Время экономической нестабильности рынка может как погубить бизнес, так и стать его точкой роста. Старые схемы во многих сферах больше не работают. В числе прочего это касается онлайн-образования. О том, какой стратегии придерживаться в кризис предпринимателям сферы EdTech, чтобы увеличить свой доход, и почему сейчас идеальное время для запуска новых онлайн-проектов, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала интернет-маркетолог Юлия Родочинская.
Юлия Родочинская – интернет-маркетолог, бизнес-тренер, основатель агентства Julia Marketing и «Института онлайн-профессий». Окончила Российский экономический университет им. Плеханова (магистр маркетинга) и Международный Эриксоновский университет коучинга (коуч). Более 10 лет занимается маркетингом. Блогер, автор популярных блогов в YouTube и других соцсетях.
В нынешней реальности многие онлайн-школы отметили резкий спад продаж и спроса. Одновременно российский рынок онлайн-услуг сильно поредел. Кто-то из игроков не справился с текущей ситуацией эмоционально и/или финансово, кто-то продемонстрировал профессиональную несостоятельность в переломный период и не смог адаптироваться к резким переменам.
Сейчас слабые игроки уходят с рынка, что открывает больше возможностей для начинающих онлайн-проектов и тех, кто смог устоять. Из-за сокращений рабочих мест, которые сейчас только начинаются, многие люди встанут перед необходимостью осваивать новые профессии и новые навыки. Поэтому рост спроса на онлайн-образование неизбежен.
Да, сейчас возникла пауза в востребованности этих услуг, хотя и не во всех нишах, но она не должна пугать. Для предпринимателей из сферы онлайн-образования это шанс переформатировать прежнюю стратегию и адаптироваться к новой реальности или организовать бизнес с нуля. Предполагаю, что через некоторое время рост этого рынка будет ещё большим, чем в пандемию.
Если у вас есть опыт офлайн-школы с большой клиентской базой, смело переходите в онлайн-пространство. Вашим экспертам не составит труда переобучиться и начать работать в новом формате.
Преимуществом станет наличие у известных экспертов вашей школы собственных раскрученных блогов. Но сейчас это справедливо только при условии, что они не успели потерять свою аудиторию из заблокированных соцсетей, вовремя сообщив подписчикам новое место встречи в интернете, например, в Telegram-канале. Они смогут рассказать своей аудитории о собственных курсах в вашем проекте и привести к вам новых клиентов.
Другой вариант привлечения аудитории – выстраивание бренда онлайн-школы. Существенный недостаток этого способа – потребуется заложить серьёзный бюджет на рекламу для раскручивания бренда.
Так как в любом случае траффик привлекается через интернет, нужно выбрать площадку, максимально подходящую для целевой аудитории онлайн-школы или онлайн-курсов. Самый работающий вариант – социальные сети. Сейчас, когда на российском рынке онлайн-услуг заблокирована самая популярная мировая соцсеть, не упустите возможность заявить о себе на новых платформах.
Это тот самый случай, когда ещё доступна низкая цена входа и низкая стоимость привлечения подписчика. Российская инста-аудитория неизбежно переключится на «ВКонтакте», Telegram, «Одноклассников», возможно, наберут популярность и другие площадки.
Сейчас важно сейчас выбрать правильную платформу для продвижения – для этого взвесьте все плюсы и минусы каждой площадки. Например, в «ВКонтакте» рекламные кампании оплачиваются в рублях, есть возможность запуска аудиорекламы, можно таргетироваться на те сообщества, которые необходимы. В «ВК» существует большое количество бесплатных инструментов для продвижения внутри платформы – создание сайта-визитки или запуск чат-бота без разработки.
Аудитория «ВКонтакте» выросла за последний месяц на 4 млн. пользователей, составив уже 50 млн. участников. Но на этой площадке уже растут ставки и цена клика, следовательно, требуется больше вложений в рекламу и создание контента. Закладывайте порядка 30% в месяц от общего рекламного бюджета на продвижение только в «ВКонтакте».
Другая популярная сейчас альтернатива – Telegram. Этот мессенджер позволяет работать с чатами и аккаунтами собеседников, создавать авторские каналы, делиться файлами любого типа и размера. Telegram-канал легче вести, чем страничку в «ВКонтакте», и проще монетизировать. За последний месяц-полтора количество подписок на российские ТГ-каналы увеличилось более чем на 40 млн.
Telegram больше подходит для продвижения блогеров, также его может использовать эксперт с личным брендом. Но как способ продвижения онлайн-школы, особенно с несколькими преподавателями, он мало подходит, по крайней мере – на данный момент. Основная причина – отсутствие ленты постов.
Если говорить о запуске онлайн-школы через холодные продажи, достаточно использовать собственный сайт и усиленную контекстную рекламу. Тут подойдёт и продвижение через лидеров мнений, но важно понимать выбранную нишу. Она может оказаться слишком конкурентной, и при низком среднем чеке рентабельность может оказаться небольшой: привлечение клиентов обойдётся дороже, чем размер полученной прибыли.
Перед запуском через холодные продажи стоит тщательно проанализировать целевую аудиторию и ёмкость рынка, тут не обойтись без привлечения грамотных маркетологов.
Итак, если вы всё-таки решились открыть свой обучающий онлан-проект, обратите внимание на следующие моменты.
Планируя запуск, проанализируйте тренды. Важно понять, что в настоящий момент «зацепит» аудиторию. Помните, что очень скоро большое количество людей останется без работы, и многим потребуется кардинальная смена сферы деятельности. Существует как минимум три востребованных ниши:
- заработок и монетизация (финансовые продукты, курсы по инвестициям);
- личностный рост (курсы по поиску ресурсного состояния, психология, коучинг);
- твёрдые навыки, так называемые hard skills (для узкопрофильных специалистов – программистов, дизайнеров, разработчиков сайтов, специалистов по продвижению в соцетях, маркетологов и т.д.).
Правильно рассчитывайте бюджет. Учитывайте не только стартовые вложения в запуск, но и ежемесячные затраты на зарплату и обслуживание бизнеса. Будьте готовы к тому, что затраты окупятся не сразу, и на этот период у вас должна быть финансовая «подушка». Сложно назвать конкретную цифру вложений: это зависит от разных факторов – выбранной ниши, финансового состояния целевой аудитории, возможностей для продвижения и т.д.
Возьмём для примера востребованного профессионала по маркетингу, работавшего в офлайне и решившего создать онлайн-продукт. Предполагаю, понадобится не менее 1,5 миллионов рублей, чтобы вложиться в формирование личного бренда, привлечение трафика в блог, поиск команды и создание продукта. Необходимы сильные методологи, пиарщики и маркетологи, существенная доля расходов – инвестиции в привлечении трафика.
Не экономьте на специалистах. Не пренебрегайте профессиональной командой, в итоге это может сыграть не в вашу пользу. Попробовать и нащупать нишу можно и с очень маленькой командой, достаточно пары человек в помощь: сам эксперт, технический сотрудник и SMM-специалист. Если запросы и масштабы большие, необходима уже профессиональная команда, в которой есть финансовый директор, бухгалтер, юрист, технический отдел, отдел методологии, отдел маркетинга, отдел создания контента. Список может быть длинным, главное – понимать: если инвестиции и ожидания серьёзные, то нужно брать профи. На работу с такой командой нужно закладывать расходы в размере 30-60% от оборота онлайн-школы.
Продумайте маркетинговую стратегию и продуктовую матрицу. Запускать онлайн-курс или школу следует, заранее разработав воронку продаж. Определяя схему обучения, уже знайте, какой продукт будет предложен аудитории следующим. Это необходимо для выстраивая с клиентом долгосрочных отношений.
Не ждите больших доходов в первые месяцы. Сейчас в сферу онлайн-образования перейдёт ещё больше профессиональных экспертов, потому что их привлекает высокая маржинальность онлайн-школ. Поэтому учитывая огромный поток желающих заработать в онлайне в кризисное время, быстрой прибыли ждать не стоит. Сначала придётся изрядно поработать над созданием качественного онлайн-продукта и привлечением целевой аудитории. На это требуется время.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».