на вопрос, почему они не могут оплатить счёт, размер которого меньше одного квадратного метра в их жилом комплексе. У нас был ряд проектов с такими проблемами. Однажды речь шла о сумме порядка 150 тысячах рублей, которые мы так и не получили. Мы тогда плюнули и решили не подавать в суд. Но один раз подали в суд, потому что речь шла о более крупной сумме. Часть денег благодаря этому мы выбили.
Став предпринимателем, приходится много работать: нет выходных, и вечером, и ночью ты что-то делаешь.
Нужно постоянно самосовершенствоваться и учиться чему-то новому. Без такого развития невозможно выигрывать у конкурентов.
Кадры – большая проблема. Я сталкиваюсь с тем, что ко мне приходят люди, которые думают, что они всё умеют. Все знают, что и как постить в соцсетях – что там сложного? А это не так. Ты должен новых сотрудников образовывать, а они потом уходят к другому работодателю.
Если вы занимаетесь бизнесом, то надо чаще общаться с такими же людьми, как вы. Они полны схожих с вами целей и стремлений. Это будет другая среда, а не родственники, которые говорят «Что ты там затеял? Куда ты пошёл? Брось это всё и найди себе нормальную работу». Такие советы не будут вас поддерживать на пути к бизнесу.
Не берите кредитов, потому что тогда вы попадаете в ловушку регулярных выплат.
Готовьте портфолио о своих услугах или продуктах. Рассказывайте о своих успешных кейсах на сайте или своей страничке в соцсетях.
Работайте со своими соцсетями. Многие не любят ими заниматься, но хорошие соцсети демонстрируют то, как вы умеете продавать. Если вы предприниматель, то у вас не должно быть такого подхода «Я скромный, не могу сам рассказать о своём проекте». Понятно, что соцсети отнимают много времени, и от их ведения есть момент выгорания, но они – необходимы.
Если вы строите бизнес на личном имени, вам нужно заняться личным брендингом. Мне в этом плане было проще, потому что я журналист, хорошо пишу и регулярно веду свои соцсети. Если вы что-то делаете, то пишите об этом в соцсетях (анонсируйте), делайте рассылку о том, что выйдет такая-то статья, публикуйте сам материал, а потом создавайте какие-то публикации для вовлечения в дискуссию людей.
Снимать с самого начала офис. Можно прекрасно встречаться с партнёрами или клиентами в кафе, иногда работать в коворкинге. Это будет дешевле аренды офиса. Не всегда наличие офиса означает, что он и штат со временем будут расти. У нас сначала не было офиса, но потом мы его сняли. В нём у нас сидел один нанятый сотрудник, потому что большинству нанятых SMMщиков было удобнее работать из дома. Потом нам пришлось отказаться от офиса и распродавать всю купленную мебель. Мой вывод – офис нужен не для всех видов бизнеса.
То же самое касается и сайта. Мы живём в эпоху соцсетей, поэтому многим бизнесам свой сайт просто не нужен. Конечно, если вы оказываете консультационные услуги или владеете интернет-магазином, сайт должен быть. Если вы планируете принимать участие в тендерах, то сайт – обязательное условие для подачи заявки.
Иногда вы выбираете в партнёры каких-то друзей или знакомых, с которыми сходитесь на общих больных точках (например, я хочу кому-то что-то доказать, поэтому должна много заработать). Но потом вы расходитесь. Мы с партнёршей развалились на том, что испытывали стресс, появились проблемы со здоровьем и личной жизнью. Сейчас я два года работаю одна, у меня нет партнёра. Я могу делать то, что считаю правильным – не должна согласовывать все свои решения с партнёром, могу путешествовать и работать удалённо. И этим своим состоянием довольна.
Материал подготовлен на основе выступления Надежды Русиной на семинаре «Старт бизнеса», который 18 сентября провели фирма «1С» и портал о малом бизнесе Biz360.ru. Полностью посмотреть выступление Надежды Русиной можно в этом видео:
75 ошибок начинающего предпринимателя.
Хлебное место: что нужно учитывать при открытии пекарни.
Ошибки, которые мешают молодым предпринимателям добиться успеха.