Управление гневом: как предпринимателю преобразовать негативные эмоции в позитивную энергию

Прочтёте за 3 мин.

«Любая подавленная эмоция подобна бомбе замедленного действия, которая в любой момент может взорваться»

IT-инструменты, которые использует Наталья Подгорных

  • ChatGPT
  • Telegram
  • Консультант+

В современном обществе считается не вполне приличным открыто проявлять негативные эмоции. Злость, гнев и агрессию контролировать очень трудно, и многим порой тяжело признаться даже самим себе, что мы не в состоянии с ними справиться самостоятельно. О том, почему предпринимателю важно уметь управлять своими эмоциями и как этому научиться, порталу Biz360.ru рассказала Наталья Подгорных, сертифицированный коуч  ICF и основатель сервиса AnyMinute.

Досье

Наталья Подгорных – сертифицированный коуч ICF с 5-летним опытом частной практики. В работе с клиентами применяет мультимодальный подход, сочетая нейрокоучинг с классическим коучингом. Основательница AnyMinute – сервиса, где можно получить срочную психологическую помощь или поддержку в принятии решений от психологов и коучей в онлайн-режиме в любой момент.

Наталья Подгорных

Что такое гнев

Когда мы говорим о злости, первой реакцией большинства людей становится негатив. Окружающие часто осуждают выражение подобных чувств – как на работе, так и в повседневной жизни. Но не все осознают, что злость – это «вторичное» чувство, которое возникает на основе других, более глубоких эмоций, таких как боль, страх или обида.

Одной из степеней выражения злости становится гнев. Важно понимать, что гнев – эмоция, обладающая мощной энергией. Неконтролируемое высвобождение значительного объёма этой энергии на рабочем месте часто приводит к конфликтам с коллегами и подчинёнными.

Многие слышали про эмоциональный интеллект – маркер, который показывает, насколько хорошо человек понимает и умеет контролировать свои эмоции. К сожалению, в детстве нас не учили работать с чувствами. Наоборот, мы слышали только призывы подавлять их: «Не плачь», «Не бойся», «Не шуми», «Не злись». Однако любая подавленная эмоция подобна бомбе замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. Ведь мозг уже начал работать над её формированием, и запустил в организме определённые химические реакции. Если эти процессы достигнут критической точки, это может привести к нарушению гомеостаза – способности организма сохранять стабильность. В худшем случае это приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем.

Тем не менее, в гневе есть и позитивный аспект. Эмоции представляют собой сложный механизм, понимание которого открывает возможность эффективного самоконтроля. Люди, способные управлять своими эмоциями, значительно повышают свою эффективность в работе, что важно как для собственников бизнеса, так и для топ-менеджеров. В личной жизни такие навыки способствуют достижению баланса между гибкостью и уверенностью, необходимого для создания здоровых и гармоничных взаимоотношений.

Почему мы испытываем гнев

Есть пять основных причин гнева:

  • Вторжение на нашу территорию (физическую или психологическую);

  • Неудовлетворение потребности (физиологической, социальной, духовной и т.д.);

  • Страх (опасность реальная или предполагаемая);

  • Привычка выражать гнев (формируется в детстве);

  • Усталость, боль и стресс.

Если с пунктами 4 и 5 нужно работать, например, учиться формировать иные проявления, правильно отдыхать, восстанавливать свой энергетический уровень, то первые три пункта – ключевые элементы, которые способствуют развитию любого бизнеса.

Позитивные факторы гнева

Злость может стать мощным катализатором изменений. Если собственник или сотрудники будут испытывать недовольство из-за того, что потребности компании не удовлетворяются, например, если выручка не соответствует ожиданиям, это может привести к улучшению результатов. Негативные эмоции могут стать источником энергии, необходимой для действий. Если мы не используем эту энергию, мы лишаем себя важного ресурса.

Порой причиной раздражения сотрудника становится когнитивный диссонанс, возникающий в процессе взаимодействия с коллегами. Это может происходить, когда человек слышит мнение, противоположное его собственному, или когда ему кажется нелогичным подход к решению проблемы, выбранный другими. 

Когнитивные искажения – неизбежная часть нашей жизни, ведь у каждого свой жизненный опыт и свои источники информации. Поэтому важно понимать, почему мы можем испытывать агрессию по отношению к коллегам. Чаще всего такие искажения проявляются у руководителей, так как их уровень образования и кругозор могут отличаться от тех же показателей у подчинённых.

В подобных случаях стоит допустить существование альтернативной точки зрения, проанализировать её и принять взвешенное решение. Чтобы понять, есть ли у вас когнитивные искажения, и найти пути их преодоления, можно задать себе следующие вопросы:

  • Почему мне выгодно думать именно так?

  • Что произойдёт, если я откажусь от этого мнения?

Если конфликт возник не из-за когнитивных искажений, а из-за разницы в уровне опыта, то стоит объяснить подчинённым, как вы видите ситуацию. Такой подход способствует развитию сотрудников, что, в свою очередь, положительно сказывается на показателях компании.

Кроме того, эффективность работы команды и её энтузиазм во многом зависят от того, насколько сотрудник соответствует занимаемой должности. Задача руководителя совместно с HR-специалистом определить сильные стороны каждого подчинённого, а также выявить его точки роста и мотивации. Необходимо выстроить работу так, чтобы максимально использовать потенциал каждого члена команды.

Для этого важно научиться «активно слушать» – замечать и анализировать реакции людей, задавать вопросы, чтобы лучше понять их. Если руководителю сложно самостоятельно оценить потенциал сотрудника, можно обратиться к специалистам, которые помогут его определить. Это позволит эффективно распределить задачи между членами команды. Обычно мы проводим такую оценку, используя специально разработанные для подобных задач тесты на ранговый потенциал. Далее совместно с руководителем анализируем результаты, в зависимости от целей компании. 

Как преобразовать гнев

Для того, чтобы перенаправить энергию злости в позитивное русло, руководителю или собственнику компании нужно прежде всего принять тот факт, что пока вас всё устраивает, никаких изменений не произойдёт.

Существует множество методов работы с энергией гнева, рассмотрим два из них, которые могут сработать быстро и «в моменте»:

1. Техника вопросов

Четыре главных вопроса, которые помогут вам понять, насколько адекватен ваш гнев:

  • Помогает ли мне сейчас гнев решить проблему?

  • Помогает ли гнев сохранить добрые отношения с человеком?

  • Доставит ли гнев мне сейчас или позже неприятности?

  • Получу ли я сейчас благодаря гневу желаемое?

Отвечая на эти вопросы, вы сможете остановить себя и не совершить необдуманных действий. Это позволит перейти к рациональному анализу ситуации и оценить её объективно. Кроме того, такой подход поможет вам выразить и осознать свои чувства, не пытаясь их подавить.

2. Техника «СТОП»

При возникновении ситуации, когда гнев начинает нарастать, попробуйте задать себе три вопроса:

  • СТОП! Что я сейчас чувствую?

  • СТОП! Какой результат я хочу сейчас получить?

  • СТОП! Какие мои действия приведут к желаемому результату?

Ответив на эти вопросы, вы также сможете остановить развитие внутреннего и внешнего конфликтов – и уже на спокойную голову разобраться в ситуации.

P.S.

Развитие эмоционального интеллекта – длительный и сложный процесс, который требует постоянной практики и внимания. Эта способность является одним из ключевых факторов, способствующих успешному ведению бизнеса. Научившись распознавать и контролировать негативные эмоции, вы сможете использовать этот навык для достижения своих целей. Злость – источник энергии, который может стать вашим двигателем, если вы не позволите ему разрушать вас.

Наталья Подгорных

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

08 ноября 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов