При сдаче отчётности в электронной форме могут возникать разного рода ошибки и технические сбои, которые приводят к несвоевременному поступлению отправленных деклараций в ИФНС, отсутствию результирующих квитанций и прочим проблемам, грозящим бизнесу неприятностями. Рассказываем, чем могут обернуться для налогоплательщиков такие сбои и что делать, чтобы минимизировать потери.
Несвоевременное представление налоговой декларации (расчёта по страховым взносам) влечёт начисление штрафа. Штраф составляет 5% неуплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации. Штраф начисляется за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальная сумма штрафа – 30% от неуплаченной суммы налога, а минимальная – 1000 рублей.
Кроме того, несвоевременное представление декларации является основанием для блокировки банковских счетов организации или ИП. Счёт заблокируют, если просрочка сдачи декларации превысит 10 дней. Открыть новый счёт организация при этом не сможет. Решение об отмене блокировки налоговики примут не позднее одного дня, следующего за днём представления организацией налоговой декларации.
Между тем, и штраф, и блокировка назначаются именно за несвоевременную сдачу (несдачу), а не за несвоевременное принятие ИФНС налоговых деклараций. Если декларация была отправлена в ИФНС вовремя, но дошла до налоговиков с задержкой, ни штрафы, ни блокировка счетов организации назначены быть не могут.
При этом, если речь идёт об электронной отчётности, моментом сдачи считается дата её отправки. Если декларация была отправлена, скажем, 30-го числа, а в ИФНС поступила только через 3 дня, то она всё равно будет считаться отправленной 30-го числа.
С того момента, как электронная отчётность была отправлена оператором ЭДО, налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по сдаче декларации. Причём независимо от того, в какой именно момент отправленная отчётность поступит в ИФНС. Само собой, никакой ответственности за технические ошибки при направлении электронной отчётности налогоплательщики не несут.
ФНС России ранее уже разъяснила, что в связи с переходом на новую программу налогового администрирования могут возникать различные сбои и задержки при направлении плательщикам результирующих квитанций по обработке представленной ими отчётности.
В связи с этим ФНС обратила внимание на то, что своевременно отправленная электронная отчётность считается сданной даже в тех ситуациях, когда в силу технических причин она поступила в ИФНС с опозданием.
Основным и достаточным доказательством своевременности представления налоговой и бухгалтерской отчетности считается дата подтверждения отправки документов, сформированная оператором электронного документооборота.
Поэтому, если у налоговиков появились какие-либо претензии по поводу отчётности, необходимо обратиться в техническую поддержку своего оператора ЭДО и запросить подтверждение даты сдачи декларации.
Повторно направлять отчётность, по которой налоговики не представили результирующие квитанции, не нужно. Это технические ошибки, и налогоплательщики ответственности за эти ошибки не несут.
Согласно сообщению ФНС, соответствующие разъяснения уже доведены до территориальных налоговых органов. Поэтому ни штрафовать, ни арестовывать банковские счета за несвоевременное получение деклараций по причине сбоев налоговики не будут.
Таким образом, неполучение или несвоевременное получение квитанций и протоколов о приёме электронных отчётов не так страшно. То, что электронные документы по причине технического сбоя где-то задержались по пути в ИФНС, не означает, что налогоплательщик что-то нарушил и в чём-то виноват.
Все своевременно отправленные декларации всё равно дойдут до адресата без каких-либо отказных протоколов. Естественно, если налогоплательщик не ошибся сам - подписал декларацию валидной электронной подписью, отправил декларацию в «свою» налоговую и т.п. Если подобные нарушения обнаружатся, то отказные протоколы возможны.
Перечень оснований для отказа в принятии электронной отчётности приведён в Регламенте по приёму деклараций, утверждённом Минфином России (данный перечень является закрытым). К основаниям для отказа в приёме электронных деклараций относятся следующие:
-
отсутствие документов, удостоверяющих личность и полномочия физического лица, представляющего налоговую декларацию;
-
представление налоговой декларации не по установленному формату;
-
отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации;
-
несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации, указанным в налоговой декларации;
-
представление налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит приём этой налоговой декларации.
Технические ошибки и сбои при отправке налоговых деклараций не являются основаниями для отказа в их приёме.
При этом Налоговый кодекс прямо запрещает налоговым органам отказывать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме.
Соответственно, несвоевременное принятие налоговиками своевременно отправленной электронной декларации никаких неблагоприятных последствий для плательщика не повлечёт. Главное, чтобы у плательщика имелось подтверждение от оператора ЭДО в своевременности отправки отчётности.
или заблокировали счёт
Несмотря на официальные заверения ФНС, на местах всё же возможны случаи блокировки счетов и наложения штрафов за несвоевременное получение ИФНС налоговых деклараций. Как говорится, человеческий фактор. Что делать в такой ситуации? Оспаривать действия налоговиков и принимать скорейшие меры по разблокировке счетов.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подаётся через инспекцию, которая наложила штраф. Жалоба подаётся в письменной форме и подписывается подавшим её лицом или его представителем. Жалоба может быть направлена и через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Жалобу разрешается подавать в течение 1 года после инцидента.
При этом в течение трёх дней со дня получения жалобы инспекция самостоятельно может отменить штраф либо направить жалобу для дальнейшего рассмотрения в УФНС. Решение по жалобе принимается в течение 1 месяца, но этот срок может быть продлён до 2 месяцев.
Рассчитывать на отмену штрафа можно в том случае, если жалоба обоснована и к ней приложены все необходимые доказательства. Поэтому в жалобе необходимо изложить суть претензии, привести аргументы в обоснование своей позиции, а также приложить доказательства незаконности наложения штрафа (подтверждение даты отправки декларации от оператора ЭДО).
То же самое касается и обжалования блокировки банковского счёта. Однако, в этом случае лучше не дожидаться итогов рассмотрения жалобы, поскольку данный процесс может затянуться.
Если у организации заблокировали счёт, в ИФНС проще повторно направить налоговую декларацию. В этом случае решение об отмене блокировки налоговики примут уже на следующий после представления декларации день.
Одновременно в вышестоящий налоговый орган можно написать жалобу на действия ИФНС, в которой потребовать заплатить проценты за незаконную блокировку счёта. Проценты будут начислены на всю сумму денежных средств, в отношении которой действовало решение о блокировке. Они начисляются за каждый день незаконной блокировки до дня получения банком решения о её отмене. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центробанка.
Учитывайте, что блокировка счетов и наложение штрафов за сбой при принятии отчётности – это скорее исключительная ситуация. Как мы уже говорили, несвоевременное принятие налоговиками своевременно отправленной электронной декларации никаких неблагоприятных последствий для плательщика повлечь не должно. Главное, чтобы у плательщика имелось подтверждение от оператора ЭДО в своевременности отправки отчётности.
- Источник: Buh.ru.
Читайте также:
Как вернуть деньги из налоговой, если вы заплатили лишнее.
Как компания в разы сократила время на формирование отчётности.
Расчётный счёт компании заблокирован: почему это случилось и что с этим делать.