Любой предприниматель рано или поздно сталкивается с кризисной ситуацией. Она может быть вызвана неэффективным управлением, неверно принятым решением или внешними факторами. Для бизнеса не так важна причина, но очень важна реакция владельца на кризисную ситуацию. Собственными антикризисными правилами поделился в своей книге «От ассистента до владельца бизнеса» Николай Казанский, владелец консалтинговой компании Nikoliers. С разрешения автора и издательства мы публикуем отрывок из его книги.
Три моих главных правила во время кризисов:
-
первое – поддерживать хороший настрой в коллективе;
-
второе – вовремя собирать поступления на счёт компании;
-
третье – расширять долю рынка.
Разберём их подробнее.
В любой кризисной ситуации важен грамотный финансовый менеджмент и чёткая работа с контрагентами по организации своевременного получения платежей от заказчиков.
Для продуктивной работы немаловажно хорошее настроение. Если вы придёте в офис усталый и несчастный, скажете: «Да, ребята, что-то всё плохо вокруг: рубль падает, нефть дешевеет, пандемия нагрянула…» – то вряд ли этим зарядите команду на позитивный настрой.
Ваша задача – помочь коллективу реально понимать текущую картину мира. Все новости, как правило, очень эскалированные (либо преувеличенно оптимистичные, либо чересчур мрачные), и задача руководителя – никогда не быть излишне позитивным или негативным. При этом искренне находить новые идеи и возможности для развития бизнеса, вдохновлять ими коллег и сотрудников.
Лично я не могу концентрироваться на негативном. Люди часто этому удивляются и спрашивают: «Разве у тебя не было никаких неудач и осечек?». Я всегда честно отвечаю: «Вся моя работа – это куча неудач и осечек, но они были так обработаны, что стали непосредственно успехом. Как говорят американцы, если жизнь даёт вам лимоны, делайте из них лимонад».
Третье, что я советую делать в период кризиса, – завоёвывайте долю рынка. Пока остальные уходят со сцены, расширяйте бизнес, засеивайте новые поля. Чем большую турбулентность нам показывает внешняя среда, тем больше мы получаем скрытых возможностей. Когда многие ваши конкуренты опустили руки, вы можете воспользоваться этой ситуацией и забрать у них клиентов.
Рынок рано или поздно начнёт расти, тяжёлый период закончится, и ваши семена взойдут. А вот тем, кто всё бросил, ушёл и сжёг за собой мосты, потом будет сложно вернуться.
Ведь что такое кризис? Это временная ситуация, когда экономика идёт на спад. Но если вы делаете свою работу лучше других, то ваша компания будет расти даже в такое непростое время. Поэтому никогда не поддавайтесь панике, мол, наступил кризис – значит, всё пропало. Это, конечно, не так: именно в такие периоды и зарабатываются самые большие деньги.
Поэтому худшее, что можно сделать в период кризиса, – взять и резко всё «зарезать»: остановить рабочие процессы, уволить людей, сократить зарплаты. Если и делать что-то подобное, то очень осторожно, выборочно, а главное – не растягивать негативные нововведения на несколько этапов.
Если вы действительно решили изменить условия работы ваших сотрудников в худшую сторону, нужно сделать это один раз, чтобы не было постоянного ожидания плохих новостей, негативно влияющего на продуктивность коллектива. Допустим, вы решили уволить всех неэффективных сотрудников и начали с того, что расстались с половиной из них. Остальные 50% людей, также не приносящих пользы, поймут, что вскоре уволят и их, и станут мешать всей команде работать результативно.
Если вы основали компанию или купили её, то тем самым взяли на себя ответственность за своих сотрудников. А это значит – извольте, пожалуйста, вести бизнес прибыльно. Вам же нужно платить зарплаты, оплачивать аренду и прочие операционные расходы. Для этого необходимо зарабатывать, тогда и увольнять никого не придётся.
Именно в кризис становится видно, кто действительно сильный, а кто – не очень. Я уверен, что миром правят не какие-то масоны или глобальные корпорации, а эмоции. Сделайте так, чтобы ваши сотрудники в любой кризис были в боевом настрое!
Конечно, не обойтись и без лидерских качеств: но речь не о врождённой харизме, а о сочетании природного и приобретённого. Не устану подчеркивать: главное – ответственность за результат, за нанятых сотрудников, за проекты. Репутация очень важна для лидера! Вы можете быть харизматичным человеком, но если не выполняете своих обещаний, люди за вами не пойдут.
Настоящий лидер должен одновременно и уметь креативно думать, и чётко структурировать все процессы: то есть, проявлять и творческое начало, и дисциплинированность. Он не боится принимать решения – этому тоже можно научиться, сначала скрупулезно выбирая и оценивая факты, потом – всё больше используя интуицию.
Выбрав вектор движения, сильный руководитель никогда не отступает от начатого,
несмотря на перепады настроения, которые бывают у каждого человека. Успех от неудачи отличает именно доведение дела до конца. Если на пути возникает препятствие, которое
кажется непреодолимым, делайте выводы, корректируйте курс и действуйте дальше. Не ждите возможностей, а заставляйте их появиться.
Также важен навык интересно, доступно и лаконично выражать свои мысли – то есть владеть ораторским искусством. Это тоже дело наживное. Как правило, если у вас уже есть большой опыт, то все считают: «Он оратор от Бога, он всё, что хочешь, расскажет». На самом же деле этот навык тренируется – лично я не встречал ни одного оратора, который бы не мандражировал перед выступлениями.
Я сам достаточно часто выступаю на публике и каждый раз всё равно чувствую волнение. Страх публичного выступления – это нормально. Он означает, что вы чувствуете ответственность перед своей аудиторией.
Словом, мы снова и снова возвращаемся к этому ключевому понятию: ответственность. Без неё нельзя быть лидером ни в кризис, ни в период стабильности.
Подробнее о том, как управлять компанией и командой, читайте в книге Николая Казанского «От ассистента до владельца бизнеса».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».