«Верните наши деньги!» Как компании истребовать дебиторскую задолженность

Прочтёте за 5 мин.

«Если истец не докажет суду, что он искал компромисс до судебного разбирательства, иск будет отклонён»

IT-инструменты, которые использует Евгений Самсонюк

  • Битрикс24
  • Консультант+
  • Pravo.ru

Финансовые отношения с подрядчиками, клиентами и партнёрами компании выстраивают по-разному, но почти всегда участники деловых коммуникаций сталкиваются с дебиторской задолженностью. Её взыскание нередко становится для бизнеса большой проблемой. О том, как минимизировать риски возникновения долгов и как их взыскать, порталу Biz360.ru рассказал Евгений Самсонюк, гендиректор компании «Юри.тех».

Досье

Евгений Самсонюк – гендиректор компании «Юри.тех». По образованию – экономист и арбитражный управляющий. В юридическом бизнесе более пяти лет. Эксперт в вопросах банкротства юридических и физических лиц, взыскании долгов и антикризисном менеджменте.

Евгений Самсонюк

Немного терминологии  

Дебиторская задолженность – всё, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Например, если компания розничной торговли взяла товар под реализацию, то у неё может образоваться дебиторская задолженность перед поставщиком. Организация, которая вправе требовать погашения долга – это кредитор. А должник – дебитор.

Чтобы минимизировать дебиторскую задолженность, необходимо комплексно подходить к решению этой задачи. 

Весь процесс можно разделить на пять основных этапов. 

Этап №1. Выстраивание грамотных деловых отношений

Кредиторам необходимо установить чёткие механизмы контроля за исполнением обязательств со стороны контрагентов, особенно за платёжной дисциплиной. Если дебиторская задолженность уже есть, то в первую очередь нужно определить основные причины невыплаты долгов. Участники договора должны быть готовы к конструктивному диалогу и поиску взаимовыгодных решений. 

Как правило, в контракте прописываются уникальные условия и сроки исполнения обязательств, а также штрафы, предусмотренные за нарушение договора. Нарушениями считаются: 

  • просрочка платежа;

  • неполный платёж;

  • платёж со стороны другой организации, внесённый за контрагента;

  • нарушение обязательств, связанных с товарами, работами, услугами. 

Любое нарушение необходимо зафиксировать, составить отчёт по регламенту и передать в финансово-экономический, либо юридический отдел компании для начала работы с задолженностью. 

Чтобы минимизировать возможные риски в сделке, стороны обращаются к различным методам обеспечения, которые могут быть как закреплены законом, так и включены в сам договор: 

  • удержание имущества должника;

  • привлечение поручителей;

  • независимая гарантия;

  • обеспечительная передача недвижимости, денег, ценных бумаг в депозит нотариусу. 

Помимо этого, можно перекрыть риск по обязательствам взятыми под залог активами контрагента, то есть внедрить систему обеспечения требований. 

Отдельным пунктом стоит отметить финансовые методы снижения рисков: 

  • Факторинг. Так называют уступку права потребовать плату за товары или услуги. В сделке появляется третья сторона фактор, или финансовый агент. 

  • Банковская гарантия. Это соглашение, по которому банк обязан выплатить долг клиента, если тот не выполнил своих обязательств перед заказчиком. 

  • Страхование дебиторской задолженности. В этом случае компания страхует себя от ситуаций, когда клиент купил у неё товары в рассрочку, но не смог за них заплатить. 

Правильный выбор способа обеспечения поможет обеим сторонам сделки уменьшить возможные риски и обеспечить исполнение условий контракта. 

Этап №2. Досудебное урегулирование спора

Для многих компаний возникновение просроченной задолженности становится неприятным сюрпризом. Существует несколько шагов, которые можно предпринять до обращения в суд. 

Ведение переговоров и переписки с контрагентом 

Обсуждение ситуации и поиск компромиссных решений могут стать началом работы с задолженностью и помочь избежать дальнейших конфликтов. Не нужно с первых часов «просрочки» отправлять соответствующие бумаги с претензиями надёжным, проверенным делом партнёрам. 

Медиация 

Медиация это возможность разрешения споров без обращения в суд. Найти сторонам взаимовыгодное решение и избежать длительных и затратных судебных процессов помогает нейтральное лицо медиатор. Он является профессиональным посредником в вопросах задолженностей и споров. 

Основные принципы медиации: 

  • добровольность;

  • конфиденциальность;

  • беспристрастность посредника. 

Реструктуризация задолженности 

К этому способу часто прибегают в коммерческих организациях, подстраивая и меняя первоначальные условия и сроки исполнения обязательств. Это делается, чтобы прийти к более комфортному, посильному платежу для должника и сохранить деловые отношения. 

Досудебная претензия 

Перед тем, как обратиться в суд, сторона, считающая, что её права были нарушены, должна попытаться разрешить спор мирным путём. Сначала она должна обратиться к контрагенту с уведомлением о возникшей проблеме. Этот шаг обычно предусматривает отправку документа, который называется «досудебная претензия». 

Прежде, чем идти в суд, нужно соблюсти все досудебные процедуры и формальности: 

  • дождаться ответа на отправленное предложение (нормальным считается срок рассмотрения и ответа в течение одного календарного месяца по п.2 ст. 452 ГК, если в претензии не указано иное);

  • собрать доказательства отправки и получения досудебной претензии, чтобы предоставить их в случае обращения в суд. 

Если истец не докажет суду, что он искал компромисс до инициации судебного разбирательства, иск будет отклонен.

Этап №3. Судебное разбирательство

Подготовив всю необходимую информацию для составления искового заявления, ответственное подразделение компании, чаще всего юридический отдел, переходит к процедурам судебного взыскания. 

Исковое заявление направляют в арбитражный суд в письменной форме. Это официальный шаг, который запускает цепочку событий на пути к разрешению спора в судебном порядке. 

После проверки соблюдения всех требований по ст. 125-126 АПК РФ, суд выбирает один из вариантов дальнейших действий: 

  • принять иск и возбудить производство;

  • оставить заявление без движения;

  • вернуть иск;

  • отказать в принятии иска. 

Ключевые фазы судебного процесса:

  • подготовительная часть, где принимает участие судья;

  • рассмотрение дела по существу, где происходит основное обсуждение;

  • судебные прения, где стороны высказывают свои аргументы;

  • постановление суда, в котором официально оглашается решение. 

Судебные прения – это важный этап процесса, во время которого стороны представляют свои аргументы и пытаются убедить суд в правильности своей позиции. Они доводят до суда следующую информацию: 

  • в чем заключается спор;

  • какой закон применим в данном споре;

  • какие из доказательств истинные, а какие нет;

  • какие обстоятельства имели место и вызвали последствия, которые привели к возбуждению дела;

  • на каких условиях стороны готовы прийти к соглашению. 

Решение арбитражного суда излагается в отдельном документе, включающем обоснования решения, и подписывается судьёй, либо всеми судьями, которые принимали это решение. 

Следующий этап после вынесения решения суда принудительное взыскание задолженности. 

Этап №4. Принудительное взыскание

Кредитор может обратиться в службу судебных приставов. Правда, взыскание долгов может затянуться на один, два или три месяца. Такой способ взыскания будет наиболее эффективен, если у должника есть деньги на счетах, либо имущество, отображающееся в госреестре. Тогда имущество арестуют и реализуют в течение одного-двух лет, а вырученные деньги пойдут в счёт погашения долга. 

Получив исполнительный документ, кредитор может попробовать получить свои средства быстрее, обратившись в банк, где открыт счёт должника, и запросив возврат. Банк обязан выполнить запрос не позднее, чем на следующий день после получения необходимых документов и уведомить об этом в течение трёх дней с момента зачисления средств на счёт организации. 

Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела. 

Этап №5. Банкротство

По данным «Федресурса», инициаторами дел по банкротству в 2022-2023 годах выступили следующие категории лиц: 

  • конкурсные кредиторы – 66%;

  • ФНС России – 23%;

  • должники – 10%;

  • сотрудники и другие лица – 1%. 

Эта процедура наиболее эффективна для возврата денег. Но почему же все не пользуются банкротством для взыскания долгов? Дело в том, что это трудоёмкий и долгий процесс, не всегда финансово целесообразный для кредитора. В среднем дела по банкротству юридических лиц рассматриваются в течение трёх лет. 

Во время процедуры банкротства кредиторам приходится обращаться за помощью к юридическим фирмам, узкопрофильным специалистам и аудиторам, потому что возникают спорные вопросы по различным областям права, включая налоговое, интеллектуальную собственность и прочее. 

Для несостоятельных организаций ключевую роль в проведении процедуры банкротства играет арбитражный управляющий. Это специалист, который назначается арбитражным судом и является независимым посредником между кредитором и должником. Ему выплачивается ежемесячная фиксированная сумма за счёт средств должника и процент от продажи имущества должника (федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ, ст 20.6 п.2). Размер выплаты зависит от типа процедуры банкротств. При расчетах взыскания дебиторской задолженности необходимо помнить о данной выплате и включать её в общий расчет.

Евгений Самсонюк

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».
  

04 марта 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов