Когда медиаменеджер Родион Скрябин поставил себе цель выступить на 50 конференциях, он не хотел попасть в Книгу Гиннеса или «прокачать личный бренд». Его главной задачей было вывести на более широкий рынок продукты своей компании. Это ему удалось – и он до сих пор использует выступления на ивентах в своей работе. О том, зачем предпринимателям нужно участвовать в деловых конференциях и в чём секрет успешных выступлений, сооснователь и CEO агентства «Палиндром» Родион Скрябин рассказал порталу Biz360.ru.
Родион Скрябин – сооснователь и СЕО агентства «Палиндром». Окончил факультет журналистики Оренбургского государственного университета. Работал директором по развитию в издании «Лайфхакер», отвечал за видеопродакшн в «Нетологии-групп». Был сооснователем компании «Лаборатория новых медиа» и студии публичных выступлений «Спасибо, очень интересно!». Агентство «Палиндром», открытое в 2019 году, создаёт бренд-медиа для бизнеса, занимается ведением и продвижением социальных сетей, организует спецпроекты и коллаборации, разрабатывает лендинги и сайты.
Активно выступать на конференциях я стал примерно 7-8 лет назад, когда работал в найме. Начал это делать в «Нетологии-групп», где время от времени требовалось выступить вместо основного спикера компании. Затем мне поручили разработку методик внутри «Нетологии-групп», которые стали интересны рынку. Я активно представлял их на конференциях. Выступал примерно раз в месяц, обрастал связями и нетворкингом.
Затем я пришёл в издание «Лайфхакер» директором по развитию. Там я сразу увидел, что у компании огромный потенциал. Проблема была в том, что про её крутые продукты почти никто не знал. Самый эффективный способ продвинуть новый продукт среди профессионалов – выступления на профильных конференциях. Я рассказывал на них о «Лайфхакере» и про нативную рекламу в целом. На тот момент в этой теме разбирались буквально единицы, а интерес к вопросу был большой.
Я начал кататься по конференциям. За полтора года посетил примерно 50 мероприятий. Это сильно повысило индекс цитируемости и узнаваемости «Лайфхакера». В конечном итоге это помогло компании активно вырасти в последующие три года.
На тот момент организацией своего «тура» я занимался сам. Когда регулярно появляешься на конференциях, обрастаешь связями в тусовке людей, которые постоянно в них участвуют. Я знакомился с ними, собирал у них информацию о самых интересных событиях.
Так у меня накопилась большая база мероприятий. Из них я выбирал те, где были секции про СМИ или про контент. Чаще всего я писал организаторам напрямую. Предлагал возможные темы выступлений, высылал информацию о себе и видео своих презентаций. У организаторов я просил лишь компенсацию гостиницы и проезда. Обычно спикеры выступают за деньги, а тут появляется человек, готовый выступить бесплатно. Конечно, со мной охотно сотрудничали.
Подготовка доклада обычно зависела от масштаба конференции. Чтобы сделать новый доклад, нужно потратить много времени. Если конференция не самая крупная, а в программе я видел доклады, которые уже где-то слышал – значит, здесь можно повториться. Тогда я лишь немного «пересобирал» готовый доклад. Вставлял туда новую информацию и новые исследования, если они появлялись, добавлял несколько слайдов – и можно выступать.
Если конференция большая и знаковая, я готовился к ней отдельно. К тому же организаторы таких событий обычно сами объявляли тему, по которой мне предстояло выступить. За несколько лет у меня накопилось примерно 60-70 полностью оригинальных презентаций.
В первое время выступать на конференциях было очень сложно – особенно рядом с людьми, которых я считал крутыми. Так было, когда я оказывался на одной сцене с Ильёй Красильщиком, Владимиром Познером и другими известными спикерами. Я смотрел на них с открытым ртом: где они, а где я. Но со временем у меня появилось несколько простых правил, которые очень помогают при публичных выступлениях.
Хорошо подготовиться. Понимаю, что это выглядит, как совет Капитана Очевидность. Но на самом деле хорошо подготовленное выступление встречается редко. На российских конференциях примерно 90% докладов не очень высокого уровня. Поэтому одной лишь подготовкой можно выделиться на фоне большинства спикеров.
Прийти пораньше и послушать нескольких спикеров. Во-первых, вы сможете ссылаться на темы предыдущих докладов, если будет уместно. Аудитории это будет приятно: значит, спикер вместе с ней слушал других выступавших. Второй момент – вы сможете оценить собственный уровень. Скорее всего, большинство докладов будут довольно скучными. Так вы поймёте, что «вы – молодец», и волнение отступит.
Быть готовым к техническим неполадкам. Не ожидайте, что на вашей презентации всё будет работать идеально. Технические накладки случаются постоянно: отключается микрофон, зависает презентация. У меня такое бывало много раз. Однажды организаторы перепутали залы, и на моё выступление пришло три человека вместо пятисот.
Важно заранее настроить себя: произойти может всё, что угодно. «Внештатная» ситуация должна стать не поводом для паники, а лишь одним из обстоятельств. Всё происходящее нужно принимать так, как есть, и стремиться выжать из ситуации максимум. Однажды у меня включилась чужая презентация – я просто начал её читать и рассказывать. Я подумал: раз уж такое произошло, почему бы не повеселиться.
Я много раз наблюдал за спикерами в состоянии истерики. У человека не открывается слайд – он начинает психовать. Это выглядит отталкивающе, аудитория сочувствует «провинившимся» техническим сотрудникам. Чем больше у вас юмора по отношению к ситуации, тем лучше будет реакция публики. А если вы станете единственным, у кого отключится микрофон или сломается презентация, вас ещё и лучше всего запомнят – причём с положительной стороны.
Быть гибким. Иногда уже в начале презентации понимаешь, что её нужно срочно перестраивать. Однажды меня позвали читать доклад про то, как правильно писать тексты. Я спросил у слушателей про их род занятий. Обычно ко мне приходят маркетологи, редакторы, копирайтеры. Оказалось, в зале были одни бухгалтеры. Тогда я начал импровизировать и рассказывать так, чтобы даже бухгалтеру было интересно.
Не обращать внимания. Если в зале шумят, ходят, отвлекаются – выступать не очень комфортно. В таких случаях я стараюсь сосредоточиться на одном человеке, которому искренне интересно. Лучше найти 3-5 таких человек. Можно даже спросить, как их зовут, и общаться с ними. Так гораздо проще справиться с этой проблемой.
Иногда реакция кого-то из слушателей может озадачить и расстроить – на такое лучше просто не обращать внимания. Однажды мне задали вопрос в конце презентации: «А на фига вы нам всё это рассказали?». Сначала я расстроился, но потом подумал, что вопрос задал всего один человек. Я знаю, что мои выступления интересны людям, я делаю что-то важное и нужное, это для меня не пустая трата времени. С таким ощущением мне стало гораздо легче жить.
Нетворкинг. Для спикера это один из главных плюсов от выступлений на конференциях. В первое время я знакомился со всеми: организаторами, спикерами, участниками, которые подходили ко мне после доклада. Конференции дали мне огромное количество контактов. Теперь у меня есть база знакомых экспертов почти по любой теме. Я не знаю такого профессионального вопроса, по которому не могу проконсультироваться с ними.
Деньги. Главное, зачем нужны конференции – поиск клиентов. Финансовая отдача от конференций при грамотном подходе может быть очень хорошей – правда, не всегда быстрой. Однажды я собирался на конференцию во Владивосток. Работодатель сказал: «Зачем туда лететь? Там точно нет наших клиентов». Но через пару лет человек, с которым я там познакомился, переехал в Москву. Спустя три года после встречи я заключил с ним одну из самых больших сделок в истории компании. Поездка была суперуспешной, просто у неё был очень отложенный эффект.
Имидж. Я никогда не ставил себе задачу «прокачать личный бренд». Но если регулярно выступать на конференциях, это происходит само собой. К тому же, если вы читаете доклады, лекции, преподаёте, команда это ценит. Людям нравится, когда ими руководит классный востребованный профессионал. Хороший предприниматель должен уметь держать себя на публике, разговаривать с ней и убеждать. На конференциях этот важный навык хорошо тренируется.
Поиск сотрудников. Я нашёл на конференциях много талантливых ребят. Они просто подходили ко мне познакомиться, в итоге я их брал на работу или рекомендовал знакомым.
Поиск кофаундеров и партнёров. Конференции дают возможность коллабораций, совместных проектов, привлечения инвесторов. Это рабочий инструмент для бизнеса и очень важная вещь для предпринимателя. Многие говорят, что «на такие мероприятия нет времени». Но я считаю – конференции дают столько пользы, что для выступлений на них обязательно нужно находить время.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».