Предпринимателям необходимо постоянно развиваться и учиться новому. Без этого невозможно построить эффективный и успешный бизнес, создавать новые продукты и завоёвывать новые рынки. В «Настольной книге лидера» Рон Ашкеназ и Брук Мэнвилл, специалисты по стратегиям и изменениям, подробно рассказывают о том, как и зачем руководителям компаний и топ-менеджерам следует получать новые знания и навыки. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем выдержки из неё.
Лучшие лидеры всегда интеллектуально любознательны и постоянно расширяют свои горизонты, чтобы рассматривать проблемы с разных точек зрения. Они могут по мере надобности пересматривать свои цели, ценности и устремления. Они умеют находить новые возможности для себя и своего бизнеса. Целенаправленное развитие (и немного смирения, чтобы признать, что вам ещё есть чему учиться) - необходимая составляющая повышения личной эффективности. И хотя постоянное обучение потребует много сил и времени, оно обеспечит вам обновление и самоудовлетворение.
Кроме того, часть вашей роли как лидера - постоянный подъём планки эффективности для всех сотрудников вашей организации. Чтобы подталкивать их к этому, вы должны подавать пример продуктивности и обучаемости - и оттачивать своё понимание того, что лучше для вашего бизнеса в целом, даже если вы не станете специалистом во всех областях.
Существует множество методик, программ и образовательных продуктов для обучения и профессионального роста, подходящих для разных аспектов совершенствования ваших лидерских способностей. Прежде чем вы начнете, главное - понять, что вы хотите получить от каждого курса саморазвития. Это поможет вам выбрать наиболее подходящий и экономичный подход.
В целом сферу профессионального роста можно разделить на две основные категории - формальное и неформальное (или в процессе работы) обучение.
Формальное обучение
Формальное обучение исторически подразумевает занятия и лекции в учебных аудиториях, дополненные чтением и дискуссиями. Недавние перемены в сфере образования расширили и размыли границы этой категории, к которой теперь также относятся распространение и использование цифрового контента, онлайн-семинары, ролевые игры, симуляции и т. д. Но сущность подхода остаётся той же: кто-то более опытный в данной области предлагает формализованные знания ученикам, стремящимся получить и ассимилировать их.
Формальное обучение может быть особенно выгодным в тех предметах, где факты и методы давно устоялись или где знания, которые вам нужно получить, настолько детализированы или технически сложны, что полное или частичное самостоятельное обучение становится менее эффективным (или вообще невозможным). К таким предметам относятся основы бизнеса и такие области технического знания, как бухгалтерский учёт, корпоративные финансы, маркетинг или различные юридические направления, например интеллектуальная собственность или трудовое право.
Формальное обучение также может быть полезным для того, чтобы наверстать упущенное и усовершенствовать свои навыки в устойчивых практиках таких областей, как процессы управления талантами, диверсификационный менеджмент, политика вознаграждений и т. д. Программы в виде семинаров, предполагающие более активное участие обучающихся и более расширенную помощь преподавателей, позволят вам отточить такие поведенческие и стилистические навыки, как взаимодействия ради оказания влияния, оценка эффективности деятельности сотрудников, разрешение конфликтов или разработка межличностных стратегий для ведения переговоров.
Участие в программах университетов или других исследовательских учреждений (научно-исследовательских центров, лабораторий бизнесконсорциумов и т. п.) может помочь вам накопить знания и получить представление о будущих тенденциях в отрасли, обществе, глобальной экономике и подобных областях, что необходимо для выработки правильной стратегии в вашей компании. Большинство дальновидных руководителей также находят время для участия в различных отраслевых или спонсируемых СМИ конференциях, где собираются идейные лидеры, выдающиеся топ-менеджеры и ключевые политические фигуры. Это позволяет им услышать мнение авторитетных людей относительно наиболее насущных проблем, появляющихся инноваций и форм лидерских практик. Такой подход может помочь вам в деле формирования собственных стратегий, критериев эффективности и планов для вашего бизнеса.
Неформальное обучение (в процессе работы)
Несмотря на потенциальные преимущества формального обучения, в основном ваше развитие как лидера происходит - и должно происходить - более неформально, через получаемый на работе опыт. В целом мы разделяем мнение, которое высказывали многие успешные топ-менеджеры: обучение на опыте более предпочтительно.
Только через реальную деятельность абстрактные теории и революционные бизнес-идеи могут органично войти в образ вашего мышления. Например, вы поймете, что такое на самом деле платформенная стратегия, как развивать продукт совместно с потребителем, как разнообразие типов мышления среди сотрудников обеспечивает повышение эффективности. Только опыт даст вам чёткость суждений, необходимую для принятия решений, и эмоциональный интеллект, чтобы выслушивать и использовать конструктивную критику вашей деятельности. Только в работе развивается стойкость и упорство для преодоления неудач.
Получение максимума преимуществ от выполнения различных обязанностей - это вопрос не только разнообразия, глубины и широты опыта. Также важно и то, как именно вы будете усваивать и обрабатывать этот опыт. Поэтому стоит задуматься не только о том, чему и где вы можете научиться, но и о том, как вы будете это делать.
Первое и главное, что мы можем посоветовать, - действуйте сознательно и целенаправленно: вдумчиво подходите ко всем решениям и действиям, которые вы предпринимаете в процессе своей работы. Периодически уделяйте время наблюдениям, анализу и обдумыванию результатов той или иной инициативы. Синтезируйте и словесно формулируйте, что удалось, а что не удалось и почему. На основании того, что вы увидели и поняли, решайте, что в следующий раз нужно делать иначе или лучше. Будьте ответственным перед самим собой.
Результаты ваших наблюдений и размышлений только улучшатся, если вы будете получать обратную связь от других людей и обсуждать проделанную работу с тем, кому вы доверяете, например с неформальным наставником или ментором из числа руководителей. Многие профессионалы также считают полезным вести дневник, а менее личным опытом и мыслями делиться с более широкой аудиторией через блоги или другие формы социальных медиа.
Обучение у других
Помимо собственных наблюдений и размышлений, у вас есть множество возможностей получать знания опосредованно - наблюдая и анализируя действия и стиль других лидеров. Постарайтесь заглянуть за пределы направления, которое они задают, и поразмышляйте об их навыках или ошибках как лидеров. Если кто-то из них произносит важную речь перед сотрудниками организации, как её воспринимают? Почему?
Как мудро заметил Джон Лундгрен из Stanley Black & Decker, «многому из того, что я узнал о лидерстве, я обязан паре потрясающих боссов, за которыми я наблюдал и чьё поведение изучал на ранних этапах своей карьеры, и я зарёкся никогда не вести себя так, как один очень плохой босс, который также у меня был».
Ценность инструктора (ментора)
Если у вас никогда не было такой возможности, то вот что мы можем предложить вам для начала. Во-первых, как советует Джон Бальдони в статье «Прежде чем работать с инструктором, осмыслите ваше восприятие», чётко сформулируйте для себя, почему вы хотите получить помощь и что конкретно вы стремитесь извлечь из этих взаимоотношений.
Учитывайте, что не все инструкторы из числа руководителей одинаковы. Помимо химии отношений, которую вы, возможно, стремитесь найти, у каждого инструктора есть свой подход и свои профессиональные знания и навыки. Например, одни могут основное внимание уделять навыкам межличностных отношений, другие - стратегическому мышлению, третьи- вашей продуктивности и т. д. Разберитесь (и дайте понять своему инструктору), чего вы ожидаете и что вам нужно.
Во-вторых (и это несколько более тонкий момент), уясните для себя, что работа с инструктором из числа руководителей - лишь часть системы личностного роста. Хороший инструктор поможет вам распознать то, что вы сами могли в себе не замечать, а также составить план самосовершенствования в определённых профессиональных и личных направлениях. Но не забывайте о том, что ваш инструктор - не единственный, кто готов дать оценку вашей деятельности, и иногда он будет скорее собирателем, чем автором полезной информации. Часто самая важная для вас обратная связь приходит не от инструктора, а от коллег, партнёров и потребителей.
И не ждите, что инструктор сам проделает всю работу и чудесным образом сделает вас лучше. Совершенствование возможно только через собственную деятельность и обязанности. Инструктор может направлять вас и ставить перед вами непростые задачи, но процесс истинной лидерской трансформации запускаете и завершаете вы.
Обучение на ошибках
Если организация стремится к совершенству, она должна уметь учиться на ошибках. Личное умение вставать после падения не менее важно для вашего карьерного успеха как лидера. Рон с соавторами в статье «Восстановление после карьерных неудач» объясняют, что критически важным фактором выживания при неудачах является способность отступить на шаг, проанализировать случившееся, извлечь необходимые уроки, а затем двигаться дальше. Люди, которые тратят время на обвинения других или жалость к себе как к жертве, с большей вероятностью терпят неудачи снова или так и не достигают желаемого.
Это не означает, что вы должны понизить свои стандарты и принять, что неудачи - всегда хорошо. Они неизбежны, особенно в сложных организационных условиях с непредсказуемым человеческим фактором и подвижной, изменчивой средой.
Даже у лучших лидеров не всё всегда получается. Поэтому, когда что-то идёт не так, они используют это как толчок к обучению. Они оценивают негативный опыт с точки зрения самосовершенствования, приобретая знания, которые помогут им в будущем в похожих ситуациях. А затем старается лучше подготовиться к лежащим впереди поворотам. Если вы будете стараться попадать только в ситуации, где успех гарантирован, вы не научитесь быть стойким и адаптироваться. Вы не научитесь вставать, отряхиваться, размышлять над тем, что пошло не так, а затем пробовать другой подход.
Ищите баланс между совершенствованием сильных сторон и избавлением от слабых. Большинство исследований показывают, что эффективность профессионального развития оказывается выше, если вы меньше сосредотачиваетесь на борьбе со слабостями, а больше - на правильном использовании ваших преимуществ, особенно тех, которые имеют наибольшую ценность в вашей организации. Но, как отмечают в статье из HBR «Не переусердствуйте» (Stop Overdoing Your Strengths) Роберт Каплан и Роберт Кайзер, вы можете чрезмерно зациклиться на своих сильных сторонах и стать однобоким и неэффективным лидером, если будете уделять внимание только их развитию. Гораздо полезнее выработать правильный баланс внимания к тому, что вы делаете хорошо, а что - не очень, и продолжать обращаться к окружающим за обратной связью о том, «чего мне стоит делать больше, а чего меньше, чтобы быть более эффективным».
Выходите за пределы зоны комфорта. Обучение и рост происходят, когда вы расширяете пределы собственных возможностей и берёте на себя новые и сложные задачи. Будьте готовы включаться в способствующие вашему росту инициативные проекты, где главным будете не вы, где вы можете услышать критику по поводу вашего стиля и эффективности или оказаться в незнакомых ситуациях. Однако есть некоторые ограничения: не стоит присоединяться к программам для овладения навыками, которые явно намного превосходят ваши сегодняшние способности. Чтобы учиться, вы должны постепенно расширять свои горизонты, а не ломать себя. Также опасайтесь программ развития, которые обещают дать вам некое мистическое самоосознание, и тех, которые подвергают вас серьёзному физическому риску при ложных обещаниях, например «хождение по горящим углям научит вас самоконтролю» (а такая тенденция в области тимбилдинга действительно существовала).
Сохраняйте интеллектуальное смирение и слушайте, слушайте, слушайте. Вы не сможете расти, если не будете открыты новым идеям и вызовам. Слишком многие лидеры страдают от излишней самоуверенности, которая не даёт их разуму приобретать новые навыки и знания. Поэтому выработайте привычку почаще слушать вместо того, чтобы всегда высказываться первым.
Вы будете постоянно общаться с сотрудниками, потребителями, членами совета директоров, партнёрами и другими важными для вас лицами. Рассматривайте их как источник информации о тенденциях, инновациях, проблемах, которые нужно решать, и тех направлениях вашей работы как лидера, где вы на высоте или терпите неудачи. Вы будете получать оценку вашей деятельности, критику вашего мышления и мнения о том, почему и как вы можете работать лучше. Воспринимайте такие обсуждения как ценный ресурс, а не нападки на ваш авторитет.
Практикуйте традиционный цикл обучения. Мы хотим ещё раз подчеркнуть: проверенные временем исследования показали, что люди учатся и развиваются, проходя итерационный цикл, состоящий из действия, оценки результатов, анализа произошедшего и шагов к улучшению на основе усвоенного. Работая над получением новых навыков и знаний, структурируйте процесс в соответствии с этим циклом.
Подбирайте возможности для обучения, соответствующие вашим потребностям и стилю. Различные программы и возможности подходят для различных профессиональных задач. Поэтому, рассматривая варианты, учитывайте ваши склонности. Интроверты чаще предпочитают читать или изучать что-то самостоятельно, экстраверты с удовольствием участвуют в групповых обсуждениях и занятиях. Для одних людей очень большое значение имеют визуальные инструменты и опыт, для других - нет. Вы можете настаивать на аналитическом представлении материала либо предпочитать более экспериментальное или интуитивное обучение. Разберитесь, что подходит именно вам, и учитывайте это при планировании вашего развития.
Отдавайте предпочтение тем формам обучения и развития, которые соответствуют реальной работе и вашим актуальным задачам. В целом можно сказать, что всегда более осмысленно и полезно обучение в первую очередь тому, что непосредственно связано с вашей работой и удовлетворяет насущные потребности в навыках или знаниях. И именно такому обучению уделяют время большинство лидеров.
Профессиональный рост и развитие - самое лучшее вложение, которое вы можете сделать, чтобы стать лидером, но это дело в конечном итоге только в ваших руках. Если вы достаточно мудры, то будете постоянно, каждый день учиться у других людей. Однако выбирайте такое направление движения, которое поможет вам приобрести важные знания и навыки, наиболее актуальные для вас.
Подробнее о том, какими качествами и навыками должен обладать настоящий лидер, читайте в «Настольной книге лидера».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».