У предпринимателей, начинающих новый бизнес, есть то, что помогает им двигаться вперёд, несмотря на любые сложности – энтузиазм. Но со временем в жизнь предпринимателя приходит рутина, и если нет роста и развития, то и энтузиазм постепенно угасает. А это ведёт либо к аутсайдерскому положению на рынке, либо к закрытию бизнеса. О том, что мешает фаундерам развивать их проекты активнее, порталу Biz360.ru рассказал Артур Гаврилов, гендиректор и основатель платформы «Плавно».
Артур Гаврилов – основатель платформы «Плавно». Начинал свой путь в бизнесе в 2019 году с создания «Группы компаний Реда» (Reda Group), которая поставляла продукты питания и напитки для заведений сферы HoReCa и FoodTech. В 2021 году совместно с партнёрами запустил проект «Премьер Типс» – сервис для поощрения сотрудников сферы обслуживания и автоматизации бизнес-процессов. В 2023 году на технологической базе сервиса была запущена платформа «Плавно».
Часто будущий предприниматель задумывает открыть бизнес, потому что его посетила отличная, по его мнению, идея. Путём размышлений и опроса близких друзей он убеждается в абсолютном успехе будущего проекта и начинает расписывать бизнес-план. Дальше – больше: кредит на бизнес, сайт, реклама, первые клиенты и… Конец истории.
Да, клиенты есть, но доход не такой большой, чтобы в ближайшее время выйти на окупаемость. Или продукт набирает популярность из-за новизны, но, «наигравшись», люди отказываются от него. А возможно, стартап и вовсе оказывается неактуальным для большинства людей.
Что с этим делать
Первый этап создания любого бизнеса – это аналитика. Анализируйте всё, с чем собираетесь взаимодействовать: аудиторию и её потребности, конкурентов, ёмкость рынка и т.д. Подумайте, чем ваш продукт будет отличаться от продукта конкурентов, как он сможет закрывать потребности аудитории, нужен ли он людям вообще.
В наш технологичный век сложно придумать что-то новое, поэтому ваши, на первый взгляд, блестящие идеи могут быть не важны широкой аудитории, или люди со временем могут утратить к ним интерес.
Например, так произошло с приложением для прямых трансляций Periscope, которое первое время было очень популярно, в том числе благодаря инфлюэнс-маркетингу. Но людям быстро наскучили прямые трансляции, и Periscope стал стремительно терять пользователей уже через три года после запуска. А после появления прямых эфиров в социальных сетях отдельное приложение стало не нужно.
Более оптимистичный вариант развития бизнеса – модернизировать уже существующие продукты или добавить им новые функции.
Например, тот же Стив Джобс не изобретал мобильный телефон, он даже не был создателем первого сенсорного экрана. Но он придумал удобную модель сенсорного телефона с понятным для всех интерфейсом, которая стала популярной во всём мире.
Нужно понимать, чего хочет аудитория, и чего ей не хватает. В этом помогут исследования, данные статистики и живые опросы. Необходимо быть на связи со своей целевой аудиторией на всех этапах развития бизнеса, чтобы вовремя узнавать о её потребностях и собирать обратную связь.
Как правило, на этапе запуска в стартапе работает несколько человек, которые делают буквально всё. Один и тот же специалист сегодня пишет тексты для сайта, завтра считает бюджет, а послезавтра настраивает рекламу.
С развитием бизнеса процессов становится больше, следить за ними сложнее. Список задач растёт, появляется путаница в документах, а новых сотрудников уже не так просто ввести в курс дела. И чем активнее развивается компания, тем сильнее становится хаос. В какое-то время дальнейший рост становится просто невозможным.
Что с этим делать
-
Расписать все процессы – кто за что отвечает, как решается задача, в какие сроки она должна выполняться.
-
Выявить административные проблемы – где чаще всего процессы тормозятся, от чего это зависит, каких сотрудников не хватает. Продумать решение.
-
Подготовить регламенты работы для новых сотрудников.
-
Составить единую базу документов и использовать CRM.
-
Ввести отчётность – еженедельные и ежемесячные планёрки, отчёты по итогам работы, аналитику продаж.
-
Продумать форматы коммуникации – выбрать рабочий мессенджер и программу для управления проектами.
-
Если вы не справляетесь сами, можно нанять бизнес-консультанта или найти полезные материалы по администрированию в свободном доступе.
Если в начале пути вы можете успешно работать на энтузиазме и кредитах, то с развитием проекта этого становится мало. Бизнесу необходимо финансирование, потому что в первый год или даже несколько лет своего существования он, скорее всего, не окупится. Если у вас нет пассивного дохода или другого бизнеса, который уже приносит прибыль, будет сложно.
Некоторые молодые предприниматели думают, что финансовые проблемы обойдут их стороной. Особенно, если раньше у них получилось самостоятельно организовать бизнес и выйти на какой-то доход. Но по мере развития своё дело требует всё больших трат: на новых сотрудников, рекламу, ПО для автоматизации процессов и т.д.
Что с этим делать
Лучшее решение – найти перспективного инвестора. Сделать это можно через соцсети, личные знакомства или специальные мероприятия, которые проводятся во многих крупных городах. Ищите людей, которые уже инвестировали в проекты, похожие на ваш.
Правда, найти инвестора – это проделать лишь полпути. Вы должны составить краткую и понятную презентацию. Вот её примерная структура:
-
анализ рынка и целевой аудитории;
-
боль целевой аудитории, с которой вы работаете;
-
ваше конкретное решение;
-
актуальность решения (востребованность среди целевой аудитории, охват рынка);
-
отличия от конкурентов;
-
достижения на данный момент;
-
прогнозы;
-
сумма, которая вам требуется, и планы по её использованию.
Обязательно подтверждайте каждый пункт данными из надёжных источников.
Каким бы замечательным и нужным людям не был ваш бизнес, без рекламы о нём никто ничего не узнает. Даже если вам удалось открыть магазин, салон или кафе и привлечь клиентов, без вложений в маркетинг проект не сможет развиваться. А учитывая то, как быстро потребители меняют свои предпочтения, вы рискуете потерять и тех клиентов, которые у вас уже есть.
Поэтому при запуске бизнеса важно сразу определить рекламный бюджет. Нужно подготовиться к тому, что вливания в маркетинг будут постоянными. И чем активнее развивается бизнес, тем выше будет рекламный бюджет.
Что с этим делать
Не стоит бездумно проводить все маркетинговые активности, начитавшись статей в интернете. В первую очередь, нужно понять, какие маркетинговые каналы актуальны для вашей аудитории. Например, для небольшого кафе на первом этаже жилого дома не нужна масштабная наружная реклама или инфлюэнс-маркетинг через крупных блогеров. Гораздо эффективнее сработает программа лояльности, адресная рассылка через мессенджеры, реклама в чате жилого комплекса.
Какие каналы использовать, подскажут сами клиенты – можно провести опрос, собрав фокус-группу. А чтобы люди охотнее отвечали на вопросы, поощрить их скидкой, бонусом или небольшим подарком.
Когда вы открываете бизнес и горите идеей, хочется поскорее её воплотить. Но на определённом этапе развития компании вам становится непонятно, что делать дальше. А тот, кто не анализирует потребности целевой аудитории – внедряет функции, которые не нужны. Или вкладывается в трендовые маркетинговые активности, не анализируя их востребованность среди своей целевой аудитории.
Иногда и вовсе получается так, что бизнес нельзя масштабировать – из-за технических ограничений или слишком узкой тематики. Тогда приходится работать в заданных рамках, отбросив планы по развитию компании.
Что с этим делать
Над масштабированием нужно думать с самого начала. Если в вашу голову пришла великолепная идея, стоит сразу продумать, как можно её развить, в какую сторону, сколько денег на это придётся потратить.
Например, вы хотите открыть кондитерскую в формате «у дома». Такой проект можно масштабировать с помощью франшизы. Подумайте, станет ли это востребовано в вашем городе и какую поддержку вы сможете оказать франчайзи. Будет ли у вас отдельное производство десертов, или каждый франчайзи станет искать производителя самостоятельно? Сколько свободы вы будете давать франчайзи в выборе ассортимента и маркетинге? Все эти моменты необходимо продумать на старте.
Это самая опасная ошибка, которая может быть у молодых предпринимателей. Страх неудачи мешает идти вперёд, придумывать что-то новое и масштабироваться. Поэтому многие предприниматели годами сидят с одними и теми же результатами и не хотят двигаться дальше.
Новая высота – это другой подход к бизнес-процессам и другие затраты на маркетинг. В такой ситуации молодой предприниматель может уйти не в ту сторону и потратить деньги на неподходящую гипотезу.
Что с этим делать
Даже успешные предприниматели ошибались не раз и не два. Бизнес – это всегда риски, которые увеличиваются пропорционально его масштабу. Но без рисков развития не будет, поэтому нужно с ними смириться и постараться их минимизировать.
Главное – поставить цель и подробно расписать шаги по её достижению. После каждого шага важно анализировать результаты и корректировать стратегию. Если что-то не получается, можно зайти с другой стороны или переждать неблагоприятный момент. Залог успеха – это умение работать с данными, которые бизнес может собираться благодаря маркетинговым инструментам, и делать правильные выводы из своих ошибок.
Начинать бизнес – это всегда интересно. А масштабировать его – ещё интереснее. Поэтому не стоит бояться набирать высоту и выходить на новые обороты. Чтобы избегать типичных ошибок, молодому предпринимателю стоит уделять больше внимания аналитике и не терять энтузиазма.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».