С 1 июля 2017 года большинство компаний и индивидуальных предпринимателей, торгующих в розницу, должны были перейти на онлайн-кассы. Но далеко не у всех розничных игроков это получилось – кто-то не смог купить онлайн-кассу из-за дефицита на рынке, кто-то не успел подключить, у кого-то возникли проблемы административного характера. В этой статье – ответы на ряд важных вопросов от тех, кто по тем или иным причинам нарушил 54-ФЗ.
«Из-за дефицита мы не смогли вовремя купить онлайн-кассу, пока работаем на «старой». Что нам за это будет?»
По закону, с 15 июля 2016 года за неприменение контрольно-кассовой техники взимается штраф в зависимости от суммы расчёта, по которому не пробит чек. Для юрлиц штраф предусмотрен в размере от 75 до 100% от суммы, внесённой не через кассу, но не менее 30 000 рублей. Должностные лица либо ИП при этом будут оштрафованы на 25-50% от суммы, но не менее чем на 10 000 рублей.
При повторном нарушении, если сумма расчётов без применения ККТ составит 1 млн. рублей или более, в том числе в совокупности, должностные лица будут дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Деятельность ИП и юрлиц будет при этом приостановлена на срок до 90 суток.
Кроме того, за применение ККТ, не соответствующей требованиям законодательства, а также за нарушение порядка регистрации, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения кассовой техники предусмотрено предупреждение или штраф. Для должностных лиц штраф составит от 1500 до 3000 рублей, для юрлиц – до 10 000 рублей.
Организацию или ИП также оштрафуют, если покупателю не будет выдан или направлен кассовый чек (бланк строгой отчётности). За эти нарушения максимальный административный штраф для должностных лиц составит 2 000 рублей, для юрлиц – 10 000 рублей.
Теперь о приятном. Пока можно не волноваться: ФНС обещает не штрафовать предпринимателей в переходный период при наличии оправдывающих обстоятельств. Штрафные санкции не должны применяться , если организацией или ИП были своевременно приняты все меры по соблюдению требований закона № 54-ФЗ о переходе на новые кассовые аппараты.
Так, в частности, документом, оправдывающим неприменение ККТ, может стать заранее заключённый договор поставки фискального накопителя. Он должен быть заключён до окончания действия блока ЭКЛЗ или до законодательно установленного предельного срока для внедрения онлайн-ККТ.
«Уже июль, мы должны были купить три онлайн-кассы. Но сначала не было касс, а теперь нет денег. Можно как-то законно пока поработать на старых кассах?»
Во-первых, глава ФНС России Михаил Мишустин в целях обеспечения комфортных условий для перехода на онлайн-кассы предписал налоговым органам с 1 июля 2017 года не штрафовать организации и ИП, которые применяют «старые» кассы. Снятая с учёта контрольно-кассовая техника может пока использоваться для печати документа, подтверждающего факт осуществления расчёта.
К таким устройствам не предъявляются какие-либо специальные требования. Они могут содержать в своем составе электронную контрольную ленту - ЭКЛЗ, а также могут функционировать без ЭКЛЗ или быть модернизированными для возможности печати документа, подтверждающего расчет. Использовать «старые» кассы вы можете до возникновения возможности применения онлайн-кассы.
Естественно, вы не сможете работать так долго - условием, позволяющим не применять онлайн-ККТ с 1 июля 2017 года, является принятие налогоплательщиком исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники. Таковыми являются заключение договора поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного предельного срока возможности его использования.
Во-вторых, онлайн-кассы разрешили брать в аренду. Об этом сообщил заместитель главы ФНС Даниил Егоров в ведомственном письме в адрес Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Так что ваша компания может либо работать на «старой» кассе до возможности приобрести новую ККТ, либо взять онлайн-кассу в аренду в целях своевременного соблюдения требований 54-ФЗ.
«Мы не успели вовремя выбрать оператора фискальных данных. Можно ли сделать это сейчас, после вступления закона в силу?»
Выбрать оператора передачи фискальных данных (ОФД) нужно перед тем, как зарегистрировать кассовый аппарат. ОФД должен быть аккредитован Федеральной налоговой службой. Перечень операторов фискальных данных размещен на официальном сайте ФНС РФ.
У фирмы «1С» есть специальный сервис «1С-ОФД», предназначенный для того, чтобы упростить подключение к операторам фискальных данных и взаимодействие с ними. Подключение производят квалифицированные партнёры «1С» – центры компетенции по 54-ФЗ.
К выбору ОФД необходимо подойти ответственно, так как процедура переключения с одного оператора фискальных данных на другого предполагает перерегистрацию контрольно-кассовой техники. Для этого необходимо будет заключить договор с другим оператором, а затем перерегистрировать кассу через личный кабинет на сайте ФНС.
«Я ИП на патенте и по закону могу не применять онлайн-кассу до 1 июля 2018 года. Вот я и думаю – а может всё ещё рассосётся и нам разрешат не использовать ККТ?»
Такого подарка можно не ждать – Минфин выступает против изменения предельного срока для внедрения онлайн-ККТ. В феврале в Госдуму поступил законопроект, который предлагал отсрочить до 1 января 2021 возложение обязанности по внедрению онлайн-ККТ на плательщиков ПСН и ЕНВД. Но Минфин считает, что существующие планы производства кассовых аппаратов и фискальных накопителей в целом должны удовлетворить имеющиеся потребности рынка и нет причин откладывать внедрение онлайн-касс.
Так что вряд ли стоит ждать, что ситуация «рассосётся».
«У нас фискальный накопитель на 13 месяцев, а на УСН положено применять на 36. Нас оштрафуют или признают его недействительным?»
Не оштрафуют и не признают. ФНС обещает не привлекать к административной ответственности спецрежимников, использующих фискальный накопитель на 13 месяцев из-за дефицита на рынке нужных им накопителей на 36 месяцев.
«Мы на УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». Можно ли нам включать в налоговую базу расходы на онлайн-ККТ?»
По нормам статьи 346.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении налоговой базы учитывать материальные расходы. Согласно подпунктам 18 и 35 пункта 1 этой статьи эти налогоплательщики вправе при определении налоговой базы учитывать расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, а также расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники.
Таким образом, расходы по приобретению ККТ, как обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы, так и не обеспечивающей такую передачу, а также расходы, связанные с оплатой услуг оператора фискальных данных, могут быть учтены в расходах при исчислении налоговой базы по УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».
«Связь в нашем магазине отвратительная. Раньше это не было проблемой, но с введением онлайн-касс ситуация становится критичной. Можем ли мы не применять онлайн-кассу в связи с нестабильной работой интернета?»
Кассы без онлайн-передачи данных в ФНС РФ можно использовать только в населённых пунктах, отдалённых от сетей связи. Минкомсвязи РФ определило основной критерий отнесения к таким территориям – это населённые пункты с численностью жителей менее 10 000 человек. На основании этого критерия региональные органы власти утверждают перечень территорий, где продавцы вправе применять ККТ в автономном режиме, то есть без обязательного заключения договора с оператором фискальных данных и передачи онлайн-данных в налоговую. Точный перечень таких территорий утверждается в регионах и публикуется на сайтах местных администраций.
Если ваш магазин находится в такой местности, то вы можете применять кассы в автономном режиме. Если же местность не признана отдаленной от сетей связи, то онлайн-касса нужна, но перебои со связью или отключение интернета не повлияют на ее работу, так как такая касса сохраняет информацию и направляет ее оператору фискальных данных при восстановлении связи.
«Нужно ли отправлять покупателю чек при дистанционной торговле? Мы продаём онлайн-курсы, никакого товара физически покупателям не доставляем и вообще с ними не встречаемся»
По нормам статьи 1.2 федерального закона №54-ФЗ при расчётах с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, организации и ИП обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме. Документы передаются на указанный покупателем абонентский номер либо адрес электронной почты. При этом кассовый чек или бланк строгой отчётности на бумажном носителе не печатается.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непередачу чека в адрес покупателя. Но при этом продавец не может быть привлечён к ответственности, если он чек отправил, а покупатель его не получил.
Так что чек отправлять покупателям ваших курсов вы должны, но если они его не получили, то вы за это уже не отвечаете.
Источник: Buh.ru.
В чём суть закона об онлайн-кассах и как он будет работать.
Что такое реальная автоматизация и зачем она нужна малому бизнесу.
Пять заблуждений малого бизнеса, не принимающего к оплате банковские карты.