Плов – одно из главных блюд восточной кухни. А для Екатерины Коваленко из Калининграда плов – не только любимое блюдо, но ещё и бизнес. После путешествия по Средней Азии она решила уйти с нелюбимой офисной работы и открыла мастерскую плова «Пряности и папа». Сегодня девушка проводит пловные пикники на берегу Балтийского моря, а также возит восточное угощение целыми казанами на разные мероприятия. О том, как построить бизнес на пяти видах плова, Екатерина Коваленко рассказала порталу Biz360.ru.
Екатерина Коваленко – 31 год, предприниматель из Калининграда, основатель мастерской плова
«Пряности и папа». Окончила Калиниградский институт экономики (филиал СпбУТУиЭ) по специальностям «Финансы» и «Менеджмент». Проект «Пряности и папа» запустила в 2015 году.
Я закончила школу на Мальте, потом училась в Берлине. Думала продолжить обучение в Европе, но в какой-то момент мне это перестало быть интересным. Поэтому я вернулась домой с пониманием, что меня совсем не тянет назад на Запад. Напротив: вышло так, что меня притянул Восток.
Однажды друг семьи, который родился в Узбекистане, предложил приготовить плов на моей кухне и позвать всех друзей. До этого я терпеть не могла это блюдо, а ещё не очень понимала, зачем обязательно звать кого-то. Но в тот вечер я влюбилась в плов и поняла, что, во-первых, ничего вкуснее не ела, а во-вторых, что плов призван объединять людей.
Потом в моей жизни наступил период, когда я уезжала из дома почти на три месяца и путешествовала по Кавказу и Средней Азии. В этом путешествии я знакомилась с разными видами плова, пока ко мне не пришла мысль предложить тому самому другу готовить его для доставки, а я бы занялась продажами.
Тогда я думала, что сама не смогу научиться его готовить. У меня было представление, что плов может сделать только настоящий человек с Востока.
На тот момент никто в Калининграде серьёзно не занимался пловом. Его в целом и не особенно любили – на рынке были только стандартные варианты и только в кафе узбекской кухни.
В общем, мы запустили проект «Пряности и папа». Инвестиции в старт были небольшие – не более 100 тысяч рублей. Они потребовались на оборудование (два казана на 60 литров и печи, чтобы готовить плов на костре) плюс на оплату работы дизайнера. Казан на 60 литров позволяет приготовить 150 порций. Работать мы начали на моей кухне.
Спустя какое-то время мой восточный партнёр покинул проект, а я не могла сдать назад – я уже оставила свою нелюбимую работу в офисе. Плюс я очень верила в своё новое дело.
Чтобы научиться готовить самой, я читала много книг и смотрела видео на YouTube. Вначале запустила формат доставки – продавала порциями и казанами. Тогда Instagram ещё не был популярен, и я начала продвигаться в «ВКонтакте». Предлагала заказать плов порционно только раз в неделю, чтобы дать возможность попробовать его, прежде чем заказывать целый дорогой казан за 5 тысяч рублей.
Первое время, когда звонили по заказу, я делала вид, будто общаюсь с кем-то на кухне – хотя долгое время работала на проекте одна. Тогда я даже не раскрывала своё авторство блюда. Придумывала разные псевдонимы – мужские узбекские имена. Потому что был стереотип, будто только обладатели таких имён готовят «настоящий» плов – и точно не женщины.
Поначалу у меня был один заказ на казан в месяц, постепенно это число увеличивалось. Одновременно с доставкой стала также участвовать в разных фуд-фестивалях. Так продолжалось первые года полтора.
Казаны стали заказывать на любые мероприятия – от поминок до дней рождений. При этом я не просто привозила плов, а ещё презентовала его. Рассказывала о нём. Если ты при этом красивая, в фартучке, а язык у тебя подвешен, получается целое шоу.
Также почти с самого старта проекта я стала предлагать калининградцам формат пловных пикников у моря. Мы проводим их в период, когда температура не опускается ниже +7 градусов – с марта по октябрь. Плов готовим на костре. В вечерне-ночное время это сопровождается игрой на гитаре и песнями – получается очень душевно.
На такое мероприятие у нас нужно обязательно записываться: я заранее планирую количество еды, которую буду готовить. Как правило, один пикник посещают 200-250 человек.
В последние два года в проекте работает целый цех, где происходит готовка для доставки, а также команда помощниц. Случайно вышло, что все они тоже женщины, и мы давно перестали это скрывать – теперь это фишка проекта. Площадь цеха - около 80 квадратных метров.
Первые три года мы предлагали один вид плова – самаркандский. Потом я начала добираться до остальных рецептов, и сейчас их пять: добавился ферганский с рисом девзира, ташкентский, зелёный плов бухарских евреев, который готовится без моркови, а также шах-плов из риса басмати, который запекается в тесте.
Наиболее радикально отличаются самаркандский и ферганский. Для первого говядина жарится целыми кусками на топлёном курдюке, плов готовится слоями и не перемешивается, мясо в конце – нарезается и кладётся на рис сверху. А для ферганского плова баранина режется маленькими кусочками, обжаривается с жёлтой и оранжевой морковью, потом добавляется барбарис и рис девзира. В конце плов перемешивается. Получается жирный, калорийный очень вкусный плов «под водочку». Но самым популярным у нас был и остаётся самаркандский.
Наш проект уникален тем, что мы единственные предлагаем столько видов очень качественного плова. То, что его готовят красивые русские женщины – отдельная изюминка.
В Москве, например, я не нашла даже двух разных видов этого блюда. Зато находила обманку: когда готовится один казан, а потом в эту основу добавляют нут из банки или обжаренную курицу, и называют плов из одного котла разными видами плова.
На текущий момент в месяц у нас уходит около 15 мешков риса по 25 кг. Мы используем басмати, кубанский круглозёрный (который, с моей точки зрения, ничуть не хуже других видов узбекского риса для плова), длиннозёрный и девзира.
Порция нашего самаркандского плова стоит 350 рублей, все остальные виды – 400 рублей. Ранее все пять лет цена была 300 рублей, и многим это казалось космической суммой. Поменять сознание людей было очень сложно – они привыкли к плову за 80 рублей.
Сегодня мы делаем примерно 40 казанов плова в месяц. Половина заказчиков просят доставку казанами, половина – порциями. Заказать порцию на дом можно только три раза в неделю.
Мы нарочно не предлагаем ежедневную доставку и доставку по выходным – для того, чтобы сохранять ощущение особенного дня, праздника. В наше время, скажем, даже торты – уже обыденность, их можно заказать в любое время. Хотя очевидно, что если бы мы продавали плов по выходным, прибыль проекта была бы в несколько раз больше. Но мы предпочитаем сохранять особый интерес к продукту. По этой же причине – не открываем кафе.
В период пандемии наша деятельность подугасала. Когда люди перестают собираться вместе, им не до плова. Так что заказов было по минимуму. Зато период карантина подарил нам одну хорошую историю.
Прошлой весной я записала видео для Instagram, где сообщила, что очень хотела бы поддержать калининградских врачей пловом. Я сказала, что хочу приготовить на свои деньги 100 порций, и мне нужна помощь с передачей в красную зону. В итоге многие подписчики захотели вложиться в эту инициативу и своими деньгами.
Так что в прошлом пандемийном апреле мы с нашими клиентами накормили 1100 медицинских работников. Каждое утро вставали, разводили костёр на берегу моря, и готовили плов. Потом волонтёры развозили его по больницам.
Осенью мы повторили это и накормили уже 3200 человек. Мы прикладывали к плову открытки с посланием, что калининградцы своих не бросают. В общем, было здорово.
Я сама пишу тексты для нашего Instagram и рассказываю людям истории про плов. У нас довольно дорогие фото в аккаунте. В целом, нашим контентом стараюсь показать, что я не любитель – я профессионал. А для продвижения мы также участвуем в разных фуд-мероприятиях в городе и за его пределами.
Ошибки мы тоже отрабатываем профессионально, если они случаются. Например, однажды на одном из фестивалей вышло так, что плов у нас был приготовлен некачественно. Я получила около 15 откликов с негативной обратной связью. Каждому из авторов отзыва я потом отправила новый плов в качестве извинения. И услышала в ответ, что это очень ценно: когда человек не боится признавать ошибки. Ведь они действительно случаются, все мы люди.
Ещё, чтобы о нас узнавали издалека, два года назад я купила микроавтобус Mercedes Sprinter за 1,7 млн. рублей, чтобы возить оборудование для костра. И довольно много сил вложила в его брендирование. Хотела, чтобы он ездил – и все сворачивали головы. Это удалось. Сегодня на нём нарисованы ведьмы и ангелы, которые готовят плов.
Если говорить о перспективах, то три года назад я планировала захватить рынок шашлыка. Даже изучила тему: научилась как следует его готовить. Но в итоге перехотела, потому что поняла, что у меня нет желания стоять и самой жарить мясо. Всё же готовить плов на тысячу человек – совсем другое дело.
Однако буквально недавно нашёлся человек, который очень хорошо знает шашлык и хотел бы сотрудничать со мной по этому направлению. Думаю, мы попробуем это реализовать, и скоро рядом с моим лучшим пловом будет готовиться и лучший шашлык.
Из Калининграда сложновато масштабироваться. Однако до пандемии нам удавалось выходить за его рамки в Европу: у меня заказывали мастер-классы в Испании, Латвии. Также приглашали и на частные мероприятия или фестивали в Москву. Такие получались гастроли с пловом. Надеемся, этот формат тоже получится развивать.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».