Петербурженка Ольга Шеповальникова работала на «Императорском фарфоровом заводе», а в свободное время увлекалась темой дизайна. Покупка и ремонт собственной квартиры послужили неожиданным толчком к тому, чтобы хобби стало профессией. Ольга с мужем Иваном так долго искали красивые мелочи для дома, что решили попробовать делать их сами. Так и появился бренд стального декора Steel Alive. О том, как устроена мастерская оригинального декора и интерьерного дизайна, Ольга Шеповальникова рассказала порталу Biz360.ru.
Ольга Шеповальникова и Иван Сорокин – супруги-предприниматели из Санкт-Петербурга, основатели мастерской
Steel Alive, которая специализируется на предметах декора и интерьерном дизайне. По образованию Ольга – переводчик французского языка, Иван – инженер-экономист.
Перед тем, как открыть своё дело, я работала на известном в России предприятии с многовековой историей – «Императорском фарфоровом заводе».
С одной стороны, это место творчества, где было много интересных людей творческих профессий. С другой – моя работа на заводе в какой-то момент ушла исключительно в административно-управленческую сторону. Мне казалось, что я не развиваюсь, что мой потенциал не востребован и я «теряю лучшие годы» в то время, когда могла бы создавать что-то полезное и стоящее.
Примерно тогда же произошло важное событие – мы с мужем купили квартиру без отделки, с голыми цементными стенами, и были погружены в тему ремонта и дизайна. Эта тема зажигала, я вела блог в «Живом Журнале», где описывала наш ремонт и свои дизайн-идеи.
В процессе поисков предметов интерьера мы поняли, как мало на рынке декора для дома оригинального дизайна по умеренным ценам: например, тех же крючков и настенных вешалок, стендов для украшений и т.д.
У мужа на тот момент было небольшое производство, связанное с металлоконструкциями: строительные кронштейны и прочее. Я же видела применение стали в интерьерной сфере. Мне казалось это оригинальным. И был даже некий вызов – из сурового и холодного материала делать изящные силуэты и милый глазу декор для дома.
Я придумала дизайн вешалок – это были кот и птица на ветке, и подставок, мы сделали чертежи в AutoCAD, вырезали их из стали и покрасили. Сделали несколько «домашних» кадров. Получилось красиво, но встал вопрос: как и где это продавать? Решила использовать для этого «ЖЖ».
Выложила там свои изделия и сразу получила первый заказ на несколько штук из… Израиля! То есть первая продажа была международной и принесла нам около 90 долларов.
Покупательницей стала довольно популярная израильская блогер, которая к тому же порекомендовала нас своим подписчикам в Instagram. Её рекомендация отлично сработала, и я получила ещё с десяток интересных заказов. Затем включилось «сарафанное радио». Так начался наш, хоть и на «микро», но уже «бизнес».
На первом этапе вложения в наш проект были минимальными, не больше 30 тысяч рублей, потому что всё делалось маленькими партиями, фактически под заказ. Требовалось оплачивать в основном работы на аутсорсе, материалы, элементарное оборудование. Так что самоокупаемым проект был уже с первого месяца.
В 2014 году открыли интернет-магазин Steel-Alive.ru. Мы сразу сделали ставку на отличный сервис, упаковку и доброе имя своего небольшого бренда. Я много работала над этим: вписывалась в любые тематические мероприятия, общалась с лидерами мнений, коллегами. В общем, активно пользовалась нетворкингом: блогерство дало мне узнаваемость и связи.
Изделия были готовы взять на реализацию магазины и шоурумы, нас приглашали спонсорами тематических мероприятий – всё это положительно сказалось на продажах. Для каждого клиента мы делали всё, чтобы он остался доволен, и почти все покупатели становились постоянными. Процент повторных покупок и сейчас остаётся весьма высоким.
Мы очень осторожничали, не замахивались на большие объёмы, не делали «для склада». С одной стороны – это позволило обойтись без существенных вложений или потерь, с другой – спустя годы я засомневалась в исключительно положительном результате этой осторожности.
В определённый момент у нас было мало конкурентов и мы могли бы развиваться стремительнее. Но это только гипотеза – как известно, история не знает сослагательного наклонения.
Позже у нас случилось снижение продаж – когда схлынула первая волна популярности, имеющиеся клиенты, условно говоря, купили у нас всё, что хотели, а мы не развивали продуктовую линейку, а нам было нечего предложить нового.
Если сравнивать с 2013-2014 годами, то сейчас уровень конкуренции значительно вырос. И не столько с локальными брендами, но прежде всего с развитием таких монстров, как «Алиэкспресс» и подобных онлайн-площадок. Поэтому мы стараемся делать такие вещи по функционалу, дизайну и качеству, которые сложно найти в других местах.
И у нас есть то, что ищет наш клиент: ручная работа, локальность производства, красивая упаковка и оперативная доставка (тут мы точно можем конкурировать с «Алиэкспрессом»). К тому же у нас почти всегда можно заказать индивидуальный цвет по общедоступной палитре красок RAL – это очень ценится, так как вещь становится как бы сделанной для конкретного интерьера.
Правда, со временем нам пришлось отказаться от штучных изделий на заказ. В какой-то момент они привели много новых покупателей, но позже мы поняли, что «захлёбываемся»: производственный цикл долгий и нервный, и это просто не выгодно. Поэтому оставили только индивидуальные корпоративные заказы партиями.
Из базового ассортимента самые популярные позиции – потолочные светильники «Эдисон», которые можно покрасить в нужные клиенту цвета, настенные магнитные органайзеры 3 в 1: для хранения ключей, сумок, квитанций, подставки для зонтов и цветов, стенды для украшений и разнообразные салфетницы.
В корпоративном направлении пользуются спросом салфетницы с логотипом заведения, упоры для книг в качестве корпоративных подарков, а также визитницы и подсвечники.
При этом мы, например, несколько раз изготавливали компактные кухни в стиле «лофт» на основе стальных конструкций: как для фотостудии, так и для частных интерьеров.
У нас приличный объём постоянных клиентов, которые, как минимум, на различные праздники совершают у нас повторные покупки, рекомендуют друзьям.
Я веду довольно популярный блог в Instagram: на него подписываются, в том числе за счёт экспертных постов и сотрудничества с блогерами-экспертами, а через некоторое время подписчики становятся клиентами. Также мы сотрудничаем с дизайнерами.
Весомой частью бизнеса являются постоянные корпоративные клиенты из ресторанного сектора: например, за последних два месяца один постоянный клиент привёл трёх новых (это точки общепита, расположенные в очень посещаемой локации Петербурга).
У нас подключены «Яндекс.маркет» и «Яндекс.директ», пробовали таргет на разных площадках (не только Instagram, но и, например, Google), но, в отличии от перечисленных выше инструментов, эти показали себя менее эффективными. Поэтому используем, но сейчас уже в большей степени по остаточному принципу.
Долгое время сезонность продаж очень чувствовалась: самый «горячий» сезон был с сентября по декабрь, затем с февраля по май. А вот лето было низким сезоном. За счёт того, что несколько лет назад мы проработали эту неприятную закономерность, диверсифицировав направления работы, лето, наоборот, стало активным сезоном именно в плане интерьерных работ и корпоративных заказов, которые сейчас даже новогодние заказы размещают сильно заранее.
Несколько лет назад мы решили расширить сферу деятельности, начав оказывать декораторско-дизайнерские услуги: оформлять интерьеры, витрины, общественные пространства. И не только предоставляя свой декор, а делая целые проекты.
2020 год подстегнул нас активнее действовать в этом направлении: коронакризис показал востребованность услуги у клиентов, а у нас самих нашлось, наконец, время пройти дополнительное обучение.
Сейчас в проекте на постоянной основе остались только мы с мужем: я отвечаю за креативную часть, рекламу, продвижение, наполнение сайта и соцсетей, а на Иване – производственный цикл и чертежи. Дизайн – это совместный процесс.
Раньше были штатные сотрудники, а теперь все работы мы отдаём на аутсорс. Попробовав разные варианты, решили, что это правильная оптимизация расходов на данный момент. В целом, структура расходов выглядит так: оплата сырья, расчёты с поставщиками и теми, с кем сотрудничаем на аутсорсинге – 70%, оборудование и его амортизация – 10% , аренда мастерской – 10%, упаковка и текущие расходы – 10%.
На данном этапе больше Steel Alive всего зарабатывает на изготовлении изделий из стали для корпоративных клиентов и оформлении общественных пространств. Но мы гордимся и тем, что наша продукция востребована у обычных людей по всей России и за рубежом (наши изделия живут даже в Бразилии и США, не говоря о европейских странах).
Уровень прибыли пока нас всё еще не устраивает. Есть желание и цель вместо масштабирования производственного бизнеса углубиться в услуги и обучение – и расти в этих направлениях.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».