Финансовые отношения с подрядчиками, клиентами и партнёрами компании выстраивают по-разному, но почти всегда участники деловых коммуникаций сталкиваются с дебиторской задолженностью. Её взыскание нередко становится для бизнеса большой проблемой. О том, как минимизировать риски возникновения долгов и как их взыскать, порталу Biz360.ru рассказал Евгений Самсонюк, гендиректор компании «Юри.тех».
Евгений Самсонюк – гендиректор компании «Юри.тех». По образованию – экономист и арбитражный управляющий. В юридическом бизнесе более пяти лет. Эксперт в вопросах банкротства юридических и физических лиц, взыскании долгов и антикризисном менеджменте.
Дебиторская задолженность – всё, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Например, если компания розничной торговли взяла товар под реализацию, то у неё может образоваться дебиторская задолженность перед поставщиком. Организация, которая вправе требовать погашения долга – это кредитор. А должник – дебитор.
Чтобы минимизировать дебиторскую задолженность, необходимо комплексно подходить к решению этой задачи.
Весь процесс можно разделить на пять основных этапов.
Кредиторам необходимо установить чёткие механизмы контроля за исполнением обязательств со стороны контрагентов, особенно за платёжной дисциплиной. Если дебиторская задолженность уже есть, то в первую очередь нужно определить основные причины невыплаты долгов. Участники договора должны быть готовы к конструктивному диалогу и поиску взаимовыгодных решений.
Как правило, в контракте прописываются уникальные условия и сроки исполнения обязательств, а также штрафы, предусмотренные за нарушение договора. Нарушениями считаются:
-
просрочка платежа;
-
неполный платёж;
-
платёж со стороны другой организации, внесённый за контрагента;
-
нарушение обязательств, связанных с товарами, работами, услугами.
Любое нарушение необходимо зафиксировать, составить отчёт по регламенту и передать в финансово-экономический, либо юридический отдел компании для начала работы с задолженностью.
Чтобы минимизировать возможные риски в сделке, стороны обращаются к различным методам обеспечения, которые могут быть как закреплены законом, так и включены в сам договор:
-
удержание имущества должника;
-
привлечение поручителей;
-
независимая гарантия;
-
обеспечительная передача недвижимости, денег, ценных бумаг в депозит нотариусу.
Помимо этого, можно перекрыть риск по обязательствам взятыми под залог активами контрагента, то есть внедрить систему обеспечения требований.
Отдельным пунктом стоит отметить финансовые методы снижения рисков:
-
Факторинг. Так называют уступку права потребовать плату за товары или услуги. В сделке появляется третья сторона – фактор, или финансовый агент.
-
Банковская гарантия. Это соглашение, по которому банк обязан выплатить долг клиента, если тот не выполнил своих обязательств перед заказчиком.
-
Страхование дебиторской задолженности. В этом случае компания страхует себя от ситуаций, когда клиент купил у неё товары в рассрочку, но не смог за них заплатить.
Правильный выбор способа обеспечения поможет обеим сторонам сделки уменьшить возможные риски и обеспечить исполнение условий контракта.
Для многих компаний возникновение просроченной задолженности становится неприятным сюрпризом. Существует несколько шагов, которые можно предпринять до обращения в суд.
Ведение переговоров и переписки с контрагентом
Обсуждение ситуации и поиск компромиссных решений могут стать началом работы с задолженностью и помочь избежать дальнейших конфликтов. Не нужно с первых часов «просрочки» отправлять соответствующие бумаги с претензиями надёжным, проверенным делом партнёрам.
Медиация
Медиация – это возможность разрешения споров без обращения в суд. Найти сторонам взаимовыгодное решение и избежать длительных и затратных судебных процессов помогает нейтральное лицо – медиатор. Он является профессиональным посредником в вопросах задолженностей и споров.
Основные принципы медиации:
-
добровольность;
-
конфиденциальность;
-
беспристрастность посредника.
Реструктуризация задолженности
К этому способу часто прибегают в коммерческих организациях, подстраивая и меняя первоначальные условия и сроки исполнения обязательств. Это делается, чтобы прийти к более комфортному, посильному платежу для должника и сохранить деловые отношения.
Досудебная претензия
Перед тем, как обратиться в суд, сторона, считающая, что её права были нарушены, должна попытаться разрешить спор мирным путём. Сначала она должна обратиться к контрагенту с уведомлением о возникшей проблеме. Этот шаг обычно предусматривает отправку документа, который называется «досудебная претензия».
Прежде, чем идти в суд, нужно соблюсти все досудебные процедуры и формальности:
-
дождаться ответа на отправленное предложение (нормальным считается срок рассмотрения и ответа в течение одного календарного месяца по п.2 ст. 452 ГК, если в претензии не указано иное);
-
собрать доказательства отправки и получения досудебной претензии, чтобы предоставить их в случае обращения в суд.
Если истец не докажет суду, что он искал компромисс до инициации судебного разбирательства, иск будет отклонен.
Подготовив всю необходимую информацию для составления искового заявления, ответственное подразделение компании, чаще всего юридический отдел, переходит к процедурам судебного взыскания.
Исковое заявление направляют в арбитражный суд в письменной форме. Это официальный шаг, который запускает цепочку событий на пути к разрешению спора в судебном порядке.
После проверки соблюдения всех требований по ст. 125-126 АПК РФ, суд выбирает один из вариантов дальнейших действий:
-
принять иск и возбудить производство;
-
оставить заявление без движения;
-
вернуть иск;
-
отказать в принятии иска.
Ключевые фазы судебного процесса:
-
подготовительная часть, где принимает участие судья;
-
рассмотрение дела по существу, где происходит основное обсуждение;
-
судебные прения, где стороны высказывают свои аргументы;
-
постановление суда, в котором официально оглашается решение.
Судебные прения – это важный этап процесса, во время которого стороны представляют свои аргументы и пытаются убедить суд в правильности своей позиции. Они доводят до суда следующую информацию:
-
в чем заключается спор;
-
какой закон применим в данном споре;
-
какие из доказательств истинные, а какие нет;
-
какие обстоятельства имели место и вызвали последствия, которые привели к возбуждению дела;
-
на каких условиях стороны готовы прийти к соглашению.
Решение арбитражного суда излагается в отдельном документе, включающем обоснования решения, и подписывается судьёй, либо всеми судьями, которые принимали это решение.
Следующий этап после вынесения решения суда – принудительное взыскание задолженности.
Кредитор может обратиться в службу судебных приставов. Правда, взыскание долгов может затянуться на один, два или три месяца. Такой способ взыскания будет наиболее эффективен, если у должника есть деньги на счетах, либо имущество, отображающееся в госреестре. Тогда имущество арестуют и реализуют в течение одного-двух лет, а вырученные деньги пойдут в счёт погашения долга.
Получив исполнительный документ, кредитор может попробовать получить свои средства быстрее, обратившись в банк, где открыт счёт должника, и запросив возврат. Банк обязан выполнить запрос не позднее, чем на следующий день после получения необходимых документов и уведомить об этом в течение трёх дней с момента зачисления средств на счёт организации.
Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела.
По данным «Федресурса», инициаторами дел по банкротству в 2022-2023 годах выступили следующие категории лиц:
-
конкурсные кредиторы – 66%;
-
ФНС России – 23%;
-
должники – 10%;
-
сотрудники и другие лица – 1%.
Эта процедура наиболее эффективна для возврата денег. Но почему же все не пользуются банкротством для взыскания долгов? Дело в том, что это трудоёмкий и долгий процесс, не всегда финансово целесообразный для кредитора. В среднем дела по банкротству юридических лиц рассматриваются в течение трёх лет.
Во время процедуры банкротства кредиторам приходится обращаться за помощью к юридическим фирмам, узкопрофильным специалистам и аудиторам, потому что возникают спорные вопросы по различным областям права, включая налоговое, интеллектуальную собственность и прочее.
Для несостоятельных организаций ключевую роль в проведении процедуры банкротства играет арбитражный управляющий. Это специалист, который назначается арбитражным судом и является независимым посредником между кредитором и должником. Ему выплачивается ежемесячная фиксированная сумма за счёт средств должника и процент от продажи имущества должника (федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ, ст 20.6 п.2). Размер выплаты зависит от типа процедуры банкротств. При расчетах взыскания дебиторской задолженности необходимо помнить о данной выплате и включать её в общий расчет.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».