Рубрики:
  • Менеджмент
  • 5

Мятеж в офисе: как его избежать и что делать, если команда уже взбунтовалась

Прочтёте за 3 мин.
05 марта 2018

Краткий чек-лист по устранению «бунта на корабле»

Офисная работа - та ещё корабельная жизнь. Приходится плыть против ветра, штормит и не хватает витаминов. Матросы-менеджеры тупят, боцман-руководитель напрягает, капитан-директор не знает, что творится в трюме. А там может зреть самый настоящий бунт. О том, как предотвратить мятеж и что делать, если он уже разгорелся, в своём корпоративном блоге рассказала компания «Мегаплан».

Biz360

Набирайте надёжных людей

Лучший бунт - тот, которого удалось избежать. И один из лучших способов сделать это - нанимать надёжных людей. Увольнялся по статьям, судился с работодателями, переманивал сотрудников - признаки бунтовщика. Человек может быть профессионалом, но возможные потери от смуты, которую он способен посеять, превысят выгоду.

Спрашивайте соискателя о предыдущих позициях, причинах увольнений и конфликтов с руководством. Автор рекомендации со старого места работы может оказаться «своим» - постарайтесь узнать о неоднозначном кандидате из других источников.

После корпоративного бунта увольняются целые отделы. Проверять такую «сработанную» команду нужно ещё тщательнее, чем соискателей-одиночек. Эти люди доверяют друг другу, прикрывают и заступаются. У них есть свои правила и опыт - устав, который легче проталкивать в чужом монастыре коллективно.

Команда, уволившаяся с конфликтом, не обязательно плоха. Причиной могли стать идеологические разногласия или серьёзные нарушения интересов сотрудников. Выясните эти причины, чтобы понять, соответствуете ли вы взаимным ожиданиям.

Тестируйте кандидатов заранее

Кто эти люди, которых вы набираете в новый проект? Так ли они хороши, как говорят о себе в резюме? Как поведут себя в трудностях? Это можно узнать на берегу - при собеседованиях, и в тестовом заплыве - во время испытательного срока. Не относитесь к этим процедурам как к пустой формальности. Профессиональные, личностные и интеллектуальные тесты сэкономят ресурсы на будущих «войнах» с сотрудником.

Порядочность соискателя - одна из ключевых характеристик. Фразы вроде «А я вам классную базу клиентов с предыдущего места работы принёс!» должны как минимум насторожить. Не сомневайтесь: увольняясь, этот человек поступит так же и с вашей базой.

В долгосрочной перспективе честный и амбициозный середнячок лучше «мутного» профессионала

Не стесняйтесь устроить несколько контролируемых сложных ситуаций для людей на испытательном сроке. В стресс-тестах будет проще увидеть, что за личность и профессионал перед вами. Лентяев, жалобщиков,  токсичных людей и бунтарей лучше выявить в первые месяцы работы.

Поиск человека на ключевую позицию - особый квест. Здесь нужно быть уверенным не только в кандидате, но и в его окружении: в том, что оно разделяет те же ценности, не деморализует, поддерживает. Понять это помогут экстремальные тимбилдинги для сотрудников и их семей, неформальные встречи.

Назначайте качественных руководителей

Есть начальники, требования и стиль руководства которых так и подначивают затеять бунт. Не ставьте таких людей во главе отделов и компании, чтобы работа была спокойной и успешной. Как понять, что будущий босс достоин своего места?

Он компетентен. Хорошо разбирается в специфике работы, в идеале - прошёл все ступени карьерной лестницы. Не останавливается в развитии. Ему не зазорно спросить совета у подчинённых, если те знают больше.

Он практик. Ставить вчерашнего выпускника без опыта работы на руководящую должность - плохая идея.

Он умеет заработать авторитет. Это особенно важно, если члены коллектива старше и опытнее новоиспеченного командира. Самоуверенных назначенцев не любят нигде: ни в офисе, ни на заводе.

Он умеет признавать ошибки. Хуже ошибающегося руководителя только тот, который игнорирует свои «косяки». Человека, который умеет признавать неправоту, уважают. Согласиться с ошибками и исправить их - признаки сильного, честного и ответственного босса.

Он не делит команду на «своих» и «чужих». Иначе рискует нажить неприятелей в лице «чужаков» - они и организуют бунт. На эти грабли наступают сторонники корпоративного кумовства, пополняя отдел «своими». В коллективе со здоровой атмосферой все «свои».

Он поддерживает командный дух. В сложные времена руководитель должен быть сильным за всех, ободряя и вдохновляя коллектив. Он должен знать, что делать дальше, адаптировать работу к новым условиям.

Создавайте комфортные условия

Плохие условия работы - одна из основных причин бунта. Особенно если коллектив помнит лучшие времена, а условия ухудшились резко и независимо от персонала.

  • «Давайте уплотнимся. За столом будет работать по два человека. Это временно, не волнуйтесь. Так даже уютнее!»

  • «Работать из дома теперь нельзя. Мне кажется, вы справляетесь с работой быстрее, а в остальное время бездельничаете».

  • «В субботу все сотрудники должны работать на конференции. Правда, теперь работа в выходные не будет оплачиваться. Зато мы проведём время вместе!»

Нововведения, подобные этим, резко снижают эффективность работы и градус лояльности в коллективе. Одни ещё молчат, но другие уже шушукаются за чаем: «При том руководителе было лучше. Он и не такие вопросы решал, и не за наш счёт».

Если все сидят друг у друга на головах, плохо работает интернет, техника старая, в помещениях холоднее или жарче допустимого, не стоит ждать великих географических открытий. Хорошо, если такой корабль будет просто держаться на плаву.

Достойно вознаграждайте

Соответственно объёму и сложности работ. Не меняйте условия оплаты в одностороннем порядке без обсуждения с коллективом. И тем более не делайте этого задним числом.

Петру Первому приписывают фразу: «Матросы - отродье хамское, но дело своё разумеют. А посему! Жалованье платить, в кабаки пускать, девкам любить. Пособие из сукна выдавать». Главнокомандующий флотом отлично понимал важность вознаграждения. Но и о дисциплине помнил: «Будучи за границей на берег не спущать. Ибо он умного слова не скажет и драку учинит. Коков и боцманов держать на шкентеле, дабы они флот не позорили российский».

Мониторьте настроения коллектива

Для этого общайтесь с сотрудниками не только через отчёты и планёрки, где люди пишут и говорят то, что от них хотят услышать. Порой это совпадает с тем, что на самом деле думают, чувствуют и делают работники, а порой - нет.

Чувствовать настроения коллектива важно, чтобы заранее увидеть зарождение бунта. Не думайте, что наспех составленные психологические портреты сотрудников - неизменные характеристики. То, что в обычных условиях принимается за норму, измотанный коллектив сочтёт за ярмо и постарается сбросить.

Пресекайте мятеж

Если ваш отдел не автономен, работает в связке с другими, сразу сообщите о протестах (забастовках, прогулах, открытом неподчинении) руководству компании. Даже если в них есть ваша вина, руководителям стоит узнать о ситуации от вас. Если протестующие уже написали о своих претензиях вышестоящим персонам, ваша реакция не должна выглядеть запоздалым оправданием. 

Собирайте заинтересованные стороны, честно обсуждайте претензии, думайте, что можно исправить - хуже не будет

Бунт может быть вялотекущим саботажем, призванным дискредитировать вас в глазах руководства. Определите зачинщиков, используйте методы кнута или пряника в зависимости от силы своей позиции. Если правда на вашей стороне, а мятеж возглавляют революционеры-лентяи,  которым вдруг пришлось работать, не идите у них на поводу. Объясните возможные сценарии, а если есть факты, доказывающие грубые нарушения трудовой дисциплины с их стороны, составляйте приказ на увольнение.

P.S. Повстанцы, взвешивайте свои силы!

Далеко не всегда бунтари - злодеи. Часто это порядочные люди и исполнительные сотрудники, но их видение управления/отчётности/стратегии расходится с видением начальника. Против него и бунтуют.

Когда бунт - необоснованная импульсивная вспышка, о которой неизвестно вышестоящему начальству, бунтари рискуют испортить отношения со своим непосредственным руководством. Если это неконфликтный и незлопамятный человек, мятежники отделаются дополнительной бумажной работой и планёрками, чтобы некогда было сравнивать видение руководителя и своё. Нововведения распространятся на всех, даже на тех, кто в бунте не участвовал. Недаром в армии из-за провинности одного солдата страдает всё подразделение - работает коллективное наказание.

Когда, бунтуя, вы нарушили трудовое законодательство, у работодателя есть право уволить вас по статье, понизить в должности, перевести на другой проект, взыскать материальный и репутационный ущерб через суд.

Если вас приглашают присоединиться к бунту, хорошо подумайте. Протест, за которым скрывается банальный передел «пирога», выгоден только зачинщику. При этом убийца дракона сам становится драконом. Не надейтесь, что, придя к власти, вчерашний бунтарь станет моральным человеком и будет держать слово в ущерб своим шкурным интересам.

Источник: «Блог Мегаплана»

Biz360

Читайте также:

Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке. 
«Всех сотрудников мотивировать не надо, достаточно пятерых».
Как удержать сотрудников в кризис, когда бюджет компании ограничен.

.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Менеджмент Особый подход: как эффективно управлять творческими сотрудниками 19 сентября
    Особый подход: как эффективно управлять творческими сотрудниками
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг 19 сентября
    Как выжать максимум из корпоративных подарков: рекомендации эксперта
    Прочтёте за 16 мин. Как выжать максимум из корпоративных подарков: рекомендации эксперта по бизнес-презентам
  • Менеджмент «Недооценённых» стало меньше: бизнес готов тратиться на оценку персонала 18 сентября
    «Недооценённых» стало меньше: бизнес готов тратиться на оценку персонала
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Бетон в России больше, чем бетон: как заработать на дизайнерских решениях из «банального» материала 18 сентября
    Бетон в России больше, чем бетон: как заработать на изделиях из «банального» материала
    Прочтёте за 7 мин.
  • Персоны К каким сложностям должен быть готов предприниматель, собирающийся покорить Америку 17 сентября
    Покоряем Америку: к каким сложностям нужно быть готовым
    Прочтёте за 5 мин.
  • Кейсы Разбор полётов: почему не «взлетел» и закрылся гастро-проект «Убер Шеф» 17 сентября
    Разбор полётов: почему не «взлетел» и закрылся гастро-проект «Убер Шеф»
    Прочтёте за 10 мин.
  • Маркетинг Рисковать и удивлять: несколько хороших способов отстроиться от конкурентов в индустрии красоты 14 сентября
    Несколько хороших способов отстроиться от конкурентов в индустрии красоты
    Прочтёте за 4 мин.
  • Персоны Как «Весёлый молочник» из США строит на Алтае ферму по евро-американской модели 14 сентября
    Как «Весёлый молочник» из США строит на Алтае ферму по евро-американской модели
    Прочтёте за 11 мин.
  • Менеджмент Вдохнуть в компанию вторую жизнь: как вернуть в устоявшийся бизнес «дух стартапа» 13 сентября
    Вдохнуть вторую жизнь: как вернуть в компанию «дух стартапа»
    Прочтёте за 11 мин.
  • Идеи для бизнеса Дети в балете: как заработать на занятиях танцами с артистами Большого театра 13 сентября
    Дети в балете: как заработать на занятиях танцами с артистами Большого театра
    Прочтёте за 9 мин.
  • Менеджмент Рублём и пряником: что работодателям нужно знать о материальной мотивации сотрудников 12 сентября
    Рублём и пряником: что работодателям нужно знать о материальной мотивации
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса Автоматизация в HR-менеджменте: как устроен сервис по поиску работы рядом с домом 12 сентября
    Автоматизация в HR-менеджменте: как устроен сервис по поиску работы рядом с домом
    Прочтёте за 10 мин.
  • Менеджмент Бизнес с низким потолком: почему мини-отель не сможет генерировать большой доход 11 сентября
    Бизнес с низким потолком: можно ли заработать на мини-отеле
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как запустить массажно-оздоровительный салон в Израиле 11 сентября
    Бизнес в эмиграции: как запустить массажно-оздоровительный салон в Израиле
    Прочтёте за 7 мин.
  • Менеджмент О чём не знают будущие предприниматели: 10 важных рекомендаций от владельца бизнеса 10 сентября
    О чём не знают будущие предприниматели: важные рекомендации от владельца бизнеса
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в декрете: как заработать на домашних борщах, сырниках и котлетах 10 сентября
    Бизнес в декрете: как заработать на домашних борщах, сырниках и котлетах
    Прочтёте за 8 мин.
  • Персоны «В 17 реально страшно нанимать сотрудников на 30 лет старше»: история молодого предпринимателя 07 сентября
    «Хватайся за возможности»: история молодого предпринимателя
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Дышите глубже: как заработать на тренировках с инструктором на свежем воздухе 07 сентября
    Дышите глубже: как заработать на уличных тренировках с инструктором
    Прочтёте за 8 мин.
  • Маркетинг Два-три клика вместо звонка: как устроен сервис онлайн-записи клиентов к специалистам 06 сентября
    Два-три клика вместо звонка: как устроен сервис онлайн-записи клиентов к специалистам
    Прочтёте за 8 мин.
  • Менеджмент Молочные онлайн-берега: как «умные» кассы помогают развивать фермерскую розницу 06 сентября
    Как «умные» кассы помогают развивать фермерскую розницу
    Прочтёте за 3 мин.
Идёт загрузка материалов