В современном обществе считается не вполне приличным открыто проявлять негативные эмоции. Злость, гнев и агрессию контролировать очень трудно, и многим порой тяжело признаться даже самим себе, что мы не в состоянии с ними справиться самостоятельно. О том, почему предпринимателю важно уметь управлять своими эмоциями и как этому научиться, порталу Biz360.ru рассказала Наталья Подгорных, сертифицированный коуч ICF и основатель сервиса AnyMinute.
Наталья Подгорных – сертифицированный коуч ICF с 5-летним опытом частной практики. В работе с клиентами применяет мультимодальный подход, сочетая нейрокоучинг с классическим коучингом. Основательница AnyMinute – сервиса, где можно получить срочную психологическую помощь или поддержку в принятии решений от психологов и коучей в онлайн-режиме в любой момент.
Когда мы говорим о злости, первой реакцией большинства людей становится негатив. Окружающие часто осуждают выражение подобных чувств – как на работе, так и в повседневной жизни. Но не все осознают, что злость – это «вторичное» чувство, которое возникает на основе других, более глубоких эмоций, таких как боль, страх или обида.
Одной из степеней выражения злости становится гнев. Важно понимать, что гнев – эмоция, обладающая мощной энергией. Неконтролируемое высвобождение значительного объёма этой энергии на рабочем месте часто приводит к конфликтам с коллегами и подчинёнными.
Многие слышали про эмоциональный интеллект – маркер, который показывает, насколько хорошо человек понимает и умеет контролировать свои эмоции. К сожалению, в детстве нас не учили работать с чувствами. Наоборот, мы слышали только призывы подавлять их: «Не плачь», «Не бойся», «Не шуми», «Не злись». Однако любая подавленная эмоция подобна бомбе замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. Ведь мозг уже начал работать над её формированием, и запустил в организме определённые химические реакции. Если эти процессы достигнут критической точки, это может привести к нарушению гомеостаза – способности организма сохранять стабильность. В худшем случае это приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем.
Тем не менее, в гневе есть и позитивный аспект. Эмоции представляют собой сложный механизм, понимание которого открывает возможность эффективного самоконтроля. Люди, способные управлять своими эмоциями, значительно повышают свою эффективность в работе, что важно как для собственников бизнеса, так и для топ-менеджеров. В личной жизни такие навыки способствуют достижению баланса между гибкостью и уверенностью, необходимого для создания здоровых и гармоничных взаимоотношений.
Есть пять основных причин гнева:
-
Вторжение на нашу территорию (физическую или психологическую);
-
Неудовлетворение потребности (физиологической, социальной, духовной и т.д.);
-
Страх (опасность реальная или предполагаемая);
-
Привычка выражать гнев (формируется в детстве);
-
Усталость, боль и стресс.
Если с пунктами 4 и 5 нужно работать, например, учиться формировать иные проявления, правильно отдыхать, восстанавливать свой энергетический уровень, то первые три пункта – ключевые элементы, которые способствуют развитию любого бизнеса.
Злость может стать мощным катализатором изменений. Если собственник или сотрудники будут испытывать недовольство из-за того, что потребности компании не удовлетворяются, например, если выручка не соответствует ожиданиям, это может привести к улучшению результатов. Негативные эмоции могут стать источником энергии, необходимой для действий. Если мы не используем эту энергию, мы лишаем себя важного ресурса.
Порой причиной раздражения сотрудника становится когнитивный диссонанс, возникающий в процессе взаимодействия с коллегами. Это может происходить, когда человек слышит мнение, противоположное его собственному, или когда ему кажется нелогичным подход к решению проблемы, выбранный другими.
Когнитивные искажения – неизбежная часть нашей жизни, ведь у каждого свой жизненный опыт и свои источники информации. Поэтому важно понимать, почему мы можем испытывать агрессию по отношению к коллегам. Чаще всего такие искажения проявляются у руководителей, так как их уровень образования и кругозор могут отличаться от тех же показателей у подчинённых.
В подобных случаях стоит допустить существование альтернативной точки зрения, проанализировать её и принять взвешенное решение. Чтобы понять, есть ли у вас когнитивные искажения, и найти пути их преодоления, можно задать себе следующие вопросы:
-
Почему мне выгодно думать именно так?
-
Что произойдёт, если я откажусь от этого мнения?
Если конфликт возник не из-за когнитивных искажений, а из-за разницы в уровне опыта, то стоит объяснить подчинённым, как вы видите ситуацию. Такой подход способствует развитию сотрудников, что, в свою очередь, положительно сказывается на показателях компании.
Кроме того, эффективность работы команды и её энтузиазм во многом зависят от того, насколько сотрудник соответствует занимаемой должности. Задача руководителя совместно с HR-специалистом определить сильные стороны каждого подчинённого, а также выявить его точки роста и мотивации. Необходимо выстроить работу так, чтобы максимально использовать потенциал каждого члена команды.
Для этого важно научиться «активно слушать» – замечать и анализировать реакции людей, задавать вопросы, чтобы лучше понять их. Если руководителю сложно самостоятельно оценить потенциал сотрудника, можно обратиться к специалистам, которые помогут его определить. Это позволит эффективно распределить задачи между членами команды. Обычно мы проводим такую оценку, используя специально разработанные для подобных задач тесты на ранговый потенциал. Далее совместно с руководителем анализируем результаты, в зависимости от целей компании.
Для того, чтобы перенаправить энергию злости в позитивное русло, руководителю или собственнику компании нужно прежде всего принять тот факт, что пока вас всё устраивает, никаких изменений не произойдёт.
Существует множество методов работы с энергией гнева, рассмотрим два из них, которые могут сработать быстро и «в моменте»:
1. Техника вопросов
Четыре главных вопроса, которые помогут вам понять, насколько адекватен ваш гнев:
-
Помогает ли мне сейчас гнев решить проблему?
-
Помогает ли гнев сохранить добрые отношения с человеком?
-
Доставит ли гнев мне сейчас или позже неприятности?
-
Получу ли я сейчас благодаря гневу желаемое?
Отвечая на эти вопросы, вы сможете остановить себя и не совершить необдуманных действий. Это позволит перейти к рациональному анализу ситуации и оценить её объективно. Кроме того, такой подход поможет вам выразить и осознать свои чувства, не пытаясь их подавить.
2. Техника «СТОП»
При возникновении ситуации, когда гнев начинает нарастать, попробуйте задать себе три вопроса:
-
СТОП! Что я сейчас чувствую?
-
СТОП! Какой результат я хочу сейчас получить?
-
СТОП! Какие мои действия приведут к желаемому результату?
Ответив на эти вопросы, вы также сможете остановить развитие внутреннего и внешнего конфликтов – и уже на спокойную голову разобраться в ситуации.
Развитие эмоционального интеллекта – длительный и сложный процесс, который требует постоянной практики и внимания. Эта способность является одним из ключевых факторов, способствующих успешному ведению бизнеса. Научившись распознавать и контролировать негативные эмоции, вы сможете использовать этот навык для достижения своих целей. Злость – источник энергии, который может стать вашим двигателем, если вы не позволите ему разрушать вас.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».