Стартап, внимание, марш! Как минимизировать риски при запуске нового проекта

Прочтёте за 3 мин.

«Нужно найти баланс и не отпугнуть потребителя введением монетизации»

IT-инструменты, которые используют в проекте ChallengeGoршнёва

  • Google Analytics
  • AppMetrika
  • Tilda
  • Telegram

О том, как запускать и развивать стартап, написаны тысячи статей и книг, об этом рассказывают на конференциях и форумах, этому обучают в акселераторах и на бизнес-тренингах. Но очень часто пишут эти книги и разрабатывают эти курсы те, кто сам никогда не запускал стартап. Тем ценнее для будущих фаундеров может быть опыт тех, кто сам набивал шишки и наступал на грабли. О том, что важно учесть при запуске стартапа, порталу Biz360.ru рассказали основатели приложения ChallengeGo Роман Прилипко и Константин Южный.

Досье

Роман Прилипко и Константин Южный – сооснователи приложения ChallengeGo. Роман никогда не работал в найме, занимался недвижимостью, открытием магазинов по франшизе, создал сервис для доставки за час Quickfrog и телемедицинский проект Helfine Medical. Константин участвовал в создании нескольких стартапов: телемедицина, подарки впечатлений. Проект ChallengeGo партнёры запустили в 2023 году.

Роман Прилипко и Константин Южный

Понятийная база  

В нашем понимании стартап – это молодой или зарождающийся бизнес-проект. Поначалу он может быть даже не оформлен юридически. Стартап всегда про резкий рост и захват доли рынка. Такие проекты нацелены на инновационный подход, который позволит привлечь инвестиции и быстро масштабироваться. Конечно, в таких условиях наиболее распространены и работоспособны IT-проекты. 

Ещё одна характерная черта стартапа – мотив создания. Нередко он возникает из личной потребности. 

Так было с нашим ChallengeGo: один из основателей проекта, Константин Южный, повредил колено. Нехарактерный хруст в тот момент вовсе не вызвал мыслей в духе «лучше бы сидел дома и делал приложение», но запустил цепочку событий, которые к этому в итоге привели. Диагностированный разрыв мениска, операция, период реабилитации, рекомендация врача активно ходить и обсуждение пройденных шагов в кругу друзей сформировали вынужденную потребность в движении. И как итог – идею сделать приложение, побуждающее людей больше гулять. 

Что учесть перед запуском стартапа

Стартап начинается тогда, когда появляется идея, как решить существующую на рынке проблему. И всё же без формальной части создать крутой проект не получится. Так что всё-таки следует учесть и сделать, если вы решили запускать стартап? 

Изучить рынок и конкурентов 

От объёма и ёмкости рынка зависит успех стартапа. Можно проанализировать все показатели самостоятельно: с помощью отраслевых изданий, открытой статистики и исследований или даже через официальные ресурсы вроде сайта ФНС. 

Погружение в данные о рынке помогает оценить, какую примерную долю на нём может занять ваш продукт или услуга. Может оказаться, что после изучения ситуации на рынке станет понятно, что ваш проект уже давно реализовал другой предприимчивый человек. Или потребителям подобный стартап и вовсе не нужен. К сожалению, это очень частая причина провала многих проектов, поэтому не стоит о ней забывать. 

Понять целевую аудиторию и её потребности 

Проведённый анализ рынка во многом поможет определить ключевую аудиторию проекта. Кто эти люди, чем они занимаются, сколько зарабатывают, а главное – какие у них потребности, и как вы можете закрыть их своим стартапом? 

Нашей ошибкой при запуске стало как раз то, что мы считали своей целевой аудиторией абсолютно всех. Руководствовались тем, что все без исключения ходят в течение дня. Кто-то 2 000 шагов до офиса и обратно, а кто-то все 40 000, потому что работает в курьерском сервисе. Но, как говорится, если твоя аудитория – это все, значит, у тебя её нет. Сейчас мы уже понимаем, что наша аудитория – те, кто хочет увеличить уровень своей дневной активности, но пока не получает достаточной мотивации для этого. 

Мы выяснили запрос клиента – отсутствие мотивации для постоянной активности. Это не новая история: на рынке уже есть платформы, приложения и даже отдельные инициативы брендов с челленджами. Аудитория ChallengeGo с ними знакома, поэтому нам нужно было найти какое-то конкурентное преимущество. И мы решили, что им станет возможность получить какую-то «плюшку» за своё достижение (сумму во внутренней валюте проекта или даже небольшой приз вроде фитнес-браслета) и провести собственный челлендж на платформе. Теперь мы можем работать над масштабированием проекта. 

Определить сферу применения 

Чем больше клиентских потребностей может решить проект, тем шире сфера его применения. Как следствие – больше возможностей для развития стартапа и привлечения инвестиций. 

Объясним опять-таки на примере Challenge.go. Мы обратили внимание, что сегодня для бизнеса особенно остро стоит вопрос well-being для команды. Множество компаний создают собственные спортивные проекты для сотрудников, подключают ДМС, предоставляют услуги психологов, проводят лекции на тему здоровья, чтобы сохранить команду и привлечь новых специалистов.

Наше приложение также может быть полезно бизнесу: HR или владелец компании может создать челлендж для своей команды, отслеживать результаты и наблюдать за активностью каждого. Механизм несложный, но при этом помогает повысить удовлетворённость и вовлечённость сотрудников.

Один стартап может закрывать две совершенно разные потребности у разной аудитории. А чем шире сфера применения вашего продукта или услуги, тем выше шанс заинтересовать крупных инвесторов и интересных партнёров, а также – заработать на проекте. 

Где брать инвестиции

Очень многие из тех, кто запускает стартапы, недооценивают количество вложений в проект. Может показаться, что инвестиций требуется по минимуму, а без внешних источников можно обойтись. Но рано или поздно проект потребует дополнительных вложений: от непредвиденной ситуации с «отвалившимся» сервером до расширения команды.

И тут есть два варианта развития событий. Те, кто заблаговременно позаботился о бюджете, смогут продолжить работу. А те, кто упустил этап бюджетирования во время запуска, будут вынуждены приостановить проект, чтобы найти инвестора. И к, сожалению, далеко не всегда стартапы находят инвесторов, поэтому просто закрываются из-за отсутствия средств. 

Как монетизировать стартап

Монетизация – это достаточно тонкий момент. Для начала важно ответить на вопрос: что в итоге вы продаёте – товар, услугу, информацию, платформу или аудиторию? Нужно найти баланс и не отпугнуть потребителя введением монетизации, которая тоже может быть разной: за счёт подписки, рекламы, freemium-модели (базовая версия предлагается бесплатно, а за расширенный функционал нужно платить – прим. редакции), транзакций или лидогенерации. 

Мы предполагаем, что СhallengeGo в будущем будет работать по модели подписки и транзакций. Сейчас мы тестируем различные гипотезы и собираем обратную связь от наших пользователей, чтобы прийти к наиболее подходящему варианту. 

Если проект «не выстрелил»

Стартап – всегда рискованная затея, которая может выйти в минус для основателя. И это важно понимать при запуске. Прежде, чем начинать свой проект, нужно чётко осознавать, что работа над ним – совсем не про славу и большие деньги. В жизни любого бизнеса есть взлёты и падения, и к этому нужно быть готовым. 

Очень малое количество проектов «выстреливает» в первый год существования. Чтобы развить стартап и привлечь к нему внимание, требуется много времени, сил и энтузиазма. Если же вы верите в проект и готовы идти с ним вдолгую, то это уже половина успеха.

Startup

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

30 ноября 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов