Конфликты между сотрудниками возникают практически в любой компании. Особенно часто они происходят в так называемых креативных бизнесах, где высока концентрация людей творческих и эмоциональных. О том, как не допустить конфликт между сотрудниками салона красоты или вовремя его погасить, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основатель центра колористики Teperikova Алеся Теперикова. Её рекомендации достаточно универсальны и могут пригодиться предпринимателям и других сфер деятельности.
Алеся Теперикова, предприниматель из Владивостока, основатель центра окрашивания волос
Teperikova. Окончила колледж парикмахерского искусства, работала в салонах красоты, после рождения ребёнка принимала клиентов дома. В 2014 году приобрела помещение, набрала команду и открыла центр колористики. В 2020 году создала первую в России франшизу центра окрашивания волос.
Как правило, в beauty-индустрии конфликты чаще возникают между сотрудниками одной специализации. Наиболее распространённая причина – распределение материальных ресурсов. На неё приходится не менее 70% всех острых ситуаций.
Сотрудники могут спорить из-за расходных материалов или инструментов. Часто ссорятся сотрудники из разных смен, принимающие клиентов на одном и том же рабочем месте. Не редкость – конфликт между мастером и администратором. Первому может показаться, что администратор намеренно направляет клиентов к другим мастерам.
Также случаются конфликты между мастерами и руководителем студии или салона красоты. Как правило, они возникают тогда, когда:
-
владелец салона не имеет опыта работы в индустрии;
-
владелец гораздо старше сотрудников;
-
в салоне отсутствует чёткая организационная структура и единый регламент работы.
На третьем месте по распространённости – конфликты, в основе которых человеческий фактор. Сотрудники beauty-индустрии – творческие люди. Они более эмоциональны, нуждаются в самовыражении, пропускают любую ситуацию через себя, склонны к интригам. Поэтому могут начать «военные действия» против коллеги, который им не нравится, намеренно накалять обстановку в коллективе для повышения своего статуса, просто горячо спорить. Они способны в порыве чувств повести себя некрасиво и вызывающе по отношению к коллегам, игнорировать общий регламент, вызывая у других раздражение.
Как правило, руководитель салона красоты узнаёт о возникшем конфликте от одной из противоборствующих сторон, либо от других сотрудников. Исключение составляют ситуации, когда собственник бизнеса присутствует при начале спора или ссора возникает между руководителем и мастером.
Чтобы выявить конфликт ещё на стадии его зарождения, собственнику салона необходимо иметь доверительные отношения с сотрудниками. Как можно чаще присутствовать на рабочем месте, в случае вынужденного отъезда иметь надёжное доверенное лицо. Во-вторых, нужно досконально изучить индивидуальные особенности каждого сотрудника. Выяснить, кто склонен к доминированию, обладает горячим нравом, может включить «звезду» - и контролировать таких людей.
Любой конфликт в салоне красоты негативно сказывается как на обстановке в коллективе, так и на качестве работы мастеров. Поэтому важно избегать возникновения конфликтов или быстро разрешать их. Основатель проекта должен тщательно изучать каждую негативную ситуацию и принимать решения, нивелирующие проблему.
Если конфликт назревал давно, а чёткого алгоритма его решения нет - предпринимателю стоит взять на себя роль посредника между сторонами. Когда ситуация развивается стремительно, есть очевидный агрессор, руководитель должен стать арбитром. Главное – не откладывать разрешение конфликта на потом, это серьёзная управленческая ошибка.
Для начала важно собрать максимум данных о конфликте - кто выступил инициатором, по какой причине возникли разногласия. Необходимо пообщаться с каждой стороной, оценить возможный ущерб и затронутые интересы. При этом владелец салона должен соблюдать нейтралитет и быть максимально объективным. Ни в коем случае нельзя критически относиться к одной из сторон конфликта. После проверки достоверности фактов ситуацию необходимо оценить и принять меры для прекращения противоборства.
Конфликт можно урегулировать с помощью разных инструментов. Например, изменив регламент работы. К примеру, когда из-за беспорядка ссорятся два мастера, посменно работающих на одном месте, следует скорректировать должностные инструкции, прописать в них последовательность действий.
Действовать необходимо так, чтобы ситуация разрешилась с пользой для сторон и бизнеса. А не просто затухла или переросла в другое противостояние.
Самое сложное при улаживании конфликта между сотрудниками салона красоты или с мастерами – соблюдать баланс. Владельцу компании важно подстроиться под их потребности, но не допускать размытия границ или откровенного шантажа.
Если востребованный мастер перестал соблюдать общий для всех регламент, терроризирует коллег, администраторов и начальство, то с ним надо попрощаться.
Не стоит оставлять в коллективе людей, склонных к интригам, и провокаторов. Это рано или поздно негативно скажется на бизнесе.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, важно сразу набирать в команду людей, схожих по типу мышления. Это способствует полному взаимопониманию в салоне. Для меня при отборе мастеров основополагающими являются три фактора:
-
профессионализм;
-
творческий настрой;
-
пунктуальность.
Необходимо чётко прописать все стандарты и регламенты работы, должностные инструкции, организационную структуру. Владелец салона, который чаще всего и его руководитель, должен соблюдать общие для всех правила. И постоянно развивать уровень управленческой культуры, следить за трендами, не быть косным.
Важно обеспечить каждого сотрудника необходимыми материалами и инструментами в полном объёме, в идеале - отдельным рабочим местом. Необходимо развивать корпоративную культуру и ввести систему мотивации. В центре окрашивания волос Teperikova действуют особые программы начисления баллов и поощрения. Сотрудники не перегорают, не упираются в потолок своего развития, получают ценные подарки и достойную зарплату. Молодые специалисты имеют поддержку, топ-мастера – бонусные возможности.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».